Лучше быть самостоятельными в меру
Споры о том, выгодно или нет ТСЖ и ЖСК обслуживаться через систему ЕИРЦ, идут давно. Одни предпочитают абсолютную самостоятельность и содержат всех необходимых дому специалистов – от бухгалтера до дворника. Другие поступают более рационально – сосредоточиваются на экономике, а рутину поручают сторонним организациям. Какой вариант принесет наибольшую выгоду для дома? В этом нам поможет разобраться Екатерина Семина, заместитель руководителя ГКУ «Инженерная служба Пресненского района».
Сейчас многие ТСЖ и ЖСК хотят перейти на самообслуживание. Однако прежде рекомендую им, взвесив все «за» и «против», все же оставить в ЕИРЦ обслуживание физических лиц и ведение паспортного учета. За это не придется платить – средства на зарплату сотрудникам центра и закупку оборудования выделяет бюджет.
Не каждое товарищество способно обеспечить соблюдение требований к паспортному учету – сейфовые шкафы, обособленное помещение. И уж точно ни одно ТСЖ не может себе позволить принимать людей с 9.00 до 20.00, без перерыва на обед, по субботам и в праздничные дни. Тем более что очереди в ЕИРЦ остались в прошлом. Во многих районах перешли на систему безадресного приема, при которой специалисты расчетных центров обслуживают жителей любого дома, а не только группы закрепленных домов. Единая база данных позволяет это делать. Да и у посетителей есть выбор на случай, если с кем-то из операторов не сложились отношения.
Вряд ли председателю правления или бухгалтеру нужно, чтобы жители ходили к ним по личным вопросам, с претензиями по начислениям, за справками, которые, как правило, нужны всем, всегда и сию минуту. Если же дом рассчитывается через ЕИРЦ, то поток жителей перенаправляется от председателя в расчетный центр. Получил человек документ на льготу или свидетельство о собственности – принес в ЕИРЦ. Нужна справка – тут же выписали. Председателю и бухгалтеру важнее заниматься управлением дома, эксплуатацией, вопросами экономики, защищать интересы ТСЖ перед ресурсоснабжающими организациями.
ЕИРЦ не только обслуживает жителей, но и составляет отчетность для ТСЖ, ЖСК. При этом и свой бухгалтер должен быть – он готовит и сдает налоговую, статистическую отчетность товарищества как юридического лица. Но этим его функции и ограничиваются. Не нужно подавать информацию по начислениям льготникам в Центр жилищных субсидий, по доверенности за него это сделает расчетный центр в электронном виде.
Единое программное обеспечение позволяет системе ЕИРЦ установить информационное взаимодействие с параллельными структурами. При обслуживании через расчетный центр упрощается механизм подачи документов на бюджетную субсидию. Если расчетный центр ведет по дому и бухгалтерию, и паспортный учет, то для оформления субсидии от ЖСК или ТСЖ требуется только произвести расчет. Это несложно. Взять в ГКУ ИС информацию о наличии прав на недвижимое имущество по каждому собственнику и умножить дотируемую площадь каждой квартиры на ставку планово-нормативного расхода, подписать расчет. ГКУ ИС проверит пакет документов и передаст в окружной ГКУ ИС.
Председатели правлений, которые самостоятельно готовят документы на получение бюджетных субсидий, знают, что бесплатно получить объединенную справку по дому о наличии прав на недвижимое имущество по всем жителям можно только в расчетном центре. Тем, кто через ЕИРЦ не обслуживается, придется заказывать ее в Москомрегистрации за деньги. А такая справка нужна каждый год. Это официальный документ, который представляется в ГКУ ИС округов для расчета бюджетных субсидий. ЕИРЦ он нужен для корректировки базы данных. В нем по каждой квартире указывается: в собственности ли она и в каких долях, кто является владельцем, и какова в доме доля города.
Часто новые собственники не приносят правоустанавливающие документы, не ставят в известность бухгалтера об изменениях в составе владельцев жилья. В этом случае выручает объединенная справка, вся информация о собственнике в ней есть. Остается направить ему уведомление и попросить представить копию правоустанавливающего документа.
Важность этого документа объясняется еще и тем, что размер платы за обслуживание и текущий ремонт общего имущества зависит от наличия второго жилья у собственника. Так как все документы в ЕИРЦ носят заявительный характер, то житель может сообщить о наличии у него другого жилого помещения, а может и не сообщить.
Как только появилось понятие «неединственное жилье», начались конфликты. Пик пришелся на 2009 год. Тогда в объединенных справках не указывались адреса второго жилого помещения, просто было написано: более одного жилого помещения.
Жители прибегали в ЕИРЦ и возмущались – откуда? Их вынуждены были отправлять за справками об отсутствии второго жилья. Это значит – отпроситься с работы и не раз, заплатить, подождать, забрать справку и отнести ее в ЕИРЦ. За такими справками отправляли своих жильцов и председатели ТСЖ, ЖСК. С 2010-го в объединенной справке указываются адреса всех жилых помещений, принадлежащих собственнику. Если приходит человек и уверяет, что у него одно жилье, то эта справка – лучший аргумент в споре с ним. Предлагаем ему представить подтверждающие документы о том, что он уже не владеет вторым помещением.
В московском законодательстве по порядку предоставления бюджетных субсидий об объединенных справках ничего не сказано. Жители должны представлять только свидетельства о праве собственности. ТСЖ, ЖСК, которые не обслуживаются через ЕИРЦ и самостоятельно оформляют субсидию, каждый год кипами носят нам копии свидетельств на своих жителей. А когда в объединенной справке обнаруживается совсем другой состав собственников, бухгалтер товарищества обычно лишь разводит руками…
Варианты разные
Если ТСЖ или ЖСК решило обслуживаться через систему ЕИРЦ, то следует обратиться в окружной ГКУ ИС. Там дадут перечень документов, необходимых для заключения договора. Это договор, утвержденный городом, где все прописано – кто, кому и что должен. Его можно заключить в любое время.
Некоторые ГУ ИС практикуют жесткую практику, требуя от ТСЖ, ЖСК передать им весь объем услуг. Это неправильно! Существуют разые варианты расчетов через ЕИРЦ. ТСЖ могут выбирать: либо заключить договор на расчеты по физическим и юридическим лицам, либо только по физическим лицам, либо только на ведение паспортного учета. Главное – понять, в каком объеме выгодно эти услуги получать.
Регистрация граждан – дело ответственное и, в случае чего, уголовно наказуемое. Порой в самостоятельных домах паспортный учет ведется абы как. Нам приходилось не раз восстанавливать регистрацию, а это сложная юридическая процедура. А каково человеку, который уверен в том, что прописан в собственной квартире, а потом оказывается, что его персональная карточка утеряна?
Оптимальный вариант – передать в ЕИРЦ и паспортный учет, и бухгалтерию. Эти услуги завязаны на одном программном продукте. Человек купил квартиру, зарегистрировался и тут же на него открывается лицевой счет.
Можно вести бухгалтерию самостоятельно, а в расчетный центр передать только паспортный стол. Но при этом бухгалтеру ТСЖ, ЖСК придется постоянно брать у паспортиста справки о гражданах, снятых с учета или поставленных на учет, задним числом производить им перерасчеты, что, как правило, восторга у людей не вызывает. Если в доме есть собственники и арендаторы нежилых помещений, их можно также включить в систему ЕИРЦ, а можно рассчитываться с ними за коммунальные услуги самостоятельно.
На ваши деньги не покушаемся
Как правило, председатели понимают, что обслуживание через ЕИРЦ облегчает им жизнь. Но считают, что расчетные центры покушаются на их деньги. О чем, собственно, идет речь?
Многие ЖСК, ТСЖ работают под управляющей компанией по договору управления. В этом случае средства, собранные с жителей на содержание и ремонт общего имущества, поступают на ее счет. Конечно, УК выгодно получить деньги полностью, и они всеми правдами и неправдами к этому стремятся. Некоторые ТСЖ и ЖСК идут у них на поводу, а на зарплату правления взимают с жителей дополнительно в виде взноса на управленческие расходы или на содержание правления, либо практикуют отдельную плату по второй квитанции.
И то, и другое вызывает справедливое возмущение жителей. На эти цели председатели дополнительно деньги собирать не могут. Расшифровка ставки за обслуживание и текущий ремонт содержит большой перечень работ, в том числе и управленческие расходы. Таким образом, собирая с людей деньги себе на зарплату, председатели дважды берут за одну и ту же услугу. За это их могут наказать.
Название услуг не должно дублировать виды работ по ставке за содержание и ремонт жилья. Лучше их назвать эксплуатационными услугами (именно так мы и советуем делать), или по-другому, но это должно иметь отношение к содержанию дома. Деньги можно пустить на содержание аппарата, из резервного фонда оплатить замену почтовых ящиков, устройство клумб – но только те работы, которых нет в расшифровке ставки за обслуживание и ремонт жилья.
Как правильно оформить эксплуатационные услуги? К примеру, на общем собрании решили, что на содержание правления и в резервный фонд жители будут собирать по 3 руб./кв. м. Составили и утвердили смету, представили ее вместе с протоколом в ГКУ ИС. Отказать им не имеют права. Тогда ЖСК, ТСЖ на свой счет будут получать деньги только за эксплуатационные услуги, остальное поступает в управляющую компанию, с которой подписан договор управления. В этом случае ГКУ ИС, УК и ЖСК (ТСЖ) заключают трехсторонний договор.