23:30:44
11 апреля 2021 г.

Лучше быть самостоятельными в меру

ЖКХСпоры о том, выгодно или нет ТСЖ и ЖСК обслуживаться через систему ЕИРЦ, идут давно. Одни предпочитают абсолютную самостоятельность и содержат всех необходимых дому специалистов – от бухгалтера до дворника. Другие поступают более рационально – сосредоточиваются на экономике, а рутину поручают сторонним организациям. Какой вариант принесет наибольшую выгоду для дома? В этом нам поможет разобраться Екатерина Семина, заместитель руководителя ГКУ «Инженерная служба Пресненского района».

Сейчас многие ТСЖ и ЖСК хотят перейти на самообслуживание. Однако прежде рекомендую им, взвесив все «за» и «против», все же оставить в ЕИРЦ обслуживание физических лиц и ведение паспортного учета. За это не придется платить – средства на зарплату сотрудникам центра и закупку оборудования выделяет бюджет.

Не каждое товарищество способно обеспечить соблюдение требований к паспортному учету – сейфовые шкафы, обособленное помещение. И уж точно ни одно ТСЖ не может себе позволить принимать людей с 9.00 до 20.00, без перерыва на обед, по субботам и в праздничные дни. Тем более что очереди в ЕИРЦ остались в прошлом. Во многих районах перешли на систему безадресного приема, при которой специалисты расчетных центров обслуживают жителей любого дома, а не только группы закрепленных домов. Единая база данных позволяет это делать. Да и у посетителей есть выбор на случай, если с кем-то из операторов не сложились отношения.

Вряд ли председателю правления или бухгалтеру нужно, чтобы жители ходили к ним по личным вопросам, с претензиями по начислениям, за справками, которые, как правило, нужны всем, всегда и сию минуту. Если же дом рассчитывается через ЕИРЦ, то поток жителей перенаправляется от председателя в расчетный центр. Получил человек документ на льготу или свидетельство о собственности – принес в ЕИРЦ. Нужна справка – тут же выписали. Председателю и бухгалтеру важнее заниматься управлением дома, эксплуатацией, вопросами экономики, защищать интересы ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями.

ЕИРЦ не только обслуживает жителей, но и составляет отчетность для ТСЖ, ЖСК. При этом и свой бухгалтер должен быть – он готовит и сдает налоговую, статистическую отчетность товарищества как юридического лица. Но этим его функции и ограничиваются. Не нужно подавать информацию по начислениям льготникам в Центр жилищных субсидий, по доверенности за него это сделает расчетный центр в электронном виде.

Единое программное обеспечение позволяет системе ЕИРЦ установить информационное взаимодействие с параллельными структурами. При обслуживании через расчетный центр упрощается механизм подачи документов на бюджетную субсидию. Если расчетный центр ведет по дому и бухгалтерию, и паспортный учет, то для оформления субсидии от ЖСК или ТСЖ требуется только произвести расчет. Это несложно. Взять в ГКУ ИС информацию о наличии прав на недвижимое имущество по каждому собственнику и умножить дотируемую площадь каждой квартиры на ставку планово-нормативного расхода, подписать расчет. ГКУ ИС проверит пакет документов и передаст в окружной ГКУ ИС.

Председатели правлений, которые самостоятельно готовят документы на получение бюджетных субсидий, знают, что бесплатно получить объединенную справку по дому о наличии прав на недвижимое имущество по всем жителям можно только в расчетном центре. Тем, кто через ЕИРЦ не обслуживается, придется заказывать ее в Москомрегистрации за деньги. А такая справка нужна каждый год. Это официальный документ, который представляется в ГКУ ИС округов для расчета бюджетных субсидий. ЕИРЦ он нужен для корректировки базы данных. В нем по каждой квартире указывается: в собственности ли она и в каких долях, кто является владельцем, и какова в доме доля города.

Часто новые собственники не приносят правоустанавливающие документы, не ставят в известность бухгалтера об изменениях в составе владельцев жилья. В этом случае выручает объединенная справка, вся информация о собственнике в ней есть. Остается направить ему уведомление и попросить представить копию правоустанавливающего документа.

Важность этого документа объясняется еще и тем, что размер платы за обслуживание и текущий ремонт общего имущества зависит от наличия второго жилья у собственника. Так как все документы в ЕИРЦ носят заявительный характер, то житель может сообщить о наличии у него другого жилого помещения, а может и не сообщить.

Как только появилось понятие «неединственное жилье», начались конфликты. Пик пришелся на 2009 год. Тогда в объединенных справках не указывались адреса второго жилого помещения, просто было написано: более одного жилого помещения.

Жители прибегали в ЕИРЦ и возмущались – откуда? Их вынуждены были отправлять за справками об отсутствии второго жилья. Это значит – отпроситься с работы и не раз, заплатить, подождать, забрать справку и отнести ее в ЕИРЦ. За такими справками отправляли своих жильцов и председатели ТСЖ, ЖСК. С 2010-го в объединенной справке указываются адреса всех жилых помещений, принадлежащих собственнику. Если приходит человек и уверяет, что у него одно жилье, то эта справка – лучший аргумент в споре с ним. Предлагаем ему представить подтверждающие документы о том, что он уже не владеет вторым помещением.

В московском законодательстве по порядку предоставления бюджетных субсидий об объединенных справках ничего не сказано. Жители должны представлять только свидетельства о праве собственности. ТСЖ, ЖСК, которые не обслуживаются через ЕИРЦ и самостоятельно оформляют субсидию, каждый год кипами носят нам копии свидетельств на своих жителей. А когда в объединенной справке обнаруживается совсем другой состав собственников, бухгалтер товарищества обычно лишь разводит руками…

Варианты разные

Если ТСЖ или ЖСК решило обслуживаться через систему ЕИРЦ, то следует обратиться в окружной ГКУ ИС. Там дадут перечень документов, необходимых для заключения договора. Это договор, утвержденный городом, где все прописано – кто, кому и что должен. Его можно заключить в любое время.

Некоторые ГУ ИС практикуют жесткую практику, требуя от ТСЖ, ЖСК передать им весь объем услуг. Это неправильно! Существуют разые варианты расчетов через ЕИРЦ. ТСЖ могут выбирать: либо заключить договор на расчеты по физическим и юридическим лицам, либо только по физическим лицам, либо только на ведение паспортного учета. Главное – понять, в каком объеме выгодно эти услуги получать.

Регистрация граждан – дело ответственное и, в случае чего, уголовно наказуемое. Порой в самостоятельных домах паспортный учет ведется абы как. Нам приходилось не раз восстанавливать регистрацию, а это сложная юридическая процедура. А каково человеку, который уверен в том, что прописан в собственной квартире, а потом оказывается, что его персональная карточка утеряна?

Оптимальный вариант – передать в ЕИРЦ и паспортный учет, и бухгалтерию. Эти услуги завязаны на одном программном продукте. Человек купил квартиру, зарегистрировался и тут же на него открывается лицевой счет.

Можно вести бухгалтерию самостоятельно, а в расчетный центр передать только паспортный стол. Но при этом бухгалтеру ТСЖ, ЖСК придется постоянно брать у паспортиста справки о гражданах, снятых с учета или поставленных на учет, задним числом производить им перерасчеты, что, как правило, восторга у людей не вызывает. Если в доме есть собственники и арендаторы нежилых помещений, их можно также включить в систему ЕИРЦ, а можно рассчитываться с ними за коммунальные услуги самостоятельно.

На ваши деньги не покушаемся

Как правило, председатели понимают, что обслуживание через ЕИРЦ облегчает им жизнь. Но считают, что расчетные центры покушаются на их деньги. О чем, собственно, идет речь?

Многие ЖСК, ТСЖ работают под управляющей компанией по договору управления. В этом случае средства, собранные с жителей на содержание и ремонт общего имущества, поступают на ее счет. Конечно, УК выгодно получить деньги полностью, и они всеми правдами и неправдами к этому стремятся. Некоторые ТСЖ и ЖСК идут у них на поводу, а на зарплату правления взимают с жителей дополнительно в виде взноса на управленческие расходы или на содержание правления, либо практикуют отдельную плату по второй квитанции.

И то, и другое вызывает справедливое возмущение жителей. На эти цели председатели дополнительно деньги собирать не могут. Расшифровка ставки за обслуживание и текущий ремонт содержит большой перечень работ, в том числе и управленческие расходы. Таким образом, собирая с людей деньги себе на зарплату, председатели дважды берут за одну и ту же услугу. За это их могут наказать.

Название услуг не должно дублировать виды работ по ставке за содержание и ремонт жилья. Лучше их назвать эксплуатационными услугами (именно так мы и советуем делать), или по-другому, но это должно иметь отношение к содержанию дома. Деньги можно пустить на содержание аппарата, из резервного фонда оплатить замену почтовых ящиков, устройство клумб – но только те работы, которых нет в расшифровке ставки за обслуживание и ремонт жилья.

Как правильно оформить эксплуатационные услуги? К примеру, на общем собрании решили, что на содержание правления и в резервный фонд жители будут собирать по 3 руб./кв. м. Составили и утвердили смету, представили ее вместе с протоколом в ГКУ ИС. Отказать им не имеют права. Тогда ЖСК, ТСЖ на свой счет будут получать деньги только за эксплуатационные услуги, остальное поступает в управляющую компанию, с которой подписан договор управления. В этом случае ГКУ ИС, УК и ЖСК (ТСЖ) заключают трехсторонний договор.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация