23:30:44
11 апреля 2021 г.

Счетчик есть. Была бы точность…

ЖКХЗа последние годы у населения сложилось слишком уж упрощенное отношение к квартирным приборам учета: установил – и ты вроде защищен от переплат, только сведения вовремя подавай! То же самое и со счетчиками общедомовыми. Считается, что если он в доме есть, то у всех жителей платежи за коммунальные услуги должны быть заметно меньше нормативных.

Тогда почему же потоком идут жалобы на фантастические объемы воды – 20 и даже 40 кубометров, выставляемые людям в Единых платежных документах и многократно превышающие нормативы! Значит, дело не в счетчике? Тогда в чем?

Об этом мы побеседовали с Андрей Разговоровым – руководителем группы компаний «Теплоэнергоучет», которая вот уже 18 лет занимается оказанием услуги измерения отпуска и потребления энергетических ресурсов на предприятиях и в многоквартирных домах.

– Андрей Сергеевич, до 1 июля нынешнего года в соответствии с законом об энергосбережении № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года в каждой квартире и в каждом доме должны быть установлены приборы учета потребления энергетических ресурсов. П. 12 ст. 13 этого закона предписывает собственникам, не исполнившим в срок эту обязанность, обеспечить допуск к местам установки счетчиков специализированным организациям и оплатить им расходы. Как, по вашему мнению, будут развиваться события в Москве после 1 июля?

– Во многих московских домах общедомовые приборы учета устанавливались за счет городского бюджета в период с 2002 года по 2010 год. Сроки их поверки в большинстве случаев истекли, и принимать к расчетам их показания управляющие организации не имеют права. Денег на это в бюджете не предусмотрено, так как счетчики переданы на баланс ОАО «МОЭК». И 23 тысячи приборов ей поверить не по силам ни финансово, ни организационно.

С 1 сентября 2012 года вступают в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми при отсутствии домовых приборов учета начисления жителям за тепло и воду будут производиться по нормативам. Нормативы на 25–35% превышают реальные показатели потребления ресурсов.

В соответствии с Гражданским и Жилищным кодексами РФ законом об энергосбережении ответственность за оборудование домов приборами учета и их исправность лежит на собственниках жилых помещений. Поэтому когда в сентябре вам принесут квитанции-извещения на оплату коммунальных услуг по нормативам, не удивляйтесь, что вместо, условно, 1000 рублей, вам начислят 1350 рублей. Все по закону!

– И где же выход?

– Либо принять решение на общем собрании об установке своих собственных общедомовых счетчиков, либо заказать через управляющую организацию услугу измерения специализированной компании. Однако отмечу, что поверку проходят 65–68% приборов, остальные надо заменять или ремонтировать. Поэтому, процент вышедших из строя общедомовых приборов учета с каждым годом будет только нарастать. Управляющие организации не обязаны их устанавливать за свой счет. Это забота и обязанность собственников помещений.

– У вас более чем десятилетний опыт работы с приборами учета. Как обстоят дела с качеством?

– На рынке непрерывно обновляются модели приборов. Растет число производителей. Много импорта. В такой ситуации только профессионалы могут сориентировать, какие приборы имеет смысл устанавливать в своем доме, а какие – обходить стороной. Точность их работы регламентируется государственными стандартами РФ. Все сертифицированные приборы формально годятся к установке. Однако не факт, что они не врут. Например, Московский водоканал, поверив в мае поступившие приборы на допустимые погрешности измерений, забраковал целую партию. Но это Мосводоканал, где самая современная метрологическая лаборатория. А рядовые потребители должны довериться специалистам. Они знают, какие приборы лучше.

Мало не покажется?

– Сейчас в довесок к квартирному расходу приписывают огромные, регистрируемые домовыми приборами, и выставляют потребителям коммунальных услуг дополнительные счета. В чем проблема?

– В несовершенстве измерений. Измерять можно правильно, а в итоге получить недостоверные результаты. Надо всегда понимать, что мы измеряем: то ли объем, то ли массу, то ли количество чего-либо. Например, теплосчетчик – это сложный прибор, который состоит из нескольких измерительных приборов. От того, по каким алгоритмам работает этот комплекс, и от конфигурации узла учета тепла зависят результаты вычислений и, в конечном итоге, выставленный вам счет.

– Можно ли добиться реальных показателей и не платить лишнего?

– Можно. Пока первый шаг – установить в доме узел учета потребления тепловой энергии и узел учета расхода горячей и холодной воды. Учет принятой потребителем горячей воды и тепловой энергии для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения осуществляется узлами учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих. Это регламентировано Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.

Мы пошли дальше – предлагаем потребителям услугу измерения тех ресурсов, которые они реально потребляют. Например, в сетях горячего централизованного водоснабжения в дом втекает и из дома вытекает горячая вода. Часть воды в доме потребляется. Остальная вода возвращается в систему для подогрева. Если счетчики учитывают только поступившую в дом горячую воду, то переплаты не избежать.

– «Личный кабинет» в системе ГУ ИС Москвы позволяет потребителю самостоятельно вносить данные по расходу ресурса для расчета платежа. Можно ли автоматизировать этот процесс, и как быть, если будут сбои в работе квартирных счетчиков?

– Почему мы не предлагаем просто установить счетчики? Потому что их надо еще уметь обслуживать и настраивать, в случае чего. Эта работа требует регулярности и профессионализма. Кто ее делает вообще? Да никто! А плата за услугу измерения оборачивается существенной экономией и ресурсов, и финансов для жителей. Более того, мы берем на себя все расходы по установке узлов учета и даем гарантии их бесперебойной работы, что играет решающую роль во всех спорах с ресурсоснабжающими организациями при защите прав потребителей.

Как преодолеть разногласия

– У ТСЖ, ЖСК возникает много вопросов по поводу договора с ОАО «МОЭК». В частности, п. 3.3 раздела 3 «Учет горячей воды» устанавливает, что снятие показаний прибора учета производится ежемесячно по состоянию на 00.00 часов первого числа месяца, следующего за расчетным. Однако из постановления правительства РФ № 354 от 6 мая 2011г. следует, что потребители коммунальных услуг обязаны снимать показания приборов с 23 по 25 число месяца и подавать показания для начисления платежей в срок до 26 числа текущего месяца. Налицо разногласие, как его преодолеть?

– Легко. Надо привести договор в соответствие с постановлением и установить единую дату съема показаний, например – 24 числа в 00.00 часов. Такое время можно утвердить решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или на собрании членов ТСЖ и уведомить об этом ресурсоснабжающие организации. Мы подключаем все домовые и индивидуальные приборы учета к единой системе учета и архивации данных. Система сертифицирована, подает данные для начислений в автоматическом режиме сразу и в ГУ ИС района, и на сайт ТСЖ, и в ресурсоснабжающую организацию. Все возможные недоразумения, вроде несвоевременной передачи данных, сразу снимаются. Справки о потребленной горячей и холодной воде, тепловой энергии мы оформляем и подаем в ресурсоснабжающие и управляющие домами организации одномоментно в электронном виде.

– Как контролировать и фиксировать качество ресурса с тем, чтобы можно было выставлять претензии и не платить за некачественный продукт?

– У нас, к примеру, эти вопросы отработаны до автоматизма. В прямом смысле – все нарушения параметров фиксируются и протоколируются в автоматическом режиме. Остается только снять показания сбоя и выставить претензию с расчетом. Никто кроме нас сейчас это не делает. Более того, исполняя услугу измерения, мы берем на себя обязательство выявлять утечки, если они возникнут. Наша программа выявляет их автоматически и немедленно оповещает об этом управляющую организацию. Если утечка, возникшая в доме, будет своевременно устранена, то потребителям не надо будет платить лишнего. И любые посторонние подключения система выявит сразу.

Нужен третий…

– В соответствии с новыми правилами предоставления коммунальных услуг с 1 сентября 2012 г. расход тепла должен определяться по показаниям общедомовых приборов учета. Платить за тепло, например, мы будем по факту – в текущем месяце за предыдущий. Как можно проконтролировать показания домового теплосчетчика, и не могут ли его «накрутить»?

– Фактически я уже ответил на этот вопрос – надо принять все меры для того, чтобы «освободить» ресурсоснабжающую организацию от обязанности устанавливать и обслуживать домовые приборы учета и поручить это третьему незаинтересованному лицу. Мы эту операцию делаем за свой счет и не заинтересованы в «накручивании» счетчиков.

– После капитального ремонта домов в Москве в квартирах перед батареями и рефлекторами, там, где это возможно, вварили байпасы – обводные устройства, позволяющие устанавливать терморегуляторы и частично управлять процессом съема тепла как в ручном, так и в автоматическом режиме. В новых домах с 2010 года наличие байпасов обязательно и предусмотрено проектами. Как ими правильно пользоваться и можно ли с их помощью уменьшить платежи за отопление?

– Что такое байпас? Если раньше батарея или рефлектор являлись звеньями в одной тепловой цепочке с трубами, то перекрытие подачи теплоносителя в батарею или радиатор полностью прекращало течение теплоносителя. Байпас устанавливается параллельно радиатору и всегда открыт для прохода теплоносителя. Это просто обводная труба того же диаметра, что и основная.

Уменьшить или увеличить подачу тепла вы можете с помощью регулятора, вкручиваемого в специальное гнездо на входе или выходе из радиатора. Терморегуляторы бывают разные, в том числе и автоматические, настраиваемые на поддержание в помещении определенной температуры. Терморегулятор позволяет создавать в помещении наиболее приятный и комфортный для вас тепловой режим, но вряд ли это скажется на ваших платежах.

Для того, чтобы платить за тепло меньше, например в случаях, когда вы сознательно понижаете температуру в квартире до +12 градусов С, а это бывает в случаях вашего отсутствия в квартире по причине отпуска или выезда на дачу или в командировку, необходимо иметь внутри квартиры теплосчетчики, что весьма затратно. Есть и другое, вполне приемлемое решение. Мы, например, устанавливаем на радиаторах температурные радиодатчики. Зная теплотехнические характеристики сети, можно легко вычислить вашу долю в потреблении тепла в доме. Вот тогда и появится реальная и существенная экономия.

Цифры уже расписаны

– Какова сейчас ситуация в городе по реализации закона об энергосбережении?

– В Москве принята программа по энергосбережению на период до 2020 года. Во всех префектурах и районах составлены свои планы и приняты программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Цифры расписаны на каждый год. Каждый год мы должны за счет экономии снижать потребление ресурсов на 3%, начиная с 2009 года. Оценить ситуацию с выполнением принятых планов и программ трудно. Все зависит от того, как считать, какие параметры принять за исходные. Для рядового потребителя важно ощутить экономию в платежах за коммунальные услуги. Этот вопрос особенно остро встанет с 1 сентября, когда в платежках начнут выставлять объемы тепла, воды, потраченные на общем имуществе дома. Снизить расходы на 40% – это серьезно. Но мы можем помочь сэкономить и больше за счет наших разработок и профессиональных ноу-хау. И без всякого обмана.

Потребителям надо понимать, что ресурсоснабжающие организации как продавцы заинтересованы в росте объемов продаж своих продуктов, но счетчики, показывающие реальный расход, им мешают. Продавать по нормативам выгоднее. Раньше – по договорным нагрузкам продавали, теперь будут продавать по нормативам.

В соответствии с законом об энергосбережении энергоснабжающие организации обязаны профинансировать деятельность по установке приборов учета в те дома, в которых приборов пока еще нет, или они вышли из строя. Монополисты в такой работе никак не заинтересованы и не будут спешить. Зачем вредить самим себе? Поэтому, как ни крути, позаботиться об этом придется самим собственникам.

Виктор Дейнекин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация