Вариант подберут, когда в семье согласие
Очередники и переселенцы приходят на прием к начальнику Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Западном округе Андрею Федотову в надежде решить квартирный вопрос, найти для себя подходящие варианты. Однако не всегда удается им помочь. Почему?
– К сожалению, люди порой сами удлиняют путь к новоселью, – считает Андрей Федотов. – Семейные конфликты, ссоры, нежелание разговаривать друг с другом – вот основные беды очередников. Когда они, вроде бы, соглашаются участвовать в одной из возмездных жилищных программ, некоторые родственники, бывшие супруги чинят препятствия, не представляют различных справок. Поэтому так важен лад в семье. Моя жилищная практика подтверждает – стоит всем прийти к одному знаменателю, как жизнь налаживается. А возможностей улучшить жилищные условия много. Например, можно получить комфортное жилье в бездотационных домах, сеть которых быстро расширяется. Такие квартиры в новостройках Подольска сейчас предлагаются и новым очередникам, вставшим на жилищный учет после 1 марта 2005 года как нуждающиеся в содействии города.
Эти слова главного жилищника округа мы записали перед очередным приемом жителей. Они оказались злободневными.
Обременительные разводы
Первый посетитель пожаловался, что никак не может собрать пакет документов, который необходимо представить для оформления субсидии. Он живет в «двушке» на Кутузовском переулке вместе с двумя дочками, зятем, четырьмя внуками и бывшей женой. Все занимают около 54 «квадратов». Пять лет назад семья была признана нуждающейся в содействии города в приобретении жилых помещений. Одна из дочерей – многодетная мама, все ее дети несовершеннолетние. Поэтому в нынешнем году семейству предложили 100-процентную субсидию для приобретения или строительства жилья.
– Мы очень обрадовались этому предложению, – рассказывает мужчина. – Но при оформлении субсидии с нас стали запрашивать невероятное количество справок. Моя старшая дочь была замужем за иностранным гражданином, который уже давно вернулся к себе на родину, завел новую семью. А мы вынуждены добывать справку об отсутствии у него собственности… Между прочим, в Германии, где он живет, раскрытие такой информации считается вмешательством в личную жизнь. Второй зять, с которым в браке младшая дочь, – из страны, входящей в состав СНГ. С ним проще, но тоже вынуждены делать запросы. Объясните, для чего необходим весь этот сбор бумаг?
– Прежде, чем предоставить жилплощадь по одной из возмездных программ, специалисты управления должны проверить законность участия в ней семьи, – разъясняет А. Федотов. – Согласно Закону города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» семья не должна совершать за последние пять лет, предшествующих подаче заявления о постановке на учет, действий, которые повлекли за собой ухудшение жилищных условий. Чтобы подтвердить эту информацию, запрашиваются справки с места жительства нынешних и бывших членов семьи о наличии или отсутствии недвижимости в собственности. Ведь закон требует учитывать площадь каждого члена семьи. Что касается остальных справок, то о москвичах, проживающих в так называемом муниципальном жилищном фонде, мы еще можем сделать запрос. Получить же документы из ТСЖ, ЖСК и других структур управления многоквартирными домами у нас возможности нет. Именно поэтому граждане сами запрашивают и приносят необходимые документы. Тем более, если это касается других регионов.
– Старшая дочь развелась почти пять лет назад. Ее бывший супруг уехал на постоянное место жительства за границу и не претендует на нашу площадь. Так зачем с него требовать справку? – не сдается посетитель.
– С подобными вопросами обращаются многие очередники, у которых возникли проблемы с бывшими членами семьи, уехавшими в США, Францию и другие страны, где подобные документы не выдаются. Тем не менее, сегодня наблюдается дефицит площади для московских очередников. Поэтому наши юристы скрупулезно придерживаются буквы закона, перепроверяют все. И довольно часто из Правового управления приходят отказы именно из-за разводов – не прошло пяти лет после расторжения брака, – констатирует Андрей Вениаминович.
Между тем, процент разводов среди очередников в последнее время, увы, растет (хотя не каждый развод сказывается на жилищном положении семьи). Поэтому на одной из коллегий департамента дано поручение юристам – проанализировать ситуацию и выработать рекомендации для окружных управлений, в каких случаях очередникам можно предоставлять жилые помещения или субсидию, а в каких – нет. Возможно, справок и станет меньше.
Дождаться переселения
Несколько лет назад строительством домов для переселения жителей района Фили-Давыдково занималась печально известная компания «Миракс Групп», которая обанкротилась. Стройку с помощью города удалось разморозить. Но жители пятиэтажек сносимых серий до сих пор ждут переезда. Среди них и эта пожилая женщина. Она живет в доме ЖСК в собственной двухкомнатной квартире.
– Дома по Славянскому бульвару достраиваются, – говорит посетительница. – Я уже приходила в жилищное управление, где получила смотровой талон. Сначала дала согласие на одну квартиру, а потом больше понравилась другая. Мне сразу сказали, что закрепили ее за мною, но теперь снова возникли сомнения… В этих домах стали продавать жилплощадь, поэтому пришла уточнить, какая квартира все-таки моя. Живу вместе с внучкой, квартира достанется уже ей. А вдруг что-то напутают с бумагами? Переживаю.
– Не стоит беспокоиться по этому поводу, – успокаивает А. Федотов. – За вами закреплена именно та квартира, которую выбрали. Дом будет заселяться, как только оформят на него права города. Вам об этом обязательно сообщат.
Спецплощадь для очередника
Инвалид-колясочник с женой и младшей дочкой переехал в специализированную трехкомнатную квартиру в районе Солнцево пять лет назад. Прежде они жили в Северо-Западном округе, где в «однушке» осталась теперь старшая дочь. На жилищной очереди семья с 1991 года.
– Просторная квартира на первом этаже, где можно свободно передвигаться в инвалидном кресле, конечно, меня устраивает. Но у нас истек пятилетний договор, а чтобы его продлить, требуется вновь обивать пороги. Сил на это у меня все меньше. Поэтому прошу предоставить нам жилую площадь по социальному найму, – обращается к начальнику управления мужчина.
– Если вы действительно решите съехать из специализированной квартиры в Солнцеве, то у вас есть два варианта, – объясняет А. Федотов. – Первый – приобрести жилье по одной из льготных городских программ. Второй – вернуться на прежнее место жительства и дожидаться всей семьей подхода очереди на квартиру по договору социального найма.
– Приобрести мы, конечно же, ничего не сможем, а возвращаться – некуда. В нашей однокомнатной квартире живет взрослая дочь. Тесно и неудобно в коляске там.
– Тогда надо продлять договор безвозмездного пользования на специализированную квартиру. Не стоит отказывать себе в удобстве. Вы уже обустроились в доме, знаете, что и где находится в районе. В этой квартире вместе с семьей сможете жить долгие годы.
– Мы то, естественно, привыкли к новой квартире, но нужно думать и о детях. Все-таки специализированное жилье невозможно приватизировать и оставить в наследство.
– Это так. Но у такой квартиры имеются преимущества, которые вы уже оценили. Она расположена на первом этаже, есть удобные пандусы для спуска на улицу. Площадь – около 83 кв. м. По социальному найму вам положено на троих 54 метра. Думаю, разница существенная.
Еще раз все взвесив, колясочник решил продлить договор безвозмездного пользования.
По соседству будет лучше
На приеме – очередница, воспитывающая двух дочерей. Она с мужем и детьми вынуждена делить «трешку» на Можайском шоссе со свекровью и семьей брата супруга. На жилищной очереди стоят с 1998-го. Два года назад семье посетительницы предлагали приобрести с помощью социальной ипотеки трехкомнатную квартиру в Люберцах. А второй семье – оформить квартиру по договору купли-продажи с рассрочкой платежа в Чехове или воспользоваться субсидией. Но очередники отказались от этих вариантов.
– Знаем, что в нашем доме, на одной с нами площадке, есть квартира за выбытием. Это «двушка» 53,5 кв. м, на нее никто не претендует. Мы могли бы переехать туда, а семья брата мужа останется в «трешке» вместе со свекровью. Можно ли так сделать? – с надеждой в голосе спрашивает женщина. – У нас давно не складываются отношения с этой семьей. Живем, честно говоря, в тяжелейших условиях. Все наши негативные взаимоотношения видят дети.
– Вам предлагалось участвовать в возмездных программах по улучшению жилищных условий, но вы отказались, – выясняет ситуацию Андрей Федотов. – Тогда бы вы были обеспечены жилой площадью по социальной норме. Поскольку ваша очередь на предоставление социального жилья еще не подошла, соседнюю квартиру можем предложить только по возмездной форме, с выкупом по льготной цене. Но тогда вы не будете обеспечены метражом по социальной норме. К тому же, потребуется ваше согласие на снятие с жилищного учета.
– Нам не нужно другое жилье. Пусть будет меньше «квадратов», зато не придется менять район. Мы согласны приобрести эту жилплощадь. Только пойдите нам навстречу, – просит посетительница.
– Ваше дело будет направлено на рассмотрение городской жилищной комиссии. Если она одобрит предоставление соседней квартиры по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, вы сможете туда переехать.
– Надеюсь, что все сложится в нашу пользу.
Похоже, одним конфликтом будет меньше.
Заметки на полях
Когда верстался номер, стало известно, что Комиссия по жилищным вопросам правительства Москвы рекомендовала предоставить этой семье освободившуюся двухкомнатную квартиру. Семья будет снята с жилищного учета и сможет на льготных условиях рассчитаться за выделенную площадь.