Счетчик есть. Была бы точность…
За последние годы у населения сложилось слишком уж упрощенное отношение к квартирным приборам учета: установил – и ты вроде защищен от переплат, только сведения вовремя подавай! То же самое и со счетчиками общедомовыми. Считается, что если он в доме есть, то у всех жителей платежи за коммунальные услуги должны быть заметно меньше нормативных.
Тогда почему же потоком идут жалобы на фантастические объемы воды – 20 и даже 40 кубометров, выставляемые людям в Единых платежных документах и многократно превышающие нормативы! Значит, дело не в счетчике? Тогда в чем?
Об этом мы побеседовали с Андрей Разговоровым – руководителем группы компаний «Теплоэнергоучет», которая вот уже 18 лет занимается оказанием услуги измерения отпуска и потребления энергетических ресурсов на предприятиях и в многоквартирных домах.
– Андрей Сергеевич, до 1 июля нынешнего года в соответствии с законом об энергосбережении № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года в каждой квартире и в каждом доме должны быть установлены приборы учета потребления энергетических ресурсов. П. 12 ст. 13 этого закона предписывает собственникам, не исполнившим в срок эту обязанность, обеспечить допуск к местам установки счетчиков специализированным организациям и оплатить им расходы. Как, по вашему мнению, будут развиваться события в Москве после 1 июля?
– Во многих московских домах общедомовые приборы учета устанавливались за счет городского бюджета в период с 2002 года по 2010 год. Сроки их поверки в большинстве случаев истекли, и принимать к расчетам их показания управляющие организации не имеют права. Денег на это в бюджете не предусмотрено, так как счетчики переданы на баланс ОАО «МОЭК». И 23 тысячи приборов ей поверить не по силам ни финансово, ни организационно.
С 1 сентября 2012 года вступают в силу новые правила предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми при отсутствии домовых приборов учета начисления жителям за тепло и воду будут производиться по нормативам. Нормативы на 25–35% превышают реальные показатели потребления ресурсов.
В соответствии с Гражданским и Жилищным кодексами РФ законом об энергосбережении ответственность за оборудование домов приборами учета и их исправность лежит на собственниках жилых помещений. Поэтому когда в сентябре вам принесут квитанции-извещения на оплату коммунальных услуг по нормативам, не удивляйтесь, что вместо, условно, 1000 рублей, вам начислят 1350 рублей. Все по закону!
– И где же выход?
– Либо принять решение на общем собрании об установке своих собственных общедомовых счетчиков, либо заказать через управляющую организацию услугу измерения специализированной компании. Однако отмечу, что поверку проходят 65–68% приборов, остальные надо заменять или ремонтировать. Поэтому, процент вышедших из строя общедомовых приборов учета с каждым годом будет только нарастать. Управляющие организации не обязаны их устанавливать за свой счет. Это забота и обязанность собственников помещений.
– У вас более чем десятилетний опыт работы с приборами учета. Как обстоят дела с качеством?
– На рынке непрерывно обновляются модели приборов. Растет число производителей. Много импорта. В такой ситуации только профессионалы могут сориентировать, какие приборы имеет смысл устанавливать в своем доме, а какие – обходить стороной. Точность их работы регламентируется государственными стандартами РФ. Все сертифицированные приборы формально годятся к установке. Однако не факт, что они не врут. Например, Московский водоканал, поверив в мае поступившие приборы на допустимые погрешности измерений, забраковал целую партию. Но это Мосводоканал, где самая современная метрологическая лаборатория. А рядовые потребители должны довериться специалистам. Они знают, какие приборы лучше.
Мало не покажется?
– Сейчас в довесок к квартирному расходу приписывают огромные, регистрируемые домовыми приборами, и выставляют потребителям коммунальных услуг дополнительные счета. В чем проблема?
– В несовершенстве измерений. Измерять можно правильно, а в итоге получить недостоверные результаты. Надо всегда понимать, что мы измеряем: то ли объем, то ли массу, то ли количество чего-либо. Например, теплосчетчик – это сложный прибор, который состоит из нескольких измерительных приборов. От того, по каким алгоритмам работает этот комплекс, и от конфигурации узла учета тепла зависят результаты вычислений и, в конечном итоге, выставленный вам счет.
– Можно ли добиться реальных показателей и не платить лишнего?
– Можно. Пока первый шаг – установить в доме узел учета потребления тепловой энергии и узел учета расхода горячей и холодной воды. Учет принятой потребителем горячей воды и тепловой энергии для подогрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения осуществляется узлами учета, установленными в точке поставки и допущенными в эксплуатацию в качестве коммерческих. Это регламентировано Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Мы пошли дальше – предлагаем потребителям услугу измерения тех ресурсов, которые они реально потребляют. Например, в сетях горячего централизованного водоснабжения в дом втекает и из дома вытекает горячая вода. Часть воды в доме потребляется. Остальная вода возвращается в систему для подогрева. Если счетчики учитывают только поступившую в дом горячую воду, то переплаты не избежать.
– «Личный кабинет» в системе ГУ ИС Москвы позволяет потребителю самостоятельно вносить данные по расходу ресурса для расчета платежа. Можно ли автоматизировать этот процесс, и как быть, если будут сбои в работе квартирных счетчиков?
– Почему мы не предлагаем просто установить счетчики? Потому что их надо еще уметь обслуживать и настраивать, в случае чего. Эта работа требует регулярности и профессионализма. Кто ее делает вообще? Да никто! А плата за услугу измерения оборачивается существенной экономией и ресурсов, и финансов для жителей. Более того, мы берем на себя все расходы по установке узлов учета и даем гарантии их бесперебойной работы, что играет решающую роль во всех спорах с ресурсоснабжающими организациями при защите прав потребителей.
Как преодолеть разногласия
– У ТСЖ, ЖСК возникает много вопросов по поводу договора с ОАО «МОЭК». В частности, п. 3.3 раздела 3 «Учет горячей воды» устанавливает, что снятие показаний прибора учета производится ежемесячно по состоянию на 00.00 часов первого числа месяца, следующего за расчетным. Однако из постановления правительства РФ № 354 от 6 мая 2011г. следует, что потребители коммунальных услуг обязаны снимать показания приборов с 23 по 25 число месяца и подавать показания для начисления платежей в срок до 26 числа текущего месяца. Налицо разногласие, как его преодолеть?
– Легко. Надо привести договор в соответствие с постановлением и установить единую дату съема показаний, например – 24 числа в 00.00 часов. Такое время можно утвердить решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или на собрании членов ТСЖ и уведомить об этом ресурсоснабжающие организации. Мы подключаем все домовые и индивидуальные приборы учета к единой системе учета и архивации данных. Система сертифицирована, подает данные для начислений в автоматическом режиме сразу и в ГУ ИС района, и на сайт ТСЖ, и в ресурсоснабжающую организацию. Все возможные недоразумения, вроде несвоевременной передачи данных, сразу снимаются. Справки о потребленной горячей и холодной воде, тепловой энергии мы оформляем и подаем в ресурсоснабжающие и управляющие домами организации одномоментно в электронном виде.
– Как контролировать и фиксировать качество ресурса с тем, чтобы можно было выставлять претензии и не платить за некачественный продукт?
– У нас, к примеру, эти вопросы отработаны до автоматизма. В прямом смысле – все нарушения параметров фиксируются и протоколируются в автоматическом режиме. Остается только снять показания сбоя и выставить претензию с расчетом. Никто кроме нас сейчас это не делает. Более того, исполняя услугу измерения, мы берем на себя обязательство выявлять утечки, если они возникнут. Наша программа выявляет их автоматически и немедленно оповещает об этом управляющую организацию. Если утечка, возникшая в доме, будет своевременно устранена, то потребителям не надо будет платить лишнего. И любые посторонние подключения система выявит сразу.
Нужен третий…
– В соответствии с новыми правилами предоставления коммунальных услуг с 1 сентября 2012 г. расход тепла должен определяться по показаниям общедомовых приборов учета. Платить за тепло, например, мы будем по факту – в текущем месяце за предыдущий. Как можно проконтролировать показания домового теплосчетчика, и не могут ли его «накрутить»?
– Фактически я уже ответил на этот вопрос – надо принять все меры для того, чтобы «освободить» ресурсоснабжающую организацию от обязанности устанавливать и обслуживать домовые приборы учета и поручить это третьему незаинтересованному лицу. Мы эту операцию делаем за свой счет и не заинтересованы в «накручивании» счетчиков.
– После капитального ремонта домов в Москве в квартирах перед батареями и рефлекторами, там, где это возможно, вварили байпасы – обводные устройства, позволяющие устанавливать терморегуляторы и частично управлять процессом съема тепла как в ручном, так и в автоматическом режиме. В новых домах с 2010 года наличие байпасов обязательно и предусмотрено проектами. Как ими правильно пользоваться и можно ли с их помощью уменьшить платежи за отопление?
– Что такое байпас? Если раньше батарея или рефлектор являлись звеньями в одной тепловой цепочке с трубами, то перекрытие подачи теплоносителя в батарею или радиатор полностью прекращало течение теплоносителя. Байпас устанавливается параллельно радиатору и всегда открыт для прохода теплоносителя. Это просто обводная труба того же диаметра, что и основная.
Уменьшить или увеличить подачу тепла вы можете с помощью регулятора, вкручиваемого в специальное гнездо на входе или выходе из радиатора. Терморегуляторы бывают разные, в том числе и автоматические, настраиваемые на поддержание в помещении определенной температуры. Терморегулятор позволяет создавать в помещении наиболее приятный и комфортный для вас тепловой режим, но вряд ли это скажется на ваших платежах.
Для того, чтобы платить за тепло меньше, например в случаях, когда вы сознательно понижаете температуру в квартире до +12 градусов С, а это бывает в случаях вашего отсутствия в квартире по причине отпуска или выезда на дачу или в командировку, необходимо иметь внутри квартиры теплосчетчики, что весьма затратно. Есть и другое, вполне приемлемое решение. Мы, например, устанавливаем на радиаторах температурные радиодатчики. Зная теплотехнические характеристики сети, можно легко вычислить вашу долю в потреблении тепла в доме. Вот тогда и появится реальная и существенная экономия.
Цифры уже расписаны
– Какова сейчас ситуация в городе по реализации закона об энергосбережении?
– В Москве принята программа по энергосбережению на период до 2020 года. Во всех префектурах и районах составлены свои планы и приняты программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Цифры расписаны на каждый год. Каждый год мы должны за счет экономии снижать потребление ресурсов на 3%, начиная с 2009 года. Оценить ситуацию с выполнением принятых планов и программ трудно. Все зависит от того, как считать, какие параметры принять за исходные. Для рядового потребителя важно ощутить экономию в платежах за коммунальные услуги. Этот вопрос особенно остро встанет с 1 сентября, когда в платежках начнут выставлять объемы тепла, воды, потраченные на общем имуществе дома. Снизить расходы на 40% – это серьезно. Но мы можем помочь сэкономить и больше за счет наших разработок и профессиональных ноу-хау. И без всякого обмана.
Потребителям надо понимать, что ресурсоснабжающие организации как продавцы заинтересованы в росте объемов продаж своих продуктов, но счетчики, показывающие реальный расход, им мешают. Продавать по нормативам выгоднее. Раньше – по договорным нагрузкам продавали, теперь будут продавать по нормативам.
В соответствии с законом об энергосбережении энергоснабжающие организации обязаны профинансировать деятельность по установке приборов учета в те дома, в которых приборов пока еще нет, или они вышли из строя. Монополисты в такой работе никак не заинтересованы и не будут спешить. Зачем вредить самим себе? Поэтому, как ни крути, позаботиться об этом придется самим собственникам.