УЭК – преемница социальной карты
Согласно постановлению правительства столицы от 15.07.2011 № 315-ПП «Об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт в городе Москве» универсальная электронная карта (УЭК) должна обеспечить личный доступ пользователей к получению государственных, муниципальных и иных услуг.
Карта будет выдаваться гражданам РФ, достигшим 14 лет, с 1.01.2012 по 31.12.2013 включительно на основании их заявлений. В Москве, как предполагают городские власти, прием заявлений начнется раньше, уже в этом году.
Для москвичей и не только
Чтобы получить карту, необходимо подать заявление. Сделать это можно будет непосредственно в пунктах приема заявлений или через Интернет (но с определенных сайтов, перечень которых еще предстоит утвердить Департаменту информационных технологий). Помимо москвичей столичная карта будет выдаваться также гражданам Российской Федерации, являющимся учащимися образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, зарегистрированным в городе «в установленном порядке по месту пребывания».
За УЭК придется заплатить (в размере стоимости выпуска одной универсальной электронной карты, определяемой в текущем году по итогам размещения городского заказа на изготовление таких карт).
Прием заявлений о выдаче УЭК будет происходить поэтапно: сначала экспериментальный прием (по мере готовности пунктов приема заявлений и включения их в реестр уполномоченных организаций) и лишь затем – полномасштабный. Дату начала последнего определит правительство Москвы. На этом этапе срок выпуска УЭК с даты принятия заявления до даты извещения заявителя о выдаче карты не должен будет превышать 30 календарных дней. Контроль, мониторинг качества процесса сбора заявлений будет осуществлять Комиссия по проведению административной реформы в Москве.
При себе иметь…
Заявитель (или его представитель) при непосредственном обращении в пункт приема заявлений предъявляет документ, удостоверяющий личность: свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста), паспорт гражданина РФ или временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления российского паспорта. Законный представитель гражданина предъявляет также документ, подтверждающий его полномочия.
Заявление заполняется лично заявителем или по его просьбе работником пункта приема заявлений на основе представленных документов и переводится в электронную форму (если это позволяет техническая обеспеченность данного пункта). Заявитель прилагает к заявлению самостоятельно подготовленную фотографию в цифровом формате или на бумажном носителе (при достаточной технической оснащенности пункта можно будет воспользоваться бесплатной услугой по фотографированию непосредственно на месте). Или же заявитель может направить заявление и фотографию в электронной форме по Интернету с одного из утвержденных для этого сайтов.
С началом полномасштабного этапа выдачи карт заявитель сможет указать в своем заявлении о желании зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования и получить в пакете услуг УЭК страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
После заполнения заявления и подписания его заявителем в пункте приема при его личном присутствии проводится проверка правильности заполнения заявления: полнота информации; соответствие данных о личности, фотографии установленным требованиям, контрольные порядки в страховом номере индивидуального лицевого счета, полисе обязательного медицинского страхования; указание банка из числа банков, заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией, и кода отделения банка; указание кодового слова, необходимого для блокировки УЭК в случае ее утери или хищения; наличие подписи заявителя и даты заполнения заявления.
При поступлении заявления о выдаче УЭК в электронной форме проверка правильности и полноты заполнения заявления проводится с помощью программных средств соответствующих сайтов. В случае наличия ошибок заявителю указывается на конкретные места в заявлении, которые необходимо заполнить правильно. Исправления в распечатанном бланке заявления не допускаются.
Заявление, прошедшее проверку, незамедлительно передается из пункта приема заявлений для дальнейшей обработки в уполномоченную организацию в электронной форме. Ему присваивается уникальный регистрационный номер, по которому можно проверить стадию выпуска УЭК, в том числе – по Интернету. Заявителю выдается выписка из электронного журнала приема заявлений со следующими реквизитами: фамилия, имя, отчество заявителя, регистрационный номер заявления, предполагаемая дата готовности, наименование и контакты пункта выдачи карт.
При непосредственном обращении в пункт приема заявлений и после прохождения проверки сведений заявитель своей подписью на заявлении подтверждает достоверность указанных сведений и дает согласие на обработку персональных данных для выпуска УЭК и предоставления государственных, муниципальных и иных услуг с использованием карты, в том числе – в электронной форме.
При направлении заявления в электронной форме через Интернет согласие заявителя в письменной форме на обработку персональных данных дается при получении карты в пункте выдачи.
Получите, распишитесь
После доставки УЭК в пункт выдачи карт гражданину в соответствии с указанной им в заявлении контактной информацией сообщается о возможности получить карту. При ее получении он расписывается в ведомости о получении карты.
Заявитель, подавший заявление о выдаче УЭК в электронной форме через Интернет, при получении УЭК подписывает еще и заявление о ее выдаче. Также дает письменное согласие на обработку персональных данных для последующего предоставления государственных, муниципальных и иных услуг с использованием УЭК, в том числе – в электронной форме.
Пункт выдачи карт обеспечивает хранение ведомостей о получении карт в течение года и направляет оригинал заявления в уполномоченную организацию. Уполномоченная организация, действуя от имени и в интересах пользователя УЭК, организует информирование банка, выбранного заявителем еще при подаче заявления, о выдаче УЭК (за исключением случая выдачи в самом банке).
При непосредственном обращении в пункт приема заявлений гражданин вправе заключить с уполномоченной организацией договор о предоставлении дополнительных услуг при выдаче УЭК (доставка карты по месту фактического проживания и иные услуги). Перечень и размер платы за оказание подобных услуг для разных категорий граждан устанавливается уполномоченной организацией.
Активация электронного банковского приложения УЭК осуществляется при непосредственном обращении пользователя в отделение соответствующего банка, отвечающего за выпуск данного приложения к карте.
Льготные категории заявителей, включенных в общегородской регистр получателей мер социальной поддержки, получают УЭК в пунктах выдачи карт Департамента социальной защиты населения города Москвы по месту жительства либо по месту получения социальных выплат.
Правила замены
Еще не выдано ни одной универсальной электронной карты, но уже разработан порядок их замены.
Основаниями для замены УЭК являются следующие причины: истечение срока действия карты; изменение персональной информации о гражданине; необходимость подключения и (или) обновления электронных приложений. Во всех этих случаях замена карты производится бесплатно. В остальных – на платной основе (например, в случае выбора другого банка или физического повреждения карты, которое не позволяет использовать ее в полном объеме).
Также основанием для выдачи дубликата являются утеря, хищение УЭК, утрата, хищение ПИН-кода банковского электронного приложения.
Бесплатна замена и выдача УЭК для льготных категорий граждан, включенных в общегородской регистр получателей мер социальной поддержки, а также для обучающихся в образовательных учреждениях.
Извещение пользователя УЭК о необходимости замены карты в связи с истечением срока ее действия осуществляется банком, заключившим договор с федеральной уполномоченной организацией и выбранным заявителем, а также уполномоченной организацией не менее чем за 3 месяца до истечения этого срока. Если же пользователь намерен поменять банк, то он не позднее чем за 2 месяца до истечения срока действия карты обращается в уполномоченную организацию с письменным заявлением или через Интернет о выборе другого банка из числа заключивших договор с федеральной уполномоченной организацией.
При непоступлении от пользователя заявления о замене УЭК по истечении срока ее действия автоматически осуществляется выпуск новой карты с прежними параметрами и пользователю сообщается о возможности получить ее в определенном пункте выдачи карт.
Если же пользователь при замене карты в связи с истечением срока ее действия хочет получить карту в другом пункте выдачи, он должен не позднее чем за 1 месяц до истечения ее срока действия сообщить об этом в уполномоченную организацию. При отсутствии указанного обращения карта направляется в прежний пункт выдачи.
При утере, хищении УЭК пользователь уведомляет по телефону уполномоченную организацию о необходимости блокировки карты и в течение суток подает письменное заявление в любой пункт выдачи карт, а также в банк, выбранный гражданином. На время замены карты заявителю выдается временное удостоверение пользователя УЭК. Оно содержит записанные ранее на карте визуальные сведения, а также номер полиса обязательного медицинского страхования (если прежде он содержался на карте).
Льготным категориям граждан, включенным в Общегородской регистр получателей мер социальной поддержки и имеющим право на бесплатный проезд городским общественным транспортом и железнодорожным транспортом пригородного сообщения (при наличии соответствующего транспортного приложения в карте), выдается также проездной билет на право бесплатного проезда указанными видами транспорта. Билет можно будет получить в пунктах выдачи карт столичного Департамента соцзащиты по месту жительства либо получения социальных выплат.
Временное удостоверение действительно в течение 30 дней со дня выдачи при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина (а для льготных категорий граждан, включенных в Общегородской регистр получателей мер социальной поддержки также при предъявлении документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки). При получении карты, выданной взамен ранее выпущенной, пользователь сдает прежнюю карту.
Заявление о выдаче УЭК от имени несовершеннолетнего гражданина, не достигшего возраста 14 лет, подается его законным представителем. Ему же и выдается готовый документ. Для несовершеннолетних граждан, которым не исполнилось шести лет, не требуется представление фотографии.
Заявление о выдаче карты от несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 14 до 18 лет может быть подано (и УЭК получена) лично несовершеннолетним, но с письменного согласия своих законных представителей.
Заявление о выдаче УЭК от имени гражданина, ограниченного в дееспособности, подается попечителем, и карта выдается попечителю.
Заявление о выдаче УЭК от имени совершеннолетнего дееспособного гражданина, который находится под патронажем, может быть подано и карта получена им лично или помощником, действующим на основании доверенности.