Сидя на облаке
В «Доме на Брестской» продолжается выставка архитектурных проектов развития территории на месте снесенной гостиницы «Россия». Публика так увлеклась обсуждением, что попросила закрытие выставки, намеченное на 6 апреля, отложить.
Обсуждай, не обсуждай, но понятно, что парк здесь будет – таково было предложение Владимира Путина, не вызвавшее возражений мэра, да и вряд ли у кого из перманентно тоскующих по зелени москвичей оно может вызвать возражение. Так что вопрос, скорее, не в «что», а в «как».
Времени на подготовку к конкурсу было отведено катастрофически мало. Возможно, поэтому профессионалы сетуют на подавляюще дилетантский уровень проектов. «Это фактически даже не конкурс. Это смотр размышлений», – считает вице-президент Союза архитекторов России Алексей Бавыкин. По мнению архитектурного критика Григория Ревзина, единственное, что делали в Москве в парковом виде в последние 40 лет, это благоустраивали территории вокруг памятников, и конкурсанты к этому «вокруг» тяготеют. В центре внимания – концертный зал, «старинные» сооружения-новоделы, комплексы в виде цветков… А парк? Что такое парк – в виде первозданном и самодостаточном?
Пока в центре ломают копья, споря о территории напротив Кремля, в районе Щукино идут свои баталии – на ту же тему. Максим Кац, депутат муниципального собрания, хочет, чтоб в его районе был «лучший в мире парк» – с ролледромом, беседками, вайфаем, спортивной площадкой, хорошими дорожками и т. д., деньги на это выделены. Жители требуют оставить все, как было – сосны, белки, бездорожье, никакой цивилизации. Я понимаю обе стороны. То, что получилось из ЦПКиО, нравится всем: вместо балагана – культурный отдых на природе, и пусть таких мест будет много. Но у жителей Тушина нет ни аттракционов, ни сомнительных кафе, а есть свой кусочек леса, куда ходят только свои и где можно забыть о бешеном ритме города – белочек покормить вот. А ролледром? А вайфай? Туда же пойдут толпами… Будем надеяться, что депутаты и жители Щукино найдут разумный консенсус. Но я о том, что свой «кусочек леса», место для пусть короткой релаксации, нужно всем.
В Питере можно сойти с поезда на Московском вокзале, пойти по Невскому проспекту к Неве и получить массу удовольствия, обозревая выстроившиеся перед глазами красоты и отдыхая на лавочках скверов, в маленьких кафе на набережных, на газоне у Казанского собора, в конце концов… У нас, начав путешествие, скажем от Белорусского вокзала и идя до Красной площади, по бесконечной, не считая краткого вкрапления Бульварного кольца, Тверской, можно возненавидеть город.
Каким бы ни был парк напротив Кремля, он должен быть островом покоя, «своим кусочком леса» для каждого. Не надо там монументов, не надо пафоса, все это уже было, никого не удивишь. А вот добиться ощущения, что сидишь, как на облаке, и птички поют, и панорама Кремля, и дорожки вьются, красиво выложенные, и какие-то мелкие приятности за углом подстерегают – такого еще не было.
Как это сделать, не ведаю, я дилетант и высказываю тут свое сугубо личное мнение. На то и существуют первоклассные профессионалы, чтоб, увязав все особенности места и времени, сделать нам посреди города Парк – с большой буквы.