Не жди меня. И я вернусь
Одним из явных признаков обмана на рынке недвижимости служит низкая цена квартиры. Рассчитывая быстро сбыть «проблемное» жилье, хитрецы прельщают небывалой дешевизной – и обрадованные несказанной «удачей» покупатели идут на риск, с готовностью закрывая глаза на явную опасность сделки.
«Холодная война»
Утро началось для Алексея привычно – с раздражающего лязга ложек-поварешек и недоброго шипения на два женских голоса. Маленькое пространство кухни, на котором, чуть ли не сталкиваясь локтями, колдовали супруга молодого человека Марина и его мама, Нина Николаевна, было заполнено почти физически ощутимым напряжением.
«Все-таки нужно поскорее своим жильем обзаводиться», – обреченно пронеслось в голове Леши, уставшего от «холодной войны» снохи и свекрови. С недавних пор эта идея перестала казаться ему неосуществимой: накоплений и денег от продажи «лишней», доставшейся по наследству дачи, уже хватало на покупку квартиры. Причем, если не привередничать по поводу района, можно замахнуться даже на «двушку».
Всю свою сознательную жизнь Леша ютился в однокомнатном жилье с родителями, поэтому теперь, став женатым человеком, мечтал о более просторной квартире. Втайне от матери он уже подыскивал варианты и даже вышел на одного шустрого риелтора, обещавшего в короткий срок найти приемлемое жилище.
Рассеянно слушая сердитый перезвон посуды, Леша думал о том, что сейчас, когда конфликт вот-вот грозил перерасти в ожесточенную баталию, готов поступиться удобствами в виде транспортной доступности дома или планировки квартиры. Да, он согласен пойти на любые разумные уступки, лишь бы решить квартирный вопрос как можно быстрее.
Торг уместен
«Похоже, наконец-то нашелся подходящий вариант, будете довольны, – в один прекрасный день затараторил мобильник голосом энергичного риелтора. – Квартира двухкомнатная, как вы и хотели, правда, не очень большая, да и район отдаленный. Зато торг, как говорится, уместен, да и хозяйка – чудесная женщина, такая не обманет. Посмотрите – не пожалеете!»
В тот же вечер Леша с Мариной уже внимали немолодой полной женщине, которая охотно водила их по квартире. «Ремонт года три назад делали, какое-то время в этом интерьере пожить еще можно, – добродушно улыбалась она. – Балкон имеется, кухня маленькая, но чистая. Комнаты в отличном состоянии. Конечно, недостатки есть, я этого и не скрываю, но жилье продается дешево».
И в самом деле, цена оказалась сравнительно низкой, к тому же это была пусть и с недостатками, но самая настоящая «двушка».
Леша уже представлял, как у них с Мариной появится ребенок, у которого будет собственная комната. Решение было принято, оставалось лишь поставить подписи под договором – разумеется, предварительно ознакомившись со всеми необходимыми документами.
То и дело сталкиваясь лбами, Леша и Марина приступили к изучению бумаг. Перебрав их, супруги переглянулись: не далее как накануне они читали о том, как важно проверить сведения о зарегистрированных на жилплощади. Увы, приложить выписку из домовой книги хозяйка забыла или не захотела.
Одно маленькое «но»
«Ах, ну конечно, совсем из головы вылетело! – хлопнула себя по лбу «чудесная женщина» и вдруг замялась. – Понимаете, ребята, я как раз дочку сейчас из квартиры выписываю, вот и хотела принести вам эту бумагу позже, когда все будет закончено. Но… процедура немного затянулась, а деньги за квартиру нужны срочно. Может быть, купите сейчас, а дело с регистрацией сами урегулируете? Я даже согласна еще уступить…»
Неожиданно всплывшее «но» огорчило супругов: объяснения показались им подозрительными, если не сказать больше. Разумеется, покупать жилье «с начинкой», будь оно сто раз подходящим по всем статьям, они не будут – невзирая на любые «холодные войны»!
Впрочем, при воспоминании о тягостной домашней атмосфере в душе Леши шевельнулось нечто вроде сомнения: а что, если все действительно не так страшно? Покупают же люди небольшие доли в квартире, а тут – полноценное жилье, только с зарегистрированной там незнакомой теткой. Которая, если верить хозяйке, вот-вот выпишется…
И тут собственница квартиры проявила способность к торгу и небывалую щедрость души. Дама объявила, что готова уступить квартиру еще дешевле – намного дешевле, несказанно дешевле! Оказывается, деньги срочно нужны на учебу внуку, а огромная скидка будет чем-то вроде компенсации за маленькие неудобства.
В этот момент к покупателям, все еще охваченным нерешительностью, подскочил риелтор с Гражданским кодексом: «Даже если дочь нашей хозяйки не снимется с регистрации, это всегда можно будет сделать по суду. Выпишете гражданочку как бывшего члена семьи собственника. Всего и дел!»
Здравствуйте, я ваша тетя!
Заявленная хозяйкой цена буквально околдовала молодых супругов, а доводы риелтора, сдобренные ссылками на закон, помогли отбросить последние сомнения. Вскоре Леша и Марина уже были уверены в том, что им всерьез повезло: купить квартиру за такие «смешные» деньги они и не мечтали. Пресловутая гражданка скоро снимется с регистрации, в противном случае ее выпишут по суду – быстро и без разговоров.
Через два месяца супруги уже вовсю обживали новую квартиру, готовясь к ремонту: благо, уступка со стороны хозяйки помогла хорошо сэкономить. Однако, повинуясь закону подлости, именно теперь, когда все сомнения были забыты, и всплыло то самое «но»…
На пороге двухкомнатной квартиры появилась средних лет дама, подозрительно напоминавшая прежнюю хозяйку. Дама подтвердила догадку супругов, объявив, что приходится ей дочерью. А потом вконец растерявшиеся Леша и Марина узнали, что гостья собирается… поселиться по месту регистрации.
«Будете препятствовать проживанию – приду с участковым, – многозначительно взглянула на новых хозяев «дочка», грохнув на пол прихожей две большие сумки. – А если что-то не нравится, можете по суду меня выписывать, сама-то я теперь и с места не двинусь! Идти мне после развода некуда, так что будем как в коммуналке жить, раз матушка за моей спиной квартиру продала!»
Гладко было по закону…
«Что же получается, погнались за дешевизной, а купили кота в мешке? – риторически вопрошал Леша, задумчиво ероша волосы. – Но я ведь точно видел, что «двушка» оформлена в собственность матери, а дочь там лишь зарегистрирована. Выходит, придется все-таки решать вопрос в судебном порядке…»
Так супруги и поступили, написав иск о снятии дочери собственницы с регистрационного учета. Но бойкая дама не растерялась и заявила встречный иск – потребовала не чинить ей препятствия во вселении и пользовании квартирой.
Леша и Марина настолько не сомневались в своей правоте, что даже не удосужились нанять адвоката. Все казалось таким очевидным: собственник квартиры сменился, значит, дочь просто необходимо выписать. Каково же было изумление супругов, когда суд… отказал в удовлетворении их требований и встал на сторону дамы!
Выяснилось, что спорную квартиру в свое время выделили матери этого непростого семейства от работы. Дело было в лихих 1990-х, бумаги оформили кое-как, только вот при составлении документов не забыли упомянуть, что квартира предоставляется именно на семью в числе трех человек: саму собственницу, ее супруга и их дочь.
Супруг умер, а дочь переехала жить к мужу и до поры до времени в «двушке» не объявлялась. Конечно, мать-собственница имела полное право продать квартиру, но не стоило забывать и о зарегистрированной там дочери. Она, по логике суда, сохранила за собой право на бессрочное проживание. Ведь, в конце концов, ее персону учли при выделении жилплощади!
Теперь супруги вынуждены делить кров с совершенно посторонней женщиной. Но семейная пара уже нашла адвоката и готовится к новому раунду в зале суда.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Риелторы и юристы не раз подмечали, каким странным образом действует на покупателей жилья низкая цена предлагаемых квартир. Даже самые осмотрительные люди вдруг забывают обо всех рисках, закрывая глаза на подозрительные детали сделки.
Продажа квартиры с зарегистрированными в ней гражданами – один из самых распространенных способов обмана. Прельщая покупателей дешевизной недвижимости, продавцы «забывают» представить для ознакомления выписку из домовой книги – в лучшем случае показывают сокращенную выписку, в которой значатся только зарегистрированные на данный момент лица.
Проверяя квартиру, нужно требовать у продавца расширенную (архивную) выписку, которая содержит перечень лиц, когда-либо регистрировавшихся на жилплощади. Такая выписка позволит проследить всю историю квартиры и выделить моменты, которые впоследствии могут аукнуться признанием сделки купли-продажи недействительной (например, возможное нарушение прав несовершеннолетних при приватизации).
Особое внимание стоит обратить на наличие лиц, которые сохраняют за собой право жить в квартире даже после смены собственника. В частности, речь идет о тех, кто были зарегистрированы на квадратных метрах до их приватизации и отказались от участия в этой процедуре. Они сохраняют право пожизненного проживания в квартире.
В данном случае точку зрения суда понять можно, однако супругам можно посоветовать продолжать отстаивать свои интересы. Ссылаться стоит на положения п. 2 ст. 292 Гражданского кодекса: переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.