Будьте здоровы!
Итак, ожидаемое и большое событие в области московского здравоохранения произошло: 4 октября на очередном заседании правительства Москвы была принята программа «Столичное здравоохранение» на 2012–2016 годы». Событие действительно неординарное, о чем убедительно, кстати, свидетельствует краткое, но весьма значимое высказывание мэра столицы: «Столичное здравоохранение» – это крупнейшая программа, по уровню систематизации проблем, задач и объему финансирования она, конечно, уникальна – подобных ей в стране еще не было».
Пирамида наоборот
То, что проблем в сфере здравоохранения накопилось предостаточно – не новость, и «рецепты» их решения тоже у многих из нас имеются. Как заметил Леонид Печатников, руководитель Департамента здравоохранения города: «в медицине, педагогике и футболе разбираются все».
Разбираться-то разбираемся, но как-то не задумываемся, что проблемы эти – наши, общие. Понятно, что у каждой из сторон (врач-пациент) – проблемы свои, но объединяет их «перевернутая экономика».
Что, собственно, и подтвердил Сергей Собянин на одной из встреч с врачами. Отвечая на вопрос о «правильной структуре здравоохранения», он заметил, что «она сегодня как перевернутая пирамида: у нас больше услуг оказывается в стационаре и меньше – в амбулаторном звене поликлиник. Во всем мире, наоборот, – все услуги предоставляются пациенту в амбулаториях и поликлиниках. У нас же, в силу разных причин (поликлиническое звено ослаблено и не обладает диагностической базой, возможностями долечивания больных и т. д.), к сожалению, эта пирамида перевернута, а если это так, то экономика здравоохранения – перевернута: деньги направляются не туда, где требуются, неэффективно расходуются…».
Профессионалы понимают, насколько серьезна сложившаяся ситуация. На одной из последних, предшествующих принятию программы, пресс-конференций Л. Печатников сказал, что самое страшное сегодня в здравоохранении – это существующий разрыв между стационарной и амбулаторной помощью. Подобное положение дел особенно недопустимо в таких специфических областях как наркология, психиатрия, онкология. И здесь просто необходимы жесткие административные меры.
Например, в ближайшее время на базе городской клинической больницы № 62 будет создана головная онкологическая клиника. С ней, в качестве подразделений, планируется связать пять онкостационаров с диспансерами.
Развитию таких объединений уделяется повышенное внимание. Например, и это отражено в подпрограмме «Материнство и детство», предстоит строительство новых перинатальных центров, родильные дома будут связаны с женскими консультациями.
Есть уверенность, что создание подобных структур, причем в разных направлениях здравоохранения, поспособствует ликвидации существующих сегодня диспропорций и нестыковок.
Беспокоит сегодня многое. Те же опросы, которые показывают, что менее половины населения города удовлетворено существующим медицинским обслуживанием. Предстоит к 2016 году приложить усилия и повысить этот уровень хотя бы до 70%.
Еще одна проблема – смертность. Основными ее причинами по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (на них приходится почти 60% смертей), злокачественные образования, травмы, несчастные случаи. Например, та же смертность от болезней системы кровообращения в 2010 году была почти на 10% выше, чем в 2009 году. От прочих болезней она не столь высока и занимает где-то около 16%.
Приходится здравоохранению Москвы нести и так называемые незапланированные финансовые нагрузки. Заключаются они в том, что почти 1,5 млн жителей из регионов и мигрантов, не имеющих страховых полисов, ежегодно лечатся и рожают в клиниках столицы бесплатно. Однако оплачивает это из своего бюджета город, а в конечном счете – его жители. Но, как заметил Леонид Печатников, клятву Гиппократа пока не отменили, и оказание медицинской помощи всем в ней нуждающимся продолжается.
Кадры решают все
В Программу включены все сегменты здравоохранения – это отражено в подпрограммах. И все заложенные в них цели, задачи, мероприятия по-своему важны. Но, следует признать, что развитию отдельных направлений уделяется повышенное внимание – как со стороны мэра, так и некоторых столичных департаментов.
Один из таких блоков – система подготовки кадров. По мнению Сергея Собянина, она требует серьезного переосмысления. Он не раз (на различных встречах и совещаниях) заострял внимание на том, что главная претензия, которую высказывают пациенты, – это зачастую неправильная диагностика, неточное, неквалифицированное лечение.
Важность и сложность этой подпрограммы отметил в докладе на заседании правительства Москвы Леонид Печатников. Он сообщил, что планируется целая перестройка в системе постдипломного образования – со стажировкой наших специалистов за рубежом и привлечением иностранных специалистов. На данный проект уже выделены необходимые средства. Будет также сделано все возможное, чтобы обеспечить к 2016 году более 90% выпускников медицинских образовательных учреждений рабочими местами. Причем готовиться конкретные специалисты будут на конкретные рабочие места.
Кстати, несколькими днями ранее, выступая на упомянутой выше пресс-конференции, руководитель Департамента здравоохранения рассказал о кадровой политике в здравоохранении Франции, которая, по его мнению, привлекательна, прежде всего, своей продуманностью и рациональностью.
Во Франции не готовят просто гинекологов, офтальмологов и т. д., а обучают отдельно для тех учреждений, городов, где специалисты по возрасту выходят на пенсию. В системе нашего здравоохранения такой подход к распределению кадров отсутствует. Поэтому предстоит четко ориентировать медицинские вузы и институты повышения квалификации врачей на те специальности, которые реально будут востребованы. А пока, к сожалению, существует диспропорция, которую еще предстоит преодолеть.
Больше внимания будет уделяться «Специализированной медицинской помощи» – это направление также выделено в подпрограмму.
Из выступления Леонида Печатникова на заседании правительства: «Специализированная медицинская помощь» – это обеспечение доступности, качества и экономической эффективности оказания специализированной помощи, в том числе высокотехнологичной. Основной задачей является оптимизация самой системы оказания специализированной медицинской помощи. И в первую очередь нацеленность на снижение смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы и заболеваний, связанных с онкологической патологией, а также социально значимых болезней, таких как туберкулез, который, к сожалению, пока у нас не очень отступает.
Есть в Программе еще один блок, о состоянии дел в котором не раз справлялся мэр. Речь – об информатизации. На скорейшее продвижение этой сверхактуальной и востребованной системы выделены все необходимые средства. Теперь дело – за внедрением. И провести его надо на самом высоком техническом и технологическом уровне.
В основе – эффективность и качество
Принятие столь ожидаемого в медицинском сообществе документа не раз откладывалось. Объяснение этому простое: мэром скрупулезно рассматривались некоторые подпрограммы, вносились коррективы, устраивались специальные совещания. Ошибок допускать не хотелось, да и средства немалые (1 трлн 160 млрд рублей) вложены в этот грандиозный по масштабам 5-летний проект.
Основополагающей в Программе по мнению Сергея Собянина должна стать тщательно проработанная система межведомственного взаимодействия. Именно она, отлаженная во всех составляющих, станет основой в реализации задуманного.
Не остался в стороне и вопрос, связанный с тем, что в процессе реализации Программы следует больше внимания уделять систематизации оказания медицинской помощи. Для чего должна быть выстроена цепочка взаимодействия между участковыми поликлиниками, амбулаторными центрами и высокотехнологичными диагностическими центрами.
«Все звенья должны как автомат работать, системно, – отметил мэр. – Для этого создается координационный управляющий центр на уровне округов. Это и есть новая система организации здравоохранения, которая направлена не на то, чтобы раздать деньги клиникам и забыть про это, а на то, чтобы оказать качественную помощь пациенту».