07:20:17
27 июля 2024 г.

Очередь сократится, в том числе по срокам

В преддверии Дня города редакция «КР» обратилась к руководителю Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николаю Федосееву с просьбой рассказать о текущей ситуации в сфере социального жилья столицы.

– Николай Викторович, начиная разговор о делах жилищных, просто невозможно пройти мимо того обстоятельства, что за время между двумя празднованиями Дня города произошла смена власти: в столице новый мэр, новое правительство, вы назначены руководителем департамента жилищной политики. Спрашивать о каких-то, пусть даже промежуточных, итогах преждевременно. И все же, что принесла эта смена для города?

– Главное – она принесла свежий взгляд на городские проблемы. По моему мнению, периодическая смена власти нужна всегда и на всех уровнях. Это основа для развития любой структуры. Когда два десятилетия одни и те же люди занимают одни и те же посты, неизбежно происходит некоторое «замыливание глаза». И если уж сложилось так, что меня назначили руководителем департамента, то первыми моими действиями была достаточно большая ротация кадров.

Были заменены почти все начальники окружных управлений. Частично были выдвинуты новые кандидатуры, кого-то просто поменяли местами. Сделано это не ради галочки, а с тем, чтобы человек пришел на новое место, в новый коллектив, и имел возможность воочию увидеть достижения своего предшественника, равно как и недостатки.

Для справки: в вооруженных силах США какой бы «золотой» специалист ни был, он не может занимать одну и ту же должность больше пяти лет. При этом не обязательно министра переводить в рядовые и наоборот. Это может быть движение вбок, по горизонтали. Но обязательно должно быть движение, смена ситуаций, положений.

Однако вернемся к свежему взгляду. Скажите, разве вы или я не видели, что в Москве громадные проблемы с транспортом и обострена ситуация с уплотнением застройки? Статистика хотя и утверждала, что в городе 10,5 млн человек, но все прекрасно знали, что на самом-то деле гораздо больше. И куда дальше развиваться?

Было бы неправильно утверждать, что пришел новый мэр, и все вдруг прозрели. О перечисленных проблемах говорили и раньше. Когда в 2007 году готовилась городская программа «Москвичам – доступное жилье», департамент жилищной политики обращал внимание, что мы зачастую строим не то, не столько, не там и не для тех. Мы говорили, что у нас очень большой объем строительства коммерческого и элитного жилья, которое ничего не дает для целей доступности. Но говорили едва ли не по привычке, как об отдельных имеющихся недостатках.

Сейчас же новая команда выдвинула принципиально иную систему приоритетов рассмотрения городских проблем. Сергей Семенович Собянин предложил, условно говоря, не просто копать глубже и кидать дальше. Он заострил внимание на старых, сложившихся даже не вчера, диспропорциях в развитии города и на этой основе сформировал новый взгляд на их устранение. Я считаю эти перемены благотворными для города, мне, как москвичу, они по душе. Это если отвечать коротко.

– Наверное, вы не станете отрицать, что в сфере социального жилья основной вопрос – очередь. Как она сейчас продвигается?

– Число очередников в последние годы ощутимо сокращается. Наверное, мало кто помнит, что в начале 2000-х их в столице насчитывалось 218 тыс. семей. Пять лет назад – 197 тыс. Сегодня в очереди 117 тыс. семей. За 10 лет сокращение почти в два раза.

Набранные темпы в последнее время, несмотря на кризис и его последствия, в общем сохраняются. Около 10 тысяч семей мы с учета сняли в прошлом году, приблизительно столько же будет в нынешнем и дальше так же. Причем сокращение на 10 тыс. семей – это минимум, в 2011-м надеемся уменьшить очередь на 13 тыс. семей. Статистика, вне всякого сомнения, позитивная. И не замечать это было бы несправедливо по отношению к тем, кто этой работой занимается.

В то же время, если спросить мнение любого очередника, то не думаю, что он выкажет восторг по поводу положительных цифр. Его мало интересует, насколько уменьшилась очередь перед ним, и сколько счастливых людей уже решили свои проблемы. Его волнует, когда квартиру получит именно он. И будет прав. А у нас, к сожалению, максимальный срок ожидания достигает 20 лет, в отдельных случаях и больше, когда человек претендует на жилье по договору социального найма.

– Кстати, обращает на себя внимание несоответствие между действительно ощутимым численным сокращением очереди и практически неизменным сроком ожидания – около 20 лет.

– Несоответствие в основном объясняется особенностями программ частично возмездного предоставления жилья. Суть их в том, что город приглашает очередников, имеющих такую материальную возможность, к участию в решении своих жилищных проблем. Граждане оплачивают часть стоимости строительства из собственного кошелька, а город в этом случае предоставляет им возможность ускорить получение жилья.

В результате получается, что за каждый миллиард бюджетных рублей из очереди выбывает существенно больше семей. Пока что этот процесс приводит в основном к сокращению числа очередников, но не уменьшает максимальный срок ожидания, поскольку по понятным соображениям возмездными формами пользуются преимущественно те, кто имеет финансовую возможность. А это впрямую не зависит от длительности ожидания в очереди.

Но и здесь мы материально стимулируем «старых» очередников. Ведь каждый год ожидания в очереди на несколько процентов снижает для них и без того льготную цену городской квартиры. Отказаться от этих механизмов при тех же бюджетных расходах – значит, застопорить очередь и по срокам, и по числу ожидающих.

С другой стороны, сокращение числа очередников рано или поздно приведет и к существенному уменьшению сроков ожидания в очереди. Однако сказать, как скоро это произойдет, сложно. Многое зависит от реакции самих очередников, насколько они активно будут участвовать в возмездных программах. Это, в свою очередь, определяется развитием экономики, темпом роста жизненного уровня населения, повышением платежеспособности граждан. Слишком много неопределенных факторов. Но, в конце концов, возмездные программы непременно скажутся и на сокращении сроков.

Кроме того, негативное влияние оказывает и пока продолжающаяся приватизация. У нас каждый месяц сотни квартир из государственного социального жилищного фонда «уходят» в частный сектор, и наши очередники их уже никогда не увидят.

– Какое направление своей работы вы считаете сейчас самым важным? Что, если можно так выразиться, «жжет» больше всего?

– Люди обращаются к нам с единственной проблемой – жилищной. Все ситуации острые, и за каждым обращением стоят конкретные семьи. Сказать кому-то, что у нас сейчас его проблема приоритетна, а чья-то подождет, я не могу. Естественно, основными направлениями для нас являются программы обеспечения очередников и переселения жителей пятиэтажных ветхих и аварийных домов.

Что «жжет»? То, что ресурсов всегда не хватает, а не обеспеченных жильем людей очень много.

– В столице завершается работа над программой «Жилище». Как бы вы могли ее прокомментировать хотя бы в общих чертах?

– Городская программа «Жилище» до 2016 года должна быть утверждена в ближайшее время, видимо, в сентябре. Называть конкретные цифры пока преждевременно, тем не менее уже сейчас можно сказать, что в ее рамках все действующие жилищные программы будут продолжены, причем с увеличением объемов реализации. Ни одна не будет исключена или сокращена. По всем программам предусматривается, пусть и небольшой, рост. Не в разы, на проценты, но финансирование по всем направлениям предполагается увеличивать.

Выделяемые ресурсы не позволят сделать революционных подвижек в обеспечении очереди. Утверждать, что она за пять лет сократится втрое, а срок ожидания вчетверо, у меня нет оснований. Однако уверенное сокращение очереди примерно в набранном темпе продолжится.

При этом расходы бюджета на строительство жилья для очередников и переселенцев город вынужден увеличивать в большей степени, чем растут объемы строительства. Дело в том, что до кризиса мы значительные объемы жилья (вплоть до половины нашего ресурса) получали в качестве доли города от инвестиционных контрактов, от коммерческого строительства. В столице инвестиционное строительство было развито, и примерно 30 процентов всего объема инвестор передавал нам по контракту для реализации городских программ. Либо переселял целиком сносимые дома для освобождения площадки под коммерческую застройку.

С наступлением кризиса пришлось столкнуться с тем, что инвестор во многих случаях не выполняет свои обязательства. Упали цены на жилье, а вместе с ними прибыль застройщика, за счет которой возводилась городская доля. И резко снизились объемы коммерческого строительства. Соответственно упала получаемая городом доля в натуральном выражении.

В результате либо городские программы «проседают» на размер выпадающей площади, либо ее надо замещать. Мэр города сказал однозначно: те социальные обязательства, которые не выполнил инвестор, город берет на себя. Это фактически означает замещение расходов, которые понесли бы инвесторы, расходами бюджета. То есть даже небольшая запланированная прибавка объемов жилой площади на 5–10 процентов в год требует существенно большего увеличения бюджетных средств.

В программе заявлено со всей определенностью: нового точечного строительства не будет. Нельзя бесконечно уплотнять город. При этом сохраняется комплексная реконструкция районов, когда фактически все дома в нем становятся на реновацию, ремонт или идут под снос, а на их месте строятся новые комфортные здания. Это позволит жителям не менять резко географию проживания.

Будут и новые территории. Пример – бывшие Люберецкие поля аэрации. Город приобрел эти земли в собственность, построил (уже стоят готовые дома) 300 тыс. кв. метров, и примерно еще такой же объем жилья будет возведен дополнительно в ближайшее время. Достигнута важная договоренность с Московской областью о присоединении этой территории к столице. То есть жители будут москвичами. Департамент приступил к работе по заселению этих домов, мы начинаем предлагать их нашим очередникам.

– Вокруг строительства в Люберецком районе много разговоров, связанных с экологией местности. Не возникнет ли проблем с заселением?

– Тема периодически поднимается в СМИ. Однако речь идет не о каком-то случайном строительстве, а о сотнях тысяч кв. метров! И объекты беспокойства не какие-то секретные или неведомые, а всем хорошо известные и неоднократно обследованные профессионалами, которые не выявили никакого превышения действующих жестких санитарных норм.

К слову, мы уже проходили через нечто подобное. Осваивались когда-то Люблинские поля аэрации, вокруг которых тоже было много пересудов. А закончилось все тем, что на этом месте сейчас расположен популярный жилой район, ничем не выделяющийся в худшую сторону по экологии среди других.

В случае Люберец (по аналогии с Люблинскими полями) проведена рекультивация верхнего слоя грунта. Там рядом действительно есть закрытый несколько лет назад полигон твердых бытовых отходов, в основном строительных. Имеется заключение санэпидемнадзора, которое гласит, что свалка ничем не «фонит». Но внешний вид эта гора мусора, конечно, не облагораживает. Предполагается засыпать ее грунтом, засеять травкой и организовать горнолыжный спуск. Сейчас ведутся переговоры с частным собственником участка по поводу передачи его городу.

Наконец, по соседству там есть неприятное производство. Сейчас решается вопрос либо о его закрытии, либо о модернизации с установкой современных очистных сооружений. Так или иначе, проблема тоже будет решена.

– Какие конкретные планы работы выстраивает департамент в связи с расширением границ города?

– Большую часть потенциально передаваемых Москве районов мы уже предварительно обследовали: сколько в них живет внеочередников (участников ВОВ, жителей аварийных домов, детей-сирот), сколько там очередников и как их обеспечивать. Ведь областные нормы отличаются от столичных как по постановке на учет, так и по предоставлению жилплощади. И мы не должны ухудшать положение тех, кто там живет сегодня. Тут важно, чтобы «новые» и «старые» москвичи не имели обиды друг на друга.

– Как продвигается такая новая форма решения квартирного вопроса, как наем жилья в бездотационных домах?

– Проект бездотационных домов продвигается неплохо. Может быть, медленнее, чем хотелось бы, но продвигается. В 2011-м мы уже получили под заселение три новых дома, и до конца года будут готовы еще четыре дома в Зеленограде и Подольске. Процесс заселения идет, люди интересуются этой схемой и многие ее принимают.

Да, есть такие очередники, которые говорят: спасибо, но я буду ждать квартиру по социальному найму. Другие не хотят жить в наемном жилье, которое нельзя приватизировать или выкупить, и предпочитает воспользоваться частично возмездными формами приобретения жилплощади в собственность. А кто-то с удовольствием соглашается на наем квартиры в бездотационных домах. Тем более что через полтора года приватизация будет завершена, осуществляется постепенный переход на полную оплату коммунальных услуг всем населением, то есть отличия бездотационных домов от других форм проживания постепенно нивелируются.

В целом могу сказать: по прошествии трех лет с начала эксперимента у нас не осталось никаких сомнений по поводу перспективности этой формы. Более того, в проекте программы «Жилище» мы заложили ее дальнейшее развитие, поскольку она востребована очередниками.

– Насколько реально появление в ближайшее время частных доходных домов?

– В программу «Жилище» такая возможность заложена. Город будет формировать необходимые условия для стимулирования их строительства. Конкретные механизмы сейчас прорабатываются.

Для доходных домов предлагается несколько иной порядок выделения земельных участков. Возможно полное снятие обременений по отчислению доли городу, а также обеспечение этих участков инженерными сетями за счет городского бюджета. Возможны и налоговые льготы.

В то же время жестко будет поставлен вопрос о запрете на «перепрофилирование» дома под коммерческую распродажу квартир. По крайней мере, на длительный период времени, не менее 10 лет. Хотел бы обратить внимание, что аналогичный механизм активно прорабатывается на федеральном уровне в Минрегионразвития.

Конечно, последнее слово будет за инвестором, однако особых причин для сомнений я не вижу. Подобные схемы работают во всем мире. До революции и в России был такой опыт. В Москве уже несколько лет успешно функционирует первый городской доходный дом. Более того, в программу «Жилище», скорее всего, будут заложены не только качественные, но и количественные параметры строительства доходных домов. Таким образом город будет распоряжаться своим ресурсом – землей. В этом проявляется его регулятивная функция.

– Не ожидается ли свертывания программы сноса хрущевок?

– Мэр города твердо заявил: все обязательства по сносу пятиэтажных домов первого периода индустриального домостроения будут выполнены. Дома будут снесены, а главное – их жителей переселят в новое жилье. В этой связи некоторые СМИ хотят столкнуть меня со строителями, мол, почему Марат Хуснуллин сказал, что снесут 410 домов, а вы говорите о 375-ти.

Противоречия здесь нет. В одном из своих интервью я действительно сказал о 34 тыс. семьях, переселяемых из 375 оставшихся домов первого периода индустриального домостроения. И сейчас это подтверждаю. Но строители-то говорили о сносе домов, а не об отселении жильцов. Почувствуйте разницу. 35 домов уже расселены, но еще не снесены, отсюда разница в цифрах.

– В начале года утверждены новые функции департамента. Что в связи с этим практически изменилось для жителей города?

– Надеюсь, для москвичей все изменилось только в лучшую сторону. Сократился по некоторым параметрам срок ожидания ответа, в частности, на заявления о постановке на учет. Меньше стало хождений по инстанциям. Раньше для постановки на учет надо было обойти минимум три административных структуры. Это занимало 50 дней. Сейчас осталась лишь одна структура – департамент жилищной политики. И срок ответа – 30 дней.

Наконец, в случае неудовлетворенности принятым решением однозначно ясно, на кого заявителю жаловаться, поскольку на смежников уже ничего не спишешь. Нам это решение далось нелегко, надо было принять серьезные организационные меры, изменить технологию работы. Но главное – есть положительный результат для москвичей.

В завершение беседы Николай Федосеев попросил передать через газету его поздравления жителям столицы с Днем города, пожелав всем москвичам доброго здоровья, счастья и благополучия. Что мы с удовольствием выполняем.

Петр Гарин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация