Петр Бирюков: «Без участия жителей жилищно-коммунальная реформа невозможна»
Южный округ – один из самых больших по территории и по численности населения в Москве. Еще его называют промышленным сердцем столицы. Но не забывают здесь и о горожанах. Важная роль отводится благоустройству дворовых территорий, проспектов и улиц. И не случайно, что второй год подряд разные районы Южного округа становятся победителями городского конкурса «Московский дворик – 2003».Любят свой округ и «южане». Поэтому именно здесь «обкатываются» различные пилотные проекты, например, по созданию товариществ собственников жилья и многие другие. О том, как здесь реформируется жилищно-коммунальное хозяйство, рассказал корреспонденту газеты «Квартирный ряд» префект Южного административного округа Петр БИРЮКОВ.
КР: Для каждого человека очень важно любить свою малую родину – место, где он родился или живет. Петр Павлович, что делается в Южном округе, чтобы москвичи чувствовали себя уютно и комфортно?
П.Б.: Несомненно, как театр начинается с вешалки, так и город, тем более такой, как Москва, начинается для жителей с подъезда и со двора. Уже потом человек обращает внимание на то, как выглядят улицы и скверы. Пятый год подряд в округе реализуется программа по благоустройству дворовых территорий «Мой двор, мой подъезд». Особенно активно эта работа проводится в последние два года.
КР: Южный округ одним из первых пошел по пути комплексного благоустройства. Для чего это нужно?
П.Б.: Если раньше мы делали один двор, то жители соседних домов требовали, чтобы и у них был наведен порядок. Это же естественно! Поэтому мы решили благоустраивать сразу целые микрорайоны. В этом году подготовка к ремонту дворовых территорий и подъездов началась в январе, когда были утверждены адресные списки домов и дворовых территорий, где требуется ремонт. А также разработаны архитектурные проекты будущих обновленных площадок для детей и многое другое. Всего же было благоустроено 1035 территорий, в том числе дворовых, объектов образования, здравоохранения, учреждений культуры, промышленных предприятий. За все время, что действует программа благоустройства, мы привели в порядок больше половины дворовых территорий округа. Не остались без внимания и подъезды жилых домов, которых было отремонтировано 1851, и в более 1600 подъездах установлены системы видеонаблюдения.
КР: Петр Павлович, давайте остановимся на системах видеонаблюдения. Как по-вашему, оправдывают ли себя такие большие затраты на установку систем видеонаблюдения в подъездах жилых домов?
П.Б.: Приведу один, к сожалению, печальный пример. В районе Каширского шоссе было совершено убийство, которое тут же благодаря записи на видеокамере, установленной в подъезде и зафиксировавшей личность преступника, раскрыли. В наше неспокойное время такие меры безопасности необходимы. В районе Орехово-Борисово Северное в качестве эксперимента оборудовано системами видеонаблюдения 120 жилых домов. И, как показывает статистика, число преступлений в этом микрорайоне заметно сократилось. Так что сами видите, что бюджетные деньги не выбрасываются на ветер, а работают. Жителям уже не нужно оплачивать дорогостоящие услуги частных охранных предприятий, которые, откровенно говоря, не всегда добросовестно справляются со своими должностными обязанностями. Программа по установке систем видеонаблюдения в Южном округе рассчитана до 2007 года. Всего в жилых домах планируется установить более 8800 таких систем.
КР: Благоустройство дворов и подъездов ведется в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства. Не так давно в округе состоялся городской семинар, посвященный этой теме. Как, на ваш взгляд, в Южном округе складывается эта работа?
П.Б.: Реформа жилищно-коммунального хозяйства назрела давно. Плохое содержание и неэффективная эксплуатация жилищного фонда требовали изменений. Пока мы, как маленькие дети, делаем неуверенные шаги в этом направлении. Первым шагом в реформе ЖКХ стало создание в столице сети единых информационно-расчетных центров. В нашем округе в конце прошлого года было построено 16 таких центров: по одному в каждом районе. С их помощью удалось решить ряд вопросов. Прежде всего, плата за коммунальные услуги стала прозрачной не только для жителей, но и для разных ресурсопоставляющих организаций. Теперь, когда каждый москвич получает единый платежный документ, можно подсчитать, сколько и за какие услуги он платит. Поначалу горожане настороженно отнеслись к новым платежным документам, поскольку допускались различные ошибки. Но сегодня эта работа уже отлажена. В скором времени расчетные центры будут взаимодействовать с центрами жилищных субсидий, паспортными столами, чтобы иметь полную информацию о квартиросъемщиках. Для этого в округе прокладывается оптоволоконная сеть. Ведь в будущем все расчетные центры будут подключены к программе «Электронная Москва».
КР: Петр Павлович, в последнее время идет активная пропаганда создания различных форм объединеия жильцов. Поддерживаете ли вы такой подход к реформе жилищной сферы, и с чем это связано?
П.Б.: Сколько бы город ни вкладывал средств в коммунальное хозяйство, в благоустройство дворовых территорий, если мы не сумеем это сохранить, то не достигнем никаких результатов. Если мы не привлечем к этой работе самих жителей, то не будет никакого эффекта. Поэтому основной этап – это передача домов горожанам, то есть создание товариществ собственников жилья. В округе разработана довольно обширная программа: в течение двух лет порядка 730 домовладений должны быть охвачены такими формами самоуправления. Когда создаются ТСЖ, жители сами выбирают себе управляющие компании, они сами решают, кто будет заниматься эксплуатацией жилого фонда.
А те дотации, которые город дает на эксплуатацию 1 кв. м жилой площади, собственники жилья, как получали, так и будут получать. Только в данном случае, жители смогут сами определить, на что их потратить: то ли отремонтировать кровлю, то ли поставить пост охраны, а что-то, может быть, они выполнят своими силами. Это весьма важно. Ведь сами жители, их дети, внуки будут знать о том, что в этом доме хозяева они. Таким образом, мы должны готовить и молодое поколение управлять тем достоянием, которое им передано. Чтобы они сами, активно участвуя в реформировании жилищно-коммунальной сферы, улучшали свою жизнь.
КР: Москвичи неохотно вступают в ТСЖ и другие формы самоуправления домами. Многие боятся, что это повлечет за собой увеличение платы за коммунальные услуги…
П.Б.: В Южном округе уже более трех лет работает комплексная окружная программа формирования кондоминиумов и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья и иных форм объединения жителей в жилищной сфере. За эти годы было создано 385 кондоминиумов. Трудности, конечно, есть. Ведь путь реформы не усыпан розами.
Так, например, не определены границы земельных участков кондоминиумов, а потому не ведется их государственная регистрация. Возьмем новостройки. Не установлены право на долю в общей собственности и порядок определения доли участия в кондоминиуме каждого собственника. Это, в свою очередь, ведет к повсеместной практике отчуждения общего имущества. То есть, после принятия жилого дома в эксплуатацию и регистрации прав собственности застройщик оставляет на своем балансе общее имущество, фактически не являясь его собственником, и при этом самочинно им распоряжается. В результате, на момент передачи недвижимости в управление товариществу практически все помещения в доме проданы, в том числе и нежилые. Говорить об этом можно много. Пока не будет создана нормальная правовая база, программа будет тормозиться. Тем не менее, этим нужно заниматься. Ведь в нашем округе пока никто не вышел из товариществ собственников жилья.
КР: Несмотря на такие трудности, Южный округ стал экспериментальной площадкой: в шести районах запущены пилотные проекты по отработке механизмов эффективного управления жилищным фондом. Расскажите подробнее об этом.
П.Б.: Цель пилотных проектов – создание условий для формирования рынка жилищно-коммунальных услуг, отработка механизмов эффективного управления жилищным фондом с участием жителей, а также – правовых, имущественных, финансовых и организационных вопросов, возникающих в процессе управления жилищным фондом. Пилотные проекты должны быть реализованы с 2003 по 2005 годы. В каждом из шести районов пилотные проекты имеют свои особенности. Например, в районе Нагорный проект реализуется на базе жилищного комплекса из 11 домов-новостроек, где созданы товарищества собственников жилья. Сначала управляющая компания возьмет на себя заботы об общине. А потом, когда жители научатся всем премудростям этого дела, будет создано правление из активистов. Работа предстоит серьезная. Зачастую у людей не хватает специальных знаний, но если у горожан есть желание, то мы пойдем им навстречу. Реформа жилищно-коммунальной сферы направлена во благо жителей. И я уверен, что мы достигнем положительных результатов.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Петр Павлович Бирюков возглавляет Южный административный округ около двух лет. А начинал он свою трудовую деятельность в Курске, где окончил Курский государственный педагогический институт и Курский политехнический институт. С начала 70-х годов занимал ряд руководящих должностей в структуре треста «Мострансстрой» и Главмосстроя. В системе органов исполнительной власти Москвы трудится с 1990 года: работал первым заместителем председателя исполкома Волгоградского райсовета, возглавлял районную управу «Выхино» (ЮВАО), был заместителем префекта Центрального административного округа, префектом Северного административного округа. Петр Павлович – доктор экономических наук, имеет свыше 50 научных трудов. Женат, двое детей, внук.