23:30:44
11 апреля 2021 г.

Москва словам не верит

Внимание, мошенникиРешив снять квартиру, вам мало установить хорошие отношения с ее хозяином и составить договор – нужно предусмотреть все мельчайшие детали предстоящей сделки. Ведь не исключено, что собственник жилья сменится и от жильцов могут потребовать платить больше. А то и просто указать на дверь.

Женское царство

Еле удерживая на плече огромную сумку с только что купленной домашней утварью, Лида ловко справилась с замком квартиры. Следом за ней, сгибаясь под тяжестью двух внушительного размера пакетов, в «однушку» проследовала сестра Люся. Посмотрев друг на друга, уставшие близняшки дружно вздохнули: нелегка ты, женская доля, даже жилье приходится обустраивать самим!

Впрочем, Лиде и Люсе грех было жаловаться на жизнь. Приехав в столицу из сибирского городка, они не без труда, но все же поступили в институт на заочное – учиться на экономистов. Давняя подруга их матери, хорошо устроившаяся в Москве, помогла с работой. А потом сестрам повезло еще раз – они сняли квартиру по весьма сходной цене.

Хозяин «однушки», вежливый и скромный Михаил Иванович, ничего не скрыл: квартира находится не в лучшем состоянии, и он готов сбавить цену, если девушки приведут все в порядок. «Согласны, сестры-вишенки? – подмигнул собственник. – Визитами досаждать не стану, а деньги будете переводить ежемесячно через банк на мой счет».

Вскоре квартира преобразилась: бодрые сибирячки сами поклеили новые обои, быстро привели в порядок сантехнику, сведя дружбу со слесарем из местного ДЕЗа. Появились аккуратные шторы на окнах, трогательные коврики и салфеточки, недорогая, но симпатичная посуда на кухне. И процесс облагораживания жилища все продолжался…

Визит дамы

Наскоро поужинав, сестры приступили к приятной процедуре разбора покупок. Из пакетов показались яркие тарелки, графин с веселыми ягодками, ложки-поварешки, красивые складные коробки для вещей, прихваченная зачем-то забавная игрушка, изображавшая нечто среднее между зайцем и собакой… Наконец близняшки выудили из огромной сумки коробку с деталями для полки и уселись изучать мудреную схему сборки.

Процесс осмотра хитрых гвоздиков и креплений прервал звонок в дверь. Лида и Люся переглянулись: в гости никого не приглашали, а хозяин квартиры, верный обещанию, никогда их не навещал.

На пороге девушки увидели незнакомку, одетую в строгий костюм.

С минуту она хранила молчание, переводя взгляд с одной сестры на другую, а потом вздохнула: «Я – дочь хозяина этой квартиры. К несчастью, Михаил Иванович скоропостижно скончался, старая болезнь неожиданно дала о себе знать… По завещанию жилье переходит ко мне, теперь нам нужно обсудить новые условия найма». И дама шагнула в комнату.

Растерявшись, сестры не могли произнести ни звука. Подумать только, милый и совсем еще нестарый дядечка внезапно умер – какая жалость! Минуточку, но ведь он заключил с сестрами договор по всем правилам, они исправно переводили деньги на указанный счет – о каком изменении условий может идти речь?

Ультиматум

Показав девушкам бумагу, согласно которой «однушка» переходит к ней, дочь Михаила Ивановича заявила: те «смешные» деньги, которыми довольствовался отец, ее не устраивают. Или сестры платят новой хозяйке на несколько тысяч больше, или могут отправляться на все четыре стороны!

«Ремонт за ваш счет? Ни о каком ремонте я не знаю! – усмехнулась на прощание несговорчивая дама. – Договор составлен, это факт, но там о ремонте нет ни слова, да и описи передаваемого имущества нет. Если что, найду на вас управу, скажу, например, что вы антикварный комод из квартиры умыкнули. Что-то его нигде, кстати, не видно…».

От такого нахальства сестры снова потеряли дар речи. Они отлично помнили развалившийся древний комод, который Михаил Иванович лично отправил на помойку – там «антиквариату» было самое место!

Наверное, опись имущества действительно бы не помешала, но хозяин о сохранности вещей и не заикался. Даже наоборот: предоставил жиличкам право самим решать, как обустроить «однушку»…

Весь оставшийся вечер Лида и Люся, забросив разбор покупок, пытались обдумать неожиданно свалившуюся проблему. Новоиспеченная хозяйка дала на сборы всего три дня, за такой срок другое жилье, да еще так близко к работе, не снимешь. Не говоря уже о том, что денег у сестер было в обрез, к тому же бросать плоды своих трудов не хотелось…

Скрепя сердце, решили: «Пусть подавится, будем платить чуть больше! Глядишь, подыщем скоро новое жилье, съедем. А пока ничего не поделаешь, придется выполнять ее условия».

Меж двух огней

С тех пор сестры безропотно следовали указаниям новой хозяйки. Раз в месяц та являлась за деньгами лично, не доверяя банкам и счетам. Похоже, капризная фортуна от Люси и Лиды отвернулась – найти новое, столь же подходящее жилье девушкам никак не удавалось. Они смиренно терпели вздорную хозяйку, но вскоре ситуация обострилась.

На сей раз на пороге «однушки» появился молодой мужчина, который заявил, что… является наследником квартиры! В подтверждение своих слов незнакомец, оказавшийся сыном Михаила Ивановича, эмоционально тыкал пальцем в документы и желал разобраться, по какому праву в его жилище обитают посторонние.

«Вы, должно быть, не в курсе, сейчас мы платим деньги за наем вашей сестре», – робко начала объяснять Люся. «Сестре? – нахмурился мужчина. – Нет у меня никакой сестры! А если вы имеете в виду эту аферистку, так она не родня Михаилу Ивановичу – просто падчерица, дочь его бывшей жены. Хороша «доченька», что и говорить: обманом заставила больного человека написать завещание в свою пользу! Теперь буду разбираться с ней в суде – и наверняка выиграю».

Неудивительно, что еще один «новый хозяин» принялся настаивать на том, чтобы жилички платили за квартиру именно ему.

Это было уже слишком.

Хозяин – барин

Следующие несколько месяцев Лида и Люся прожили под перекрестным огнем упреков и угроз. Горе-наследники действительно затеяли судебную тяжбу, причем в пылу борьбы не забывали то и дело напоминать о себе девушкам.

И вот свершилось: однажды в спорную «однушку» пожаловал сын покойного хозяина, победно потрясая какой-то бумагой. Как выяснилось, суд встал на его сторону, признав завещание в пользу «дочери» недействительным. Сыну удалось доказать, что в момент оформления последней воли Михаил Иванович не мог понимать значения своих действий и руководить ими из-за тяжелой болезни.

Новый собственник и слышать не хотел о сохранении договора найма. Движимый то ли жаждой мести, то ли желанием сдать квартиру на более выгодных условиях, он потребовал от сестер очистить жилплощадь.

«Конечно, по закону я не могу единолично расторгнуть или изменить договор, – хитро улыбнулся мужчина. – Зато вполне могу разорвать соглашение через суд, вы ведь полгода за жилье не платили!»

Только тут сестры поняли, в какую ситуацию попали. Все это время они рассчитывались за наем с той самой «дочерью» – отдавали деньги ей на руки, не требуя расписок. Сын Михаила Ивановича, чье право на наследство подтвердил суд, не получал ни копейки. Выходит, формально он прав, и им пора собирать вещи. Как говорится, хозяин – барин, и его требования нужно выполнять.

Вскоре Лида и Люся покинули «однушку», к которой так привыкли… Столичная благодетельница, подруга матери, помогла снять другую квартиру. На этот раз сестры посоветовались с юристом и настояли на подробном описании в договоре найма всех условий – о том, что Москва словам не верит, девушки теперь знают не понаслышке.

Комментарий

Александра Бузина, юрист:

– Согласно ст. 675 Гражданского кодекса, переход права собственности на занимаемое по договору найма жилье не влечет за собой расторжения или изменения договора найма. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма.

Увы, далеко не все собственники готовы выполнять эту норму – всегда может показаться, что жильцы платят недостаточно много. А если хозяин жилья умер и наследники затеяли спор, нанимателям не позавидуешь: каждый из претендентов на квартиру будет требовать, чтобы плата за жилье вносилась именно ему. Между тем наследникам стоит помнить о положении ст. 1112 ГК РФ: в состав наследства входят имущественные права и обязанности наследодателя, следовательно, заключенный умершим договор найма должен сохраняться.

Сестрам следовало продолжать перечислять суммы на расчетный счет хозяина – в этом случае деньги за наем обязательно достались бы наследнику.

Девушки допустили и еще одну ошибку: поверив на слово падчерице Михаила Ивановича, начали отдавать ей деньги на руки без расписок. Вернуть переданную несостоявшейся наследнице сумму теперь вряд ли получится, ведь факт передачи денег доказать нечем.

Желая избавиться от нанимателей, новые хозяева нередко ссылаются на положения п. 2 ст. 687 ГК РФ, позволяющего расторгнуть договор найма жилья в судебном порядке по требованию наймодателя. Однако хозяин квартиры может прибегнуть к этому способу, если наниматель не внес плату за шесть месяцев либо разрушил или испортил жилье.

Именно поэтому нанимателям следует аккуратно выполнять свои обязанности по своевременному внесению платы и обеспечению сохранности жилья. Чтобы избежать возможных проблем, стоит настоять на составлении подробного договора найма с приложением к нему описи находящегося в квартире имущества.

Ксения Новикова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация