Когда Лужники были лугами
В старые времена в Москве некоторые окраины носили названия, происходившие от слова «луг». Например: Лужки, где сейчас находится здание Выставочного зала художников на Крымском валу, или Красный луг – на правом берегу Москвы-реки за Бережками. Мост Окружной железной дороги между Хамовниками и Бережками из «Николаевского» (названного в честь царя Николая II) после революции был переименован в «Краснолужский».
Когда-то – Подмосковье
Большими Лужниками в ХVII веке называлась дворцовая конюшенная слобода и позднее здешняя улица – Лужниковская (рядом с Павелецким вокзалом), название которой в 1969 году было изменено на «Бахрушинскую».
Нынешние Лужники со своим известным стадионом расположены на левом берегу Москвы-реки, напротив Воробьевых гор, на месте бывших заливных в половодье лугов. Эта старинная подмосковная местность называлась Малыми Лужниками за Новодевичьим монастырем. Здесь долгое время находились огромные огороды, небольшая Лужнецкая слобода, а перед самым строительством спортивного комплекса (по свидетельствам старых москвичей) – и обыкновенная городская помойка.
Первое упоминание об этих Лужниках встречается в 1472 году, когда Юрий, младший брат великого князя Ивана III написал духовное завещание с передачей своих земель вместе с небольшим поселением Лужниково.
Известный москвовед Петр Васильевич Сытин (написавший немало книг о прошлом нашего города) в своих фундаментальных работах сообщал, что в 1638 году в слободке Малые Лужники состояло 15 дворов, и в них проживало 18 человек. На первый взгляд, численность этих людей, состоявших, в основном, из огородников и сторожей-лужников, ничтожна. Но надо вспомнить, что по тем временам в учет жителей входили лишь лица мужского пола.
В 1654 году, несмотря на малую заселенность местности, жители стали строить здесь деревянную церковь Иоанна Златоуста. Но эпидемия моровой язвы затянула строительство на полвека.
А было сорок шесть дворов
В 1701 году лужники уже просили разрешения построить им каменную церковь во имя Тихвинской иконы Богородицы с приделом Иоанна Златоуста. Строительство церкви было закончено лишь к 1762 году – из-за недостатка средств у будущих прихожан. Тогда храм и освятили. Трапезная и придел были пристроены в 1771-м.
Приход церкви состоял из 46 дворов. О происхождении их П. Сытин рассказывал следующее.
Издавна Малые Лужники считались государевым лугом и находились в ведении велико-княжеского Конюшенного двора. В XVII веке цари жаловали эти земли знатным людям и монастырям. В 1686 году «за Пречистенскими воротами, за Земляным городом, за Хамовною слободою против Воробьевых гор» находились загородные дворы и огороды: боярина М. Головина, стольника Д. Головина, стольника Т. Юшкова, князя В. Голицына.
Позади последнего двора было «порозжее место» (в современном исчислении свыше 4,5 га), которое по челобитью князя М. Черкасского с сыновьями было дано им под загородный двор.
В течение XVIII века состав дворовладельцев изменился.
В 1728 году двор боярина П. Салтыкова (около 5,5 га) отошел под двор и огородное место фабриканта коллежского асессора Ивана Тамеса.
Касательно соседней земли: полученный в 1690 году по указу государей Петра и Ивана двор Высокопетровского монастыря (площадью около 16 га) с двумя прудами и болотом (размером 3,25 га), был заменен двором на Шелепихе. Это произошло потому, что весной при разливе Москвы-реки большая часть земли Малых Лужников заносилась илом и песком. В 1782 году это место было двором и огородной землей действительного тайного советника П. Еропкина, а впоследствии перешло во владение кремлевского Чудового монастыря.
Владение князей Черкасских удерживалось за ними с 1686 года до 1809 года. В 1759-м у них здесь были: дом, двор, пруд и огород.
Точно так же весь XVIII век здешнее владение (около 2 га) с прудом и лугами принадлежало стольнику Ивану Цыклеру и его сыну. Рядом с ними находился огород и пруд Андреевского монастыря, полученные в XVII веке (свыше 3 га).
Еще в Малых Лужниках на землях графов Шереметевых (около 27,3 га) в 1785 году при их полотняной фабрике было 20 холопских дворов. Эти дома и фабрику выделили в особую слободку, называвшуюся Шереметевкой.
В 1742-1747 годах линия вновь построенного вокруг Москвы Камер-Коллежского вала разделила земли Малых Лужников на две части: загородную и городскую. На валу у главного проезда местности – улицы «Малые Лужники» – поставили деревянную Лужнецкую заставу. Она находилась на проселочной дороге в село Воробьево и не имела важного городского значения.
Пожар 1812 года Лужников не коснулся – гореть практически было нечему. После того как неприятель отступил, лужницкие земли были перераспределены между московскими купцами. В продажу не поступила лишь Шереметевская слободка, до самого 1917 года принадлежавшая графам Шереметевым: она сдавалась в аренду крестьянам-огородникам. На некоторых землях Лужников были построены небольшие фабрики: паровая белильно-красильно-набивная братьев Кузнецовых, паровая обойная купчихи О. Д. Алпатовой.
При Екатерине II на территории к западу от Тихвинской церкви, принадлежавшей ранее графу И. Мусину-Пушкину и его сыну Платону, располагалось место, где «летом каждый праздник и каждое воскресенье было многолюдное гулянье людей лучшего тона».
Недалеко от Краснолужского моста Окружной железной дороги (прошедшей здесь по линии Камер-Коллежского вала) и устья реки Сетуни в стародавние времена был переход Старой Смоленской дороги, позднее – перевоз через реку.
Другой перевоз, на Воробьевы горы, существовавший и в XX веке, находился в самом центре изгиба реки, на продолжении Лужнецкого проезда к югу.
XX век, еще не вечер
В первые советские годы Малые Лужники еще существовали как большое огородное место, частично застроенное амбарами и временными хранилищами, складами. Местность не отличалась видами, радовавшими глаз.
При прокладке в Москве 1-й и 2-й очередей метрополитена сюда свозился вынутый из-под земли грунт. Это значительно приподняло уровень лужнецкой земли, что способствовало ее осушению.
18 марта 1955 года Исполнительный Комитет Московского городского Совета Депутатов трудящихся под председательством М. Яснова выпустил решение № 13/34 «Об утверждении представленных Главмосстроем первоочередных мероприятий по осуществлению подготовительных и основных работ по строительству комплекса спортивных сооружений в Лужниках». И работа по устройству нового городского стадиона закипела.
Как диктовала советская традиция, в первую очередь, была снесена Тихвинская церковь. На ее месте, в самом центре Малых Лужников, появилась Главная спортивная арена с трибунами на 103 тысячи зрителей.
Новые поколения москвичей, приходившие в преобразованные Лужники на спортивные занятия и для прогулок во вновь организованных парках, очень быстро полюбили здешние места. Едва ли кто из них знал или вспоминал о старинных огородах и свалках.