Распродажа!
Перед Новым годом чудес ждут не только дети. Ухватить что-нибудь на распродаже – это ли не чудо? Но подумайте: вряд ли кто-то будет работать себе в ущерб, а тем более – наша торговля…
Занимательная арифметика
50% скидки, лотереи, две вещи по цене одной, подарки при покупке… Подобными обещаниями пестрит предпраздничная торговля, пытаясь заманить доверчивого клиента и по возможности «развести на бабки», заставив его (по собственной воле, заметьте) купить что-то ненужное. А в худшем случае – и не самое качественное.
Двигатель торговли здесь, как известно, реклама. Слоганы с процентами, кричащими цифрами, улыбчивые снеговики на баннерах просто завораживают… Привлеченные бонусами люди устремляются в магазин, где, разумеется, «чудесами» и не пахнет. Вместо скидки в 70% покупателю предложат скидку всего в 5–10%, причем объяснят это тем, что товары по низкой цене – уже разобрали. Вздохнув, покупатель потянется к кошельку – не уходить же без покупки. Подарков нужно много.
Щедрая скидка может быть предоставлена и на лишь ограниченное число товаров. За все, что покупатель прихватит за «компанию», он расплатится сполна. Не исключен и более простой сценарий обмана: несмотря на заманчивые посулы, скидки не делаются вообще. Конечно, покупатель может развернуться и уйти, но хватит ли на то силы воли?
Частенько торговые сети прибегают и к другим хитростям. К примеру, все те же обещанные в рекламе «скидки до 70%». Как говорится, брюки превращаются… Скидка может превратиться всего в 5–10-процентную. И магазин формально окажется прав: мол, внимательнее, господа, рекламу читать надо! Там же четко сказано: «скидки – ДО 70%». О коварстве этого самого «ДО» покупатель догадывается уже миновав кассу.
Есть практика и переклеивания ценников: тогда стоимость товара в торговом зале и при оплате будет разной. Даже если бдительный покупатель и обратит на это внимание, ему могут тут же объяснить: мол, была рекламная акция, теперь она закончилась. Или же – пришла новая партия товара, но по другой цене.
Проявите бдительность и при покупке несколько одинаковых подарков: кассиру ничего не стоит «случайно» пробить вместо двух позиций три-четыре.
При написании ценника со скидкой продавец может «ошибиться» (конечно же не в пользу покупателя), неверно рассчитав, например, 20–30% скидки.
Случается, что на ценнике рядом с новой цифрой красуется перечеркнутая старая, более высокая. Подумайте, прежде чем хватать вещь: а нужна она вам, купили бы ее по первоначальной, большой цене? Между прочим, ее могло и не быть в помине.
Два по цене одного
В преддверии Нового года покупателей уговаривают делать покупки «именно сейчас», доверительно сообщая, что «специальные условия действуют только сегодня». Зачастую это оказывается мифом: как известно, стоимость товаров снижается по мере приближения к праздникам, а на настоящие скидки можно рассчитывать только с января.
В пылу ажиотажа велик риск ухватить старую вещь под видом новой: когда цена вдвое меньше обычной, многие покупатели далеко не всегда обратят внимание на нюансы качества. Разглядев недостатки уже дома, разочарованный покупатель решит сдать вещь обратно в магазин – там-то и может наткнуться на плакат, сообщающий, что «товары, купленные на распродаже, обмену и возврату не подлежат».
Кто-то второпях купит ненужное, а кто-то, напротив, «не успеет» приобрести товары со скидками: покупателя просто не оповестят о датах начала и окончания распродажи. Набрав вещей и подойдя к кассе, можно услышать: «К сожалению, распродажа закончилась вчера». А были ли у распродажи какие-либо сроки, обманутый покупатель никогда не узнает.
Как известно, скупой платит дважды, поэтому к обещаниям «подарить 50% от стоимости товара» нужно относиться скептически. Наверняка вам не вернут деньги, а предложат некий подарочный купон, правда, с условиями: например, оплатить им можно только последующие покупки, причем сумма скидки будет существенно ограничена.
Нередко в торговых сетях устраивается акция «два по цене одного» или «плати за два – получай три». Обман заключается в том, что цены повышаются на весь ассортимент магазина, а в качестве «довеска» идет устаревший или бракованный товар, цена которому – копейки.
Знание – сила
Конечно, редкий человек, ждущий новогодних праздников, откажет себе в удовольст-вии пройтись по магазинам. Но чтобы свести предновогодние потери к минимуму, лучше растянуть шопинг на несколько дней – так можно будет сравнить, что и почем у разных торговцев.
Внимательно читайте рекламные листовки: самое интересное (а значит – затратное для покупателя!) указывается мелким шрифтом. Обязательно выясняйте сроки проведения распродаж, спрашивайте у продавцов, на какие конкретно товары распространяются скидки. Не нужно стесняться пользоваться калькулятором, дабы проверить за кассиром чек.
И не спешите брать товар, оставшийся в одном экземпляре. Возможно, вас намеренно вынуждают его «купить сегодня, а то не останется», тогда как закрома торговой точки ломятся от подобного «эксклюзива».
Нелишним будет проявить любопытство, как следует изучив ценник: отклеив несколько бумажек со стоимостью вещи, заявленной в качестве новинки, вы можете с удивлением обнаружить, что она… из прошлогодней коллекции.
Обманутым потребителям не нужно отказываться от отстаивания своих законных прав. На вещи, купленные в период распродажи, распространяются обычные для всех товаров правила. Иными словами, неважно, когда приобретены вещи – в сентябре, мае или перед новогодними праздниками, в случае обнаружения недостатков магазин должен осуществить обмен товаров или возврат денег.
Даже в предпраздничной суете полезно сохранять здравый смысл: отказываться от покупок по завышенным ценам, откладывать приобретение дорогостоящих вещей на более «скидочное» время, заранее составлять списки покупок. В блеске праздничной мишуры легко поддаться даже незатейливому обману – и обмишуриться, потеряв не только деньги, но и веру в новогодние чудеса.