Лариса Лужина: «От нового строительства в Крылатском никуда не денешься»
Мы беседуем с народной артисткой России Ларисой Лужиной у нее дома, в Крылатском. Самая безобидная перепланировка преобразила стандартное жилье. Хозяйка убрала встроенные шкафы и антресоли, меньшую из трех комнат соединила с холлом – просторная и уютная гостиная в любую минуту готова принять людей. У Ларисы Анатольевны гостей бывает много: друзья, коллеги, родные – сын Павел с женой и внуки – пятилетний Данила и годовалый Матвей.От подиума до съемочной площадки
А когда-то… Белые зефирины ложились рядком в коробку. Приторно-сладкий от сахарной пудры воздух проникал во все поры, и казалось, что сама становишься сладкой и воздушной, как этот противный зефир… После окончания школы Лариса Лужина работала на кондитерской фабрике, на фармацевтическом заводе, была манекенщицей и мечтала стать киноактрисой.
ВГИК, большое кино – журавль в небе. Казалось, ничего этого никогда не будет: ведь во ВГИКе существовал возрастной барьер, который Лариса уже перешагнула. И все-таки невозможное случилось. Она не только поступила в институт кинематографии, став ученицей Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, но уже на первом курсе сыграла роль Светланы Ивашовой в картине Станислава Ростоцкого «На семи ветрах».
«Этот человек и этот фильм сделали мою судьбу, – говорит Лариса Анатольевна. – Наверное, без них у меня в жизни ничего бы не состоялось».
Вредный твист
Фильм «На семи ветрах» принес ей известность, признание, награды. В 1962 году еще вчера никому не известная студентка ВГИКа Лариса Лужина поехала в составе делегации на кинофестиваль в Канны. Потом были Карловы Вары, Берлин, Париж, Лондон, Осло, Тегеран… И теперь трудно представить, что один росчерк пера мог перечеркнуть все, что так гладко и складно стало складываться у актрисы. И все из-за твиста! Станцевать «крамольный» танец Ларису пригласил какой-то иностранец на приеме, который устраивала советская делегация в Каннах. Сергей Герасимов подбодрил растерявшуюся студентку: «Танцуй! Моя ученица должна уметь все!»
А чуть позже министр культуры Екатерина Фурцева аккуратно вычеркнула фамилию Лужиной из списка тех, кто должен был ехать на фестиваль в Карловы Вары. Дескать, нескромное поведение советской студентки порочит и т. д. Да еще этот номер журнала «Пари-матч», с обложки которого улыбалась Лариса, и двусмысленная строчка про «сладкую жизнь советской студентки»…
Но мэтры отечественной кинематографии – Сергей Герасимов, Станислав Ростоцкий, Григорий Чухрай – вступились за девушку. С ними воевать Фурцева не стала.
Лариса Лужина сыграла в кино около 60 ролей. Но были периоды – из рук буквально выпадала работа, которая могла бы принести радость и удовлетворение. Режиссер Владимир Мотыль хотел снимать ее в фильме «Женя, Женечка и «Катюша» – не сложилось. Уже начались съемки в картине Геннадия Полока «Один из нас» – Лужина попала в больницу с инсультом. От роли Любаши в «Офицерах» пришлось отказаться, потому что ждала ребенка. На горы лазать да верхом скакать – в ее ситуации было слишком опасно. Хотя по натуре Лариса Лужина, наверное, человек рисковый. Еще в школе прыгала с парашютом, летала на планерах. Во время съемок «Вертикали» у режиссера Станислава Говорухина стала заправской скалолазкой.
Там, в Приэльбрусье, Владимир Высоцкий написал песню «Она была в Париже». По вечерам, когда темнело, актеры сидели в палатке, разговаривали – в горах какие еще развлечения? И Лариса рассказывала о своих поездках в Париж, Осло… Новую песню Высоцкий посвятил ей, Ларисе. Их дружба с Высоцким продолжалась и в Москве. Из ее квартиры он звонил Марине Влади, там же «07» написал и спел в первый раз…
Нынешним летом Лариса Лужина ездила с коллегами по Подмосковью, на творческие встречи со зрителем. Те, что постарше, узнают актрису с первого взгляда.
Московские встречи
Проводятся такие встречи и в Москве. Лариса Анатольевна впервые побывала в Северном Бутове и осталась под впечатлением: красив новый район, просторный, и воздух необыкновенный. Чем-то он напоминает родное Крылатское двадцатилетней давности.
Тогда здесь, в Крылатском, тоже легко дышалось. Весь район был бело-голубым, воздушным и, казалось, звон знаменитого целебного источника на всех холмах слышен, как колокольный благовест восстановленного храма…
Теперь иначе. В последние годы Крылатское изменилось до неузнаваемости. Многие жители района не рады переменам. Об этом Ларисе Лужиной хорошо известно. Потому что она является советником муниципального Собрания, присутствует на его заседаниях, встречается с жителями.
Район застраивался в 80-х годах как единое целое. Но если «целое», то значит, здесь уже нет места новым зданиям, тем более в таком количестве и в такой близости от существующих. Это и беспокоит людей – новое строительство. Элитные дома с подземными гаражами наступают на детские и спортивные площадки. Многие жители в окна своих квартир теперь не видят неба, зелени холмов, а только стройки, дома, суперогромные пустующие торговые центры… От личных автомобилей район уже задыхается – их некуда ставить, из-за них не пройти по тротуару.
– Во многом эти претензии обоснованны, – соглашается Лариса Анатольевна. – Но, на мой взгляд, от нового строительства в обжитом районе никуда не деться. Это реалии времени, когда каждый кусок земли в престижном районе – на вес золота. Может быть, со мной не все согласятся, но с так называемым точечным строительством придется смириться. Тем более, что наши жители очень активно отстаивают свои права, если замечают какие-либо нарушения градостроительных норм и правил. Насколько я как советник знаю – они добились отмены возведения двух жилых домов на улице Крылатские холмы. Другое дело, что не все добрые планы города и района переходят в разряд дел. Прежде всего, строительство объектов, жизненно необходимых для молодежи, для школьников. У нас нет спортивного комплекса, доступного детям из небогатых семей. Нет современного культурного центра для них. Когда-то где-то звучали обещания, что все это планируется, что инвесторы элитного жилья готовы взять на себя расходы по строительству необходимых району объектов. Но вот новые дома вырастают как грибы после теплого дождичка, а обещанных центров для детей не прибавилось за годы ни одного…
Участие в кинофестивалях, игра в антрепризных спектаклях, членство в совете директоров благотворительного фонда инвалидов «Филантроп», работа в муниципальном Собрании, внуки… А бывает ли у Ларисы Анатольевны свободное время, и что для нее – отдых?
– Свободное время, конечно, случается. Если сама себе его освободишь. Тогда я сажусь с пуделем Лориком в кресло и мечтаю: хорошо бы ремонт сделать, паркет поменять… Дней пять помечтаю – считай, отдохнула.