В жилищной приемной Зеленограда
С начала этого года мы уже рассказали о работе новых приемных Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в семи административных округах. Сегодня знакомим с зеленоградским опытом.
Самые разные окна
На улице Юности, в корпусе 05, где разместилось окружное жилищное управление, прием населения проходит в специально оборудованном помещении – в кабинете № 122. Это даже не кабинет, а зал, перегороженный стойкой. В нем открыто пять окошек, каждое из которых имеет свое назначение.
По вопросам приема заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях и в содействии города Москвы в приобретении жилья, например, зеленоградцы обращаются в пятое окно – в будние дни, с девяти часов утра до шести вечера. По такому графику работает и первое окно. Но его направление иное. Это приватизация квартир. А вот в других окошках специалисты принимают в строго назначенное время, по расписанию. К ним очередники могут обращаться по вопросам предоставления жилья или субсидии на приобретение жилого помещения. И там всегда помогут разобраться в возможных вариантах улучшения жилищных условий.
В этой приемной можно получить не только консультации, но и смотровые талоны на конкретные квартиры, предлагаемые по городским возмездным программам – социальной ипотеке, купле-продаже с рассрочкой платежа, бездотационные дома и другим. Также здесь ведется прием документов для оформления договоров социального найма, предоставления освободившихся комнат в коммунальных квартирах и продления договоров найма на служебные помещения.
Даже начальник управления и его заместитель принимают жителей в этом просторном кабинете. Но к ним, в отличие от других специалистов, необходимо предварительно записаться. Это можно сделать по телефону или обратиться в четвертое окно по пятницам, с 8.00 до 12.15.
На особых условиях
Жители Зеленограда хорошо знают расписание приема руководителями и специалистами жилищного управления. К тому же, вся информация размещена еще и на сайте департамента. Поэтому они приходят сюда в определенное время, в зависимости от того, какой вопрос им необходимо решить и к какому специалисту для этого обратиться. В порядке живой очереди горожане подходят к своим окошкам. У каждого специалиста на рабочем месте имеется кнопка. Если прием очередного посетителя завершился, он просто нажимает на нее, и перед номером его окна на табло, размещенном при входе в приемную, вместо слова «занято» высвечивается «свободно».
Больших очередей здесь не бывает. Все очень удобно организованно. Те же списки очередников Зеленограда размещены на стенде прямо у входа в приемную. И каждый входящий, если, конечно, он состоит на жилищном учете, может найти свою фамилию и определить, как движется очередь. Так прозрачно и совершенно доступно подается здесь информация, которая связана с жилищными проблемами.
– Наш округ небольшой, – говорит начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в ЗелАО Вячеслав Бессонов. – Когда наукоград еще застраивался, сюда приезжали люди на работу и сразу получали отдельные жилые помещения. Поэтому у нас не так остро стоит квартирный вопрос, очередников меньше всего в Москве – их около тысячи. Соответственно, и количество сотрудников в управлении тоже наименьшее по сравнению с другими округами. Мы всех своих очередников знаем хорошо, с ними работаем в постоянном режиме. В общении можем предложить им наиболее подходящие варианты улучшения жилищных условий.
Как выясняется, в очереди на бесплатное жилье, которое предоставляется по договору социального найма, в числе первых находятся граждане 1997 года постановки на учет по общим основаниям и льготники – до 1 января 2001 г. В этом плане Зеленоград вышел вперед, оставив далеко позади всю остальную столицу.
Находясь в таких особых условиях, естественно, не было надобности принимать жителей в отделах управления. Все это разумно организовать в одной приемной.
Кстати, прием населения находится под видеонаблюдением. На мониторе в кабинете начальника отдела приемной Любови Губаревой весь этот процесс как на ладони.
– Запись сохраняется какое-то определенное время, – рассказывает Любовь Николаевна. – Это на тот случай, если вдруг возникнут недоразумения, их легко можно проследить. Но в большей степени система наблюдения важна для регулирования очереди. Когда мы видим, что к определенному специалисту встало много народу, приглашаем на подмогу сотрудника из соответствующего отдела и открываем дополнительно для приема по этому направлению еще одно окно.
Счастливое мгновение
В тот день вели прием три специалиста. К четвертому окну подсела женщина с ребенком. Этой многодетной маме в начале года было предложено получить субсидию на приобретение жилого помещения. Как известно, для семей, у которых трое и более несовершеннолетних детей, размер субсидии устанавливается 100-процентный.
На блокированный счет женщины уже переведены деньги. Она даже подыскала квартиру, которую хочет купить. А сейчас зашла в приемную, чтобы оформить одни из последних недостающих документов, которые необходимо представить для государственной регистрации прав собственности на новое жилье.
Ведущий специалист Лариса Вершинина заверяет копию распоряжения департамента о предоставлении субсидии, принимает заявление, в котором говорится, что многодетных устраивает подобранное жилое помещение, и они согласны сняться с учета.
– Нам на пятерых полагается субсидия из расчета 90 кв. м, – делится очередница. – Но мы нашли на вторичном рынке трехкомнатную квартиру площадью 77 «квадратов». Она очень хорошая, после нашей «однушки» кажется огромной. А главное – не надо выплачивать дополнительные деньги. Субсидия полностью покроет все расходы.
Прежнюю муниципальную квартиру семья решила не оставлять за собой. В противном случае им выдали бы деньги из расчета только за 50 кв. м. Да и жить пришлось бы на два дома, что с маленькими детьми нереально.
Но вот уже документы готовы. Они вручены радостной женщине. И специалист напоминает ей на прощание, что после регистрации необходимо принести в управление все договоры и свидетельство на новое жилье. А для газеты Лариса Олеговна объясняет, что заявление о согласии сняться с учета, несмотря на то, что приобретена квартира площадью меньше, чем по норме предоставления, позволит многодетной семье разблокировать счет и перечислить деньги продавцу жилья. В ближайшие дни очередники смогут оформить договор купли-продажи на новую квартиру, которая, между прочим, будет еще и их собственной.
Совет и предложение
У ведущего специалиста Татьяны Прониной другая специализация. К ней идут либо на перерегистрацию, либо для постановки на жилищный учет. Вот обращается очередная посетительница. Показывает договор социального найма, где указана площадь занимаемой квартиры и состав семьи. К сожалению, «квадраты» этого жилья не укладываются в постановочную норму.
– А мой муж может встать на очередь по другому адресу? Он зарегистрирован у своих родителей, – не теряет надежду женщина.
Выслушав ее рассказ о жилищных условиях во второй квартире, специалист советует, чтобы супруг обязательно зашел в приемную. Он, по всей видимости, будет принят на учет.
Еще одна жительница Зеленограда садится у окошка Ларисы Вершининой. Она решила не дожидаться бесплатного жилья и воспользоваться возмездными вариантами. В жилищном управлении уже предложили ей площадь по договору купли-продажи с рассрочкой платежа.
– У нас в квартире было семь человек, – поясняет девушка. – Семья старшей сестры смогла приобрести жилье по ипотеке. А так как у нас совсем маленькое жилое помещение, очередь сохранилась. Очень надеюсь, что и мне помогут.
Очередницу волнует вопрос, когда придет ответ на запрос управления по поводу стоимости квартиры, которую она хочет приобрести.
– Вы не переживайте, со дня на день ответ будет, он вас устроит, – уверенно говорит Лариса Олеговна.
Времени остается все меньше
В приемную один за другим обращаются зеленоградцы по поводу приватизации своих квартир. У одного мужчины спрашиваю, чем вызван его приход?
– Времени остается мало, – отвечает он. – В марте следующего года приватизация заканчивается. Вот-вот выстроятся длинные очереди, как это уже было раньше. Надо успеть и все оформить. Мне есть кому оставить свою жилую площадь.
Сетует на нехватку время и ведущий специалист Татьяна Свистельникова. Это она сидит за первым окошком, принимает документы на приватизацию, запрашивает их от других организаций, приглашает людей на подписание договора. Все происходит, как и полагается, в режиме службы «одного окна».
– Сегодня только после обеда я приняла 13 посетителей, – отмечает жилищник. – В последнее время наблюдается явное оживление.
Не успели мы переговорить, как снова подходят люди. Одна женщина задерживается надолго. Неужели совсем особый случай?
– Ничего особенного, – сказала, наконец, освободившаяся Татьяна Михайловна. – Просто пришла на первый прием квартиросъемщица. В составе ее семьи восемь человек. Дети выросли, каждый из них обзавелся своей семье. А занимают они на основании одного ордера две квартиры. Естественно, женщина принесла много документов, надо было все проверить, внести в базу, сделать электронную выписку. Выдала ей образец доверенности на нашего сотрудника, который будет представлять интересы семьи.
Так что в Зеленограде собственников жилья станет еще больше. В приемной будут ждать, когда эта семья придет уже в полном составе. На приватизацию необходимо согласие всех ее членов.