Снизят ли нам тарифы?
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил новую политическую волю города в вопросах установления тарифов на жилищные и коммунальные услуги – их надо снижать!
Из всех органов и организаций, которые имеют прямое отношение к формированию тарифов в ЖКХ, высказали предложения по их снижению путем замораживания на несколько лет только Мосэнерго (готово «заморозить» тариф на передачу тепловой энергии на 3 года, если Московская теплосетевая компания (МТК) перейдет под его управление в любой форме) и Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, с подачи которого ставка планово-нормативного расхода на содержание и ремонт общего имущества в Москве уже практически «заморожена» и не меняется с 1 января 2010 года.
О каком, собственно, снижении идет речь? Генеральный директор ОАО «МОЭК» Андрей Лихачев в интервью нашей газете (№ 41) сказал:
«В Региональную энергетическую комиссию нами представлено несколько версий тарифа на будущий год. Давайте определимся, относительно чего он будет снижен. Относительно их сегодняшнего уровня, но с индексацией на инфляцию. Таким образом, тарифы будут расти, но значительно меньше, чем инфляция. Относительно расходов граждан они действительно будут снижаться, и мы задачу, поставленную мэром Москвы, точно выполним».
Как «заморозить»
Мэр Москвы подчеркнул, что снижение тарифов на ЖКХ должно привести… к 100% оплате населением жилищных и коммунальных услуг! Нам эта идея нравится! Но хотелось бы получить расчеты и заверения от исполнителей этой задачи в том, что они уже все просчитали и подали в РЭК Москвы такие исходные данные для определения тарифов на энергетические ресурсы на 2012 год, которые бы позволили реально снизить или «заморозить» цены. Вопрос в том, кто и какой вклад должен внести?
Как следует из сообщений СМИ, руководство города считает, что предыдущее руководство МОЭК не было заинтересовано в экономии тепла у потребителей, хотя вопрос всемерной экономии энергетических ресурсов относится к числу важнейших не только в Москве, но и во всей России. Почему новое руководство МОЭК должно заботиться об экономии тепла у потребителей, если его главная задача – как можно больше тепла продать? Здесь проявляется объективно существующий конфликт интересов города, как собственника МОЭК, и МОЭК, как экономически самостоятельного субъекта энергетического рынка.
Для того чтобы руководство МОЭК заинтересованно занималось вопросами экономии тепла у потребителей, надо создать такие стимулы для всего персонала МОЭК, чтобы все, от рабочего до гендиректора боролись за каждую гигакалорию, чтобы производственники не скрывали потери тепла и других ресурсов, а выявляли их и устраняли. Тогда всем будет выгодно докладывать наверх правду, не скрывать истинное положение дел на каждом объекте, будь то МОЭК, МОЭСК, МТК и далее. Именно здесь находятся главные резервы снижения тарифов на тепло и на электрическую энергию.
Снижение издержек при производстве и потреблении тепла, электроэнергии, воды, газа, неоправданно раздутых непрофильных расходов, принятие реальных планов, реализация объективно необходимых проектов, тесное увязывание всех этих проблем с решением задач, поставленных в 16 общегородских программах развития – все это и должно привести, в конечном счете, если не к снижению тарифов на ЖКУ в 2012 году, то хотя бы к их «замораживанию» на уровне 2011 года. «Заморозили» же в Москве ставку планово-нормативного расхода на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Как было 22,92 рубля на квадратный метр в 2010 году, так и осталось в 2011 году. Значит, можно? Теперь эта ставка служит реальным тормозом для роста цен не только в Москве, но и является весомым аргументом к сдерживанию аппетитов жилищных монополий в других субъектах Федерации. Если столица может жить при такой ставке, то можно укладываться в нее и в других регионах!
Посильная ли задача?
Вполне. ОАО «Мосэнерго», например, успешно решает их путем управления издержками производства при генерации электроэнергии и тепла, минимизацией непроизводственных расходов. Собственники Мосэнерго даже предлагают правительству Москвы продать ОАО «МТК», чтобы компания могла оптимизировать процессы управления магистральными теплосетями в целях экономии тепла и поддерживать технологически оправданные режимы функционирования теплоснабжения города как единой теплоэнергетической системы. При этом руководители ООО «Газпром-энергохолдинг» готовы взять на себя обязательство «заморозить» ныне существующий для МТК тариф на передачу тепла на 3 года. С такими предложениями выступил руководитель ООО «Газпромэнергохолдинг» Денис Федоров. Если это обязательство будет реально закреплено в контракте, то почему бы не удовлетворить предложение? Можно даже поторговаться к выгоде города и москвичей. Например, предложить Мосэнерго или Газпромэнергохолдингу взять МТК и МОЭК в аренду у правительства Москвы, сохранив обязательство «заморозить» тариф на передачу тепла как минимум на 3 года, тогда и рыночная цена МТК и МОЭК за два-три года определенно вырастет, так как Мосэнерго в целях снижения производственных издер-жек сможет реализовать на свои средства и окупить проект «умной тепловой сети города» по примеру создания «умных сетей» в электроэнергетике, основанных на полной автоматизации управления технологическим процессом от генерации тепла до режимов его использования потребителями.
Есть и другой вариант. Можно объединить активы МОЭК и МТК в одном акционерном обществе, что и планируется сделать до июля 2012 года, и предложить Мосэнерго приобрести пакет, например, в 30% акций с заключением контракта на управление новым обществом (предложение экспертов Минрегиона) с жесткими условиями – «заморозить» на 3 года не только тариф на передачу тепловой энергии, но и на ее генерацию. Мосэнерго, поставляющему в Москву более 70% всего потребляемого городом тепла, за которым стоит Газпром, это вполне посильно. МОЭК в одиночку задачу снижения тарифов, производя менее 30% тепла, скорее всего, самостоятельно решить не сможет.
Можно рассмотреть и вариант со сдачей теплового хозяйства Москвы в концессию по конкурсу на концессионное управление МОЭК и МТК без их объединения. Тогда условия сдачи теплового хозяйства города в концессию могут стать еще более привлекательными для самого города и для его жителей, так как коммунальные концессиальные соглашения с инвестиционными обязатель-ствами в рамках Государственной программы города Москвы «Энергосбережение в городе Москве на 2012–2016 гг. и на перспективу до 2020 года» принимаются на среднесрочную и долгосрочную перспективы (5–10 и более лет). Это позволит Москве существенно упорядочить бюджетные расходы в коммунальном секторе и сделать их предельно прозрачными, экономически выверенными, обоснованными и прогнозируемыми.
В любом случае надо торговаться с такими энергетическими гигантами, как Газпром и Мосэнерго, и извлекать реальную экономическую выгоду из подобного рода сделок к общему удовольствию всех сторон. В конечном счете, должны выигрывать все, но прежде всего – москвичи, которые все эти годы добросовестно оплачивают неудержимо растущие счета на оплату коммунальных услуг.