23:30:44
11 апреля 2021 г.

Ответы получены, сомнения не рассеяны

ЖКХОчень скоро начнут действовать новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные правительством РФ. Внимательное знакомство с документом вызывает опасение, что переход на новые правила усилит бремя расходов населения и укрепит зависимость граждан от воли коммунальных монополистов и посредников. По нашей просьбе Минрегионразвития ответил на ряд вопросов, вызванных беспокойством по этому поводу.

Сегодня мы завершаем обсуждение полученных ответов, начатое в предыдущем номере «КР».

Что позволено одним, не позволено другим

Как мы уже отмечали, граждане практически лишены возможности заключать прямые договоры на поставку коммунальных ресурсов (тепла, воды и т. д.) с непосредственными производителями. Между ресурсоснабжающей организацией (РСО) и жильцами внедряется посредник в лице управляющей компании (УК) или ТСЖ. В предыдущем номере мы говорили о том, что в финансовом отношении такая конструкция приводит к потенциальному увеличению расходов граждан, на которых легко списать долги неплательщиков.

Сегодня мы остановимся на контроле качества поставляемых ресурсов и исправности поставок. Как следует из ответов министерства, собственно ресурсов – воды, электроэнергии или тепла – граждане не покупают. Они покупают услуги. Схема такова: ТСЖ или УК покупают ресурс у РСО и потом продают гражданам… соответствующую услугу. Куда исчезает при этом ресурс и что за услуга заменяет гражданам этот ресурс – большая загадка для заинтересованных специалистов, ломающих копья в философских баталиях с авторами правил.

В практическом плане это означает, что если вас не устраивает качество воды (к примеру, слишком много хлорки) или в розетке напряжение ниже положенного, то с претензиями вы должны обращаться в свою УК. А уж она будет дальше разбираться с РСО. Казалось бы, очень удобно, ведь РСО – далеко, а УК – вот она, под боком. Однако возникает вопрос – насколько заинтересованно она станет отстаивать мои интересы перед поставщиками ресурсов. Более того, есть основания сильно сомневаться в том, будет ли у управляющей компании моральное право вообще что-то требовать от РСО. Потому что, к сожалению, практически везде есть неплательщики, в силу этого обстоятельства УК потенциально постоянно находится в долгу перед РСО. Получается, что пусть я десять раз дисциплинированный потребитель, но спросить напрямую за некачественный товар с поставщика не могу. А когда попытаюсь делать это через УК, то сразу окажусь в одной компании с должниками, которым и отказать не грех.

Между прочим, собственникам нежилых помещений в доме (то есть юридическим лицам и частным предпринимателям) правила дают право напрямую заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями. Почему бы такое право не предоставить и жильцам, если они на этом настаивают? В министерстве на это отвечают, что собственники жилых помещений и ранее не могли заключать прямые договоры с РСО, и ссылаются при этом на Жилищный кодекс.

Пусть так, но непонятно, если часть жителей считает такой порядок общения с поставщиками ресурсов не самым удобным для себя, то почему его надо навязывать и дальше на том лишь основании, что так было и раньше? Может быть, было бы правильнее не закреплять сомнительное для граждан положение в новых правилах, а поправить ЖК? Тем более что новые правила и поправки в ЖК готовились практически одновременно. И бумагу на договоры с гражданами тратить не надо, пусть сам факт потребления услуг, как и в нынешней редакции документа, означает заключение договора, только не с УК, а с РСО. А для управляющей компании дело найдется, пусть организовывает вывоз мусора, следит за уборкой в подъездах, обеспечивает мелкий ремонт внутридомовых коммуникаций и прочее.
Ан нет, граждане заключают договор исключительно с УК. Ясное дело, что жизнь коммунальных структур от этого становится проще. А хотелось бы, чтобы легче жить было гражданам. Тем более, что они за это платят.

Но деньги вперед!

При поставке некачественных услуг права граждан ущемлены также и в финансовом отношении. Предположим, например, что частота в электросети ниже 50 Гц или горячая вода не горячая, а чуть теплая, и вместо того, чтобы попариться, потребитель проходит в душе процедуру закаливания. Или еще хуже, отопление полностью отключено по причине прорыва трубы. А в квитанции на оплату эти факты отражения не находят. Такое, знаете ли, периодически показывают по телевизору – услуги нет, а счет за нее есть. И если телезритель или потребитель полагают, что за некачественную, а тем более не оказанную услугу можно не платить, то они глубоко ошибаются.

Вот что по этому поводу сказано в ответе Минрегионразвития: «Если потребитель не согласен с расчетами ввиду некачественной услуги или ввиду ее непредоставления либо ввиду временного отсутствия потребителя в жилом помещении, потребителю необходимо будет пройти установленную в правилах процедуру предъявления требований к исполнителю услуги о перерасчете. До тех пор, пока это не будет сделано, потребитель не имеет права отказаться от оплаты предоставленных услуг.

Если потребитель не согласен с перерасчетом, он должен заявить требование о проверке перерасчета. Если исполнитель отказывается, то необходимо обратиться в суд и т. д.».

Следом, чтобы не оставалось никаких сомнений, для непонятливых читателей продублировано: «Еще раз обращаем внимание на то, что потребитель не имеет права не платить за предоставленную услугу. Он вправе требовать, а исполнитель обязан производить перерасчет платы при наличии установленных в правилах оснований». То есть, что бы ни произошло, жильцы обязаны оплачивать все, что записано в счете. А уж потом годами ходить разбираться и доказывать, что они не верблюды. Вот такая презумпция виновности потребителей. И только если потом УК или ТСЖ великодушно согласятся с доводами граждан, им произведут перерасчет. Или же обращайтесь в суд. Но деньги – вперед.

Безусловно, надо постараться понять составителей правил – проблема неплатежей стоит довольно остро, и мягкотелость в отношении злостных неплательщиков действительно недопустима. Но если речь идет о неоказанной услуге, то к потребителю можно было бы отнестись более уважительно. Тем более что силы сторон в споре о качестве услуг явно не равны.

Между прочим, даже если гражданин в нарушение правил и захочет по своей инициативе избирательно не оплатить какую-либо некачественно оказанную услугу, он физически не сможет этого сделать. Дело в том, что оплата всех услуг «замешана» в едином платежном документе и потребителю предлагается оплачивать итоговую сумму. Правда, в платежке стоимость каждой услуги расписана отдельной строкой, и потребитель может просто снизить платеж на соответствующую величину в надежде впоследствии объяснить, за что он недоплатил. Но его объяснения никого не будут интересовать.

Вот что по этому поводу сказано в ответе министерства: «Если потребитель не хочет проходить процедуру предъявления требований к исполнителю, при этом отказывается платить за какую-то услугу и оплачивает платежку частично, исполнитель будет обязан согласно правилам разносить всю полученную от по-требителя сумму по всем строчкам платежки пропорционально их начисленному размеру и по каждой отдельной строчке считать задолженность. Как только такая задолженность превысит установленный предельный уровень, то потребителю может быть отключена соответствующая неоплаченная услуга». Так и никак иначе.

При этом в министерстве уточняют, что «отключат только ту услугу, за которую превышен предельный размер задолженности». Это уточнение наглядно демонстрирует, что в министерстве сами не до конца понимают, что за правила они сформулировали. Дело в том, что отключить одну услугу так же невозможно, как не доплатить за одну услугу. Ведь всякая недоплата, согласно ответу ведомства, будет расписана по всем услугам в одинаковом по отношению к ним процентном отношении. Таким образом, по мере накопления задолженности предельный уровень, равный трем месячным нормативам потребления, будет достигнут по всем услугам одновременно! И отключать придется сразу все! Либо все, либо ничего, третьего не дано. Зачем появилась фраза об отключении только одной услуги, в этом смысле совершенно непонятно.

Шаг в сторону – попытка к бегству

В соответствии с новыми правилами для снятия показаний счетчиков гражданам будут отведены три дня. Мы поинтересовались в министерстве, не слишком ли это жесткое требование? Тем более что все три дня могут оказаться нерабочими, например, в феврале.

По этому поводу в ведомстве ответили, что «если эти даты будут выпадать на выходные, то согласно нормам Гражданского кодекса передача данных должна быть осуществлена в первый рабочий день после выходных». То есть требование оказывается еще жестче – один день.

Сжатые сроки, как нам объяснили в ответе, установлены для того, чтобы как можно точнее рассчитать плату на общедомовые нужды (ОДН) при наличии общедомового прибора учета (чтобы показания общего счетчика для дома и квартирных счетчиков снимались примерно в одно и то же время). Кроме того, необходимо время на то, чтобы уложиться в требование ЖК о выставлении очередного счета на оплату до 1-го числа следующего месяца.

Требования понятные, но совершенно не обязательные. Что касается желания успеть сформировать счет до начала месяца, то можно поступить так, как у многих сейчас происходит с оплатой за воду. Показания счетчика за август людям включают в счет за сентябрь. Времени для оформления – вагон и маленькая тележка. Задержки в оплате не происходит, просто в момент перехода оплаты от норматива к счетчику гражданам один месяц, когда счетчик уже стоит, проводят расчет по нормативу.

Одновременное снятие показаний всех счетчиков тоже не обязательно. Допустим, что в какой-то месяц человек снял показания раньше срока. Тогда результат будет заниженным, и на его долю придется меньший платеж. Но в следующем месяце он будет снимать показания уже за больший период времени, расход окажется на столько же больше, на сколько он сэкономил ранее. Соответственно, сначала он чуточку выигрывает на ОДН, а потом ровно столько же на общих расходах проигрывает.

Спрашивается, чего ради загонять себя в столь жесткие рамки, если в них все равно многие не будут укладываться? Увеличьте срок снятия показаний до последней декады месяца, и ничего страшного не произойдет.

Кто оплатит холостой пробег?

Мы поинтересовались также порядком оказания коммунальных услуг и осуществления начальных коммунальных платежей во вновь построенных домах. В правилах сказано, что собственникам жилых помещений коммунальные услуги оказываются с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Однако хорошо известно, что между практическим заселением нового дома (вручением ключей) и оформлением права собственности проходит несколько месяцев или лет. Надо ли понимать так, что впредь, пока не будет оформлено право собственности, коммунальные услуги новоселам не будут предоставляться?

В ведомстве объяснили, что конкретно этот пункт правил был написан в логике прежней редакции Жилищного кодекса до его изменения, которое было внесено законом № 123-ФЗ от 04.06.2011. «Ранее Жилищным кодексом действительно не был урегулирован вопрос о том, будут ли предоставляться коммунальные услуги до появления права собственности, и кто их будет оплачивать, – говорится в ответе. – Изменения, внесенные в ЖК, эту проблему сняли». В кодекс добавлен пункт, в соответствии с которым обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в частности, у «лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) помещения после ввода дома в эксплуатацию по передаточному акту с момента такой передачи». Теперь министерство должно подготовить изменения в правила, чтобы привести их в соответствие с новой редакцией ЖК.

Только вряд ли можно считать вопрос действительно урегулированным. Ясное дело, что таинственное «лицо» не захочет оплачивать коммунальные услуги за новоселов, получивших ключи (или ожидающих получения), но не имеющих документа о праве собственности, и будет требовать с них денег. А те в свою очередь в соответствии и с Правилами, и с ЖК имеют формальное право не платить до получения свидетельства о собственности. Так что без конфликтов дело вряд ли обойдется.

Петр Гарин, Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация