08:48:58
23 ноября 2024 г.

Прабабушка электрички

Путеводитель по МосквеВ свое время Новогиреево стало первым распланированным и благоустроенным подмосковным поселком. Здесь была сооружена одноименная платформа Московско-Нижегородской железной дороги в 20 минутах езды на поезде от Первопрестольной. Но, пожалуй, главной местной достопримечательностью явилась конная железная дорога – первый в России общественный транспорт пригородного местного сообщения. И это было уникальным явлением для дачных поселений того времени.

На торжественном открытии поселка, преобразованного из подмосковного дачного местечка в версте от Кускова, и освящении железнодорожной платформы «Новогиреево» 16 июня 1908 года присутствовали уважаемые гости. В их числе – московский губернатор В. Ф. Джунковский. Большую активность при благоустройстве местности проявил господин А. Я. Вейнрауб. Владельцем новогиреевской земли в то время являлся А. И. Торлецкий.

Чтобы разглядеть их на старом фотоснимке, надо вначале найти священника, проводившего обряд. За ним стоит московский губернатор, рядом – А .Я. Вейнрауб, прикоснувшийся рукой к плечу то ли своей родственницы, то ли активистки в новаторском деле (не столь это важно). А. И. Торлецкий – в офицерском мундире со светлым поясом.

Дотошные газетчики в тот день, когда у построенной платформы впервые остановился пассажирский поезд, осмотрели Новогиреево и нашли, что поселок, возникший из «какой-то берлоги», превращен трудом и энергией буквально в цветущий сад: «Жители поселка, кроме красивых деревянных и каменных домов, имеют свое электрическое освещение, водопровод, конку, идущую по широким, прямым проспектам, свой парк, пруд, купальни и прочее».

Возможно, журналисты немного льстили пригласившим их на праздник. Однако несомненной правдой было то, что здание железнодорожной станции, выстроенное среди природных оврагов и болот из пород «легкого леса» в мавританском стиле, имело вид средневековой твердыни. Оно восхищало жителей и приезжих: несколько замысловатый, с изящными линиями, фасад имел навершие в виде оригинального купола со шпилем.

Увы, спустя пятилетие красота пригородного вокзала заметно поблекла. Подрядчик покрасил новое здание неустойчивой краской, которая быстро облупилась. Двери засалились, полы уже начисто не отмывались. А допуску гулявших дачников на платформу, вопреки железнодорожным правилам, ничто не препятствовало. Здесь всегда собиралось много народу, а потому лежали горки мусора и подсолнечной шелухи. Но природа, подступавшая со всех сторон, казалась заповедно-первозданной, ведь никакие фабричные и ремесленные производства в поселении не допускались.

Самым лучшим развлечением жителей признавался поселковый сад с театром «Гай», где окончание любительских спектаклей сопровождалось порой ссорами между артистами, но чаще – между артистками.

Электроосвещение на улицах почти не работало. И вечерами на полустанок – видимо, не только к отправлявшимся поездам, но и как на единственно нормально освещенное место – тянулись зрители из театра и разные поселяне-зеваки. В их среде тоже затевались скандалы и скандальчики. Это портило стороннее отношение к новогиреевскому поселку, заселенному по большей части аристократами.

Хотя местность в дачном Новогирееве была сырой, проживали здесь круглогодично. На зиму в домах, сделанных на один лад по какому-то шаблону, с малюсенькими садиками, оставалось более тысячи семейств. Весь поселок был разбит отдельными просеками на небольшие части, которые имели почему-то «сиятельные» названия: «Фельдмаршальский», «Княжеский», «Баронский».

Сюда переезжали на постоянное жительство те, кто соблазнялись газетными квадратиками реклам или листовками, что широко раздавались в городе. В зазывальных бумагах наиболее выгодным критерием поселка Новогиреево прописывалось его удобное сообщение с железнодорожной станцией и в целом с Москвой: конный трамвай, великолепное шоссе.

На деле же улицы содержались не лучшим образом. То, что в рекламах называлось «удобными мостовыми», в реальности представляло собой дороги с выбоинами и канавами, глубокими колесными колеями. Никто не обращал внимания на развешанные на столбах объявления местного станового пристава о наложении штрафов на домовладельцев за непочиненные ими участки мостовой.

…Конку проложили от платформы к центру поселка по Гиреевскому проспекту (ныне 5-й проспект) и Баронскому проспекту (ныне Союзный)

Новогиреевский конный трамвай – особая местная достопримечательность – и отдаленно не напоминал тот, к которому привыкли москвичи.

Он был даже не прежней допотопной конкой, до износа работавшей на Садовой и некоторых других московских улицах. Этот транспорт напоминал некий открытый большой ящик на колесах, который тянула «присоединенная» к нему лошадь.

Вагоновожатый и кондуктор совмещались в одном лице – оно при отправлении гикало на лошадь и звонило в колокольчик. Во время пути по каким-то собственным мотивам кучер дергал за колокольный шнурок. Но даже громкий звон не мог заставить «конетрамвай» набрать скорость. Весь путь лошадка шла неторопливым шагом, изредка – рысью.

Пассажиров, собравшихся в ящике, потряхивало и качало. Зато сидевшие здесь ребятишки веселились, как на увлекательном аттракционе.

Татьяна Бирюкова, москвовед

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация