Взглянуть с другой стороны
Это случилось совсем недавно – к остановке автобуса подошел человек, поддерживая за руку молодого и, как я сразу определил, интеллигентного мужчину. В руках того была тонкая белая палочка. Понятно: слепой. Сопровождающий, как я понял, совершенно случайный прохожий, ушел, я подошел к мужчине. Оказалось, что мы ждем один и тот же автобус, потом мы сели вместе, разговорились. Мой спутник, он назвал свое имя – Алексей – оказался человеком необыкновенно интересным, потом я записал его рассказ.
20 лет назад я потерял последние остатки зрения, что там говорить – трудно. Ведь 90 процентов информации человек получает с помощью зрения. А у слепых этот канал информации закрыт. Тем не менее, проблемы со зрением не помешали окончить школу, потом МГУ. По профессии я – математик. Сейчас работаю в достаточно престижном институте, никаких проблем, с коллегами у меня общий язык, надеюсь, что я полезен. Но часто приходится ездить по Москве, и испытываю на собственном опыте все плюсы и минусы городской
среды.
Да, сегодня можно встретить на улицах низкопольные автобусы, но вот только и мне, и моим знакомым, тоже слабовидящим, очень редко приходится встречать в них таких же людей, как они. Да вы и сам, наверное, не припомните их. Трудно отделаться от мысли, что проблема доступности в Москве решается не с того конца. Почему? Да потому, что большинство инвалидов не могут добраться до остановки, чтобы куда-нибудь поехать. А если бы даже и добрались – водители, как мне представляется, пока не имеют ни специальных инструкций, ни опыта помощи таким людям, как я. Буду конкретен – ведь это ежедневные проблемы моей жизни.
Живу я на Севастопольском проспекте, ближайшие станции метро «Новые Черемушки», «Калужская». Автобусных маршрутов у нас много, но без посторонней помощи порой не разберешься, какой из них подошел. И потому часто приходится ставить ногу на подножку первой двери, а потом несколько раз переспрашивать людей, тот ли это транспорт… Да и то, если автобус остановился у тротуара, а ведь нередко бывает, что он встает чуть ли не на середине дороги. Считаю, что в XXI веке, когда во многих городах мира уже реализован проект «Говорящий город», это просто стыдно. Предлагался, кстати, он и для Москвы, но все еще остается неосуществленным.
Что имеется в виду? Одно из решений, например, такое: компактное радиоустройство, с помощью которого я смог бы получать необходимую информацию для ориентировки, в данном случае – подать сигнал водителю: объявите по «громкой связи» номер маршрута, на остановке есть люди, которым это необходимо.
Немало нареканий приходится слышать и со стороны слабовидящих друзей. Входя в официальное учреждение (в своем доме еще как-то ориентируешься), непременно прислушиваешься: нет ли кого-то рядом, кто смог бы подсказать? Вот – лифт. Совсем не трудно в каждом из них сделать рельефно-точечные надписи на кнопках с номерами этажей и установить систему голосового оповещения: на каком из них останавливается кабина? Но это почему-то не делается. Слышал я и о ребристых дорожках по краю тротуара – конечно, прекрасно, подошвами ног ощущаешь направление пути, не нужна никакая палочка. Для европейских городов они стали привычными, но в Москве лично мне такие не попадались. Может, где-то и сделали – но чтобы лишь отчитаться, для галочки. Думаю вот о чем – сейчас самое время их устроить: идет смена покрытия тротуаров: асфальта на плитку. Почему бы на части тротуара – сантиметров 60, больше нам не надо – не сделать дорожки, где кирпич положен чуть наклонно? Поверьте, ими с благодарностью воспользуется немало людей.
«Ничего для нас – без нас!» – таков должен быть принцип преобразований. Хорошо, конечно, что при правительстве Москвы действует общественный совет по делам инвалидов, а в округах – специальные комиссии. Но с нашим мнением считаются далеко не всегда.
Пока же просто хотелось поблагодарить людей, которые откликаются на наши просьбы. Это не просто помощь, но и выражение солидарности, уважения. С этим сталкиваюсь часто – сердоболие еще не исчезло у людей. Правда, изменить ситуацию не могут, но, поверьте, даже небольшая помощь для нас важна. Я благодарен таким людям.