Сиротам – вне очереди
Слышали, что есть проблемы с обеспечением жильем детей-сирот. Выполнит ли город в этом году свои обязательства перед выпускниками сиротских учреждений?
Отвечает руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николай Федосеев:
– Безусловно, выполнит – это наша святая обязанность. Но проблемы есть, и они постоянные. В Москве достаточно большое число детей-сирот, находить и давать им вне очереди 500–600 квартир в год проблематично.
Да, мы резервируем новостройки. Причем их нужно подбирать в районах не слишком отдаленных, готовых на 100 процентов, чтобы не было у ребят никаких проблем с проживанием. Стараемся максимально учесть все предпочтения детей, о которых нам докладывают органы опеки и попечительства, столичные департаменты семейной и молодежной политики, социальной защиты населения. Ну и сам ребенок-сирота высказывает какие-то мнения, в какой квартире и где бы он хотел жить.
Есть еще площадь так называемого вторичного использования, квартиры за выездом, которые предоставляются сиротам в обжитых районах. Мы очень жестко следим, чтобы там был полностью проведен ремонт. Чтобы как и в новостройке освободившиеся квартиры не нуждались ни в каких усилиях со стороны молодых людей по приведению их в порядок. Понятно, что у воспитанников детских домов возможностей сделать ремонт, да и умений, навыков меньше, чем у обычных граждан, для которых ремонтные проблемы не в диковинку. Ребята же фактически были на государственном обеспечении, и им потом бывает достаточно непросто входить во взрослую жизнь.
Проблема есть еще и законодательная. Ведь Жилищный кодекс РФ, а именно статья 57, часть 2, говорит, что этих детей мы обязаны обеспечивать квадратными метрами по договору социального найма. Я бы назвал это положение непродуманным. Почему? Да потому что десятки ребят в других регионах России, получив жилье (а это могут быть комнаты в коммуналках, общежитиях), затем лишаются его благодаря поспешно заключенному договору соцнайма. Молодой человек, который выходит из стен детского дома, абсолютно не готов к решению взрослых проблем, он не подозревает, что есть вокруг и мошенники, которые будут охотиться за его добром. А ребенок-сирота, к сожалению, очень смутно представляет, сколько стоит его квартира, даже комната.
Мы были приглашены в Общественную палату РФ, где отчитались, во-первых, по опыту Москвы, а во-вторых, послушали, что там говорят. В российских регионах до 50 квартир ежегодно отнимаются у неискушенных сирот весьма искушенными преступниками. И используют они для этого договор социального найма, который предусматривает возможность бесплатной приватизации, отчуждения, вселения третьих лиц.
Был такой случай и в Москве, он уже стал хрестоматийным: выпускник сиротского учреждения поменял однокомнатную квартиру на обычный магнитофон. Когда у него спросили, почему он это сделал, парень ответил, что всю жизнь мечтал о магнитофоне. Молодой человек не представлял, какой может быть разница в цене магнитофона и квартиры. Винить его не приходится – это взрослые люди не додумали.
Сейчас дети-сироты получают квартиры в Москве по договору безвозмездного пользования. Это не значит, что мы ущемляем их права. Через пять лет, когда сирота завершит образование, пойдет работать, получит свою первую зарплату, узнает, что такое деньги и сколько стоит квартира, вот тогда мы и заключим с ним договор социального найма. Конечно, не автоматически, а по решению городской межведомственной комиссии.