Шопинг на пятой точке
Мобильные телефоны и бытовая техника, мебель и стройматериалы, одежда и еда, книги и косметика, билеты в театр и украшения – список того, что можно приобрести через Интернет, кажется бесконечным. Делать покупки в виртуальных магазинах удобно – если, разумеется, подходить к делу ответственно и следовать простым правилам.
Осторожность не помешает
Достоинства интернет-магазинов очевидны: здесь и выбор больше, и цены ниже, и доставка удобнее, да и товар можно заказать, не отходя от монитора. Но нельзя забывать о риске приобрести некачественный товар или потерять деньги – как следует рассмотреть вещь во время заказа вы не сможете.
Не растеряться в многообразии интернет-магазинов поможет все та же всемирная сеть. На то, чтобы набрать в строчке поисковой системы «название выбранного магазина + отзывы» и изучить информацию, много времени не потребуется. Конечно, недостатки можно обнаружить везде, и все-таки явные случаи обмана и хамства обходить вниманием нельзя.
Ориентироваться стоит не на отклики на сайте самого магазина, а на впечатления о его работе на форумах покупателей, нелишним будет посетить страницу Общества защиты прав потребителей. Возможно, вы найдете название фирмы в одном из «черных списков».
Не обнаружили негативных отзывов и убедились в хорошей репутации магазина? Приступайте к изучению его сайта – солидная компания потратит деньги на создание удобного качественного ресурса. Понятно, что у хорошего магазина много клиентов, поэтому стоит посмотреть на счетчик посещаемости на сайте.
Еще один залог успешного обслуживания – опыт работы. За несколько лет деятельности виртуальный магазин отладил общение с клиентами, доставку товаров, процедуру решения возможных проблем. Обратите внимание на то, предоставляет ли магазин гарантию на товары, например на бытовую технику.
Как это делается
Не нужно доверять общение с магазином исключительно «всемирной паутине». Обязательно посетите раздел «контакты» на сайте: в идеале там должен быть указан не только мобильный телефон, но и городской, а также адрес фирмы, ее реквизиты. Но одного указания координат на сайте мало – важно, чтобы по указанным телефонам можно было дозвониться.
В пользу интернет-магазина скажет наличие службы поддержки. Уважающие клиентов компании размещают на сайте адрес электронной почты, номера телефонов и ICQ, иногда с консультантами можно связаться по Skype.
Обязательно изучите условия оформления заказа, доставки товара и его оплаты. Способов заказа несколько: можно зарегистрироваться на сайте, заполнив специальную форму и положив товар в виртуальную корзину, написать сообщение по электронной почте, позвонить по телефону. Независимо от выбранного варианта вам придется оставить свои данные и контактную информацию, а также подробно указать состав заказа. Сотрудники солидных интернет-магазинов связываются с клиентом после оформления заказа, уточняя условия доставки и оплаты.
Получить товар можно по почте, с помощью курьера (лучше, если у магазина имеется собственная курьерская служба, а доставка осуществляется в течение 1-2 дней и бесплатно) или самовывозом. Вариантов оплаты тоже несколько, самый популярный из них, разумеется, наличными – оплата курьеру, непосредственно продавцу при самовывозе или на почте при получении товара наложенным платежом.
Также оплатить товар можно электронными деньгами с помощью электронной платежной системы, кредитными картами, безналичным перечислением через банк. Как правило, интернет-магазин предоставляет клиенту право выбирать способ оплаты по своему вкусу, если же продавец настаивает на обязательной предоплате «безналом», подыщите другого.
Все-таки дистанционно!
Получая заказ, внимательно осмотрите товар – нет ли видимых механических повреждений, соблюдена ли комплектность, приложены ли необходимые документы и инструкция на русском языке. Обязательно проверьте, как работает бытовая техника, есть ли на нее гарантия.
При возникновении малейших сомнений по поводу заказа лучше от покупки отказаться. Такая перестраховка оправдана: не желая отвечать за недостатки проданных товаров, интернет-магазины по-своему трактуют законы, а иногда и устанавливают свои требования, имеющие мало общего с правовыми нормами.
Казалось бы, подобные продажи можно считать дистанционными – покупатель выбирает товар не непосредственно в магазине, а по описанию, содержащемуся в каталоге. При такой покупке, согласно п. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей» и п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. № 612, покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение семи дней.
Тем не менее интернет-магазин может отказаться возвращать деньги за товар, огорошив вас тем, что дистанционной продажей не занимается! Объяснение выглядит логично: заказ доставил курьер, покупатель осмотрел товар и проверил его рабочие качества, следовательно, непосредственно ознакомился с вещью.
Подобную точку зрения разделяют некоторые юристы, упирая на то, что при получении товара на почте продажу можно считать дистанционной, а при доставке курьером – нет. С другой стороны, многие служители закона убеждены в том, что интернет-магазины в любом случае торгуют дистанционно: в конце концов курьер лишь доставляет вещь, а не демонстрирует ее, как коммивояжер.
Так или иначе, но в случае виртуального приобретения некачественного товара придется иметь дело с реальными проблемами: требовать замены товара или возврата денег, писать претензии, обращаться в суд… От этих неприятностей в немалой степени уберегут грамотный выбор виртуального магазина и придирчивый подход к оформлению покупки.