23:30:44
11 апреля 2021 г.

Необходимость «санации» очевидна…

То, что столичные власти приняли план решения транспортных проблем и кое-что уже осуществляется на практике, очень хорошо. Очевидно, что многие проблемы в сфере «разгрузки» столиц и крупных городов в Америке, Европе и Азии давно решены, а на возникающие новые там незамедлительно реагируют, или действуют на упреждение. А мы? Не получится ли так, что снова пойдем своим «особым» путем? Об этом беседуем с руководителем НИИ транспорта и дорожного хозяйства Александром Сарычевым.

Александр Викторович сразу же заметил, что «изобретать велосипед» нам не придется: во-первых, существует стандартный набор мероприятий, которые были проведены во всех проблемно-транспортных городах мира; во-вторых, некоторые решения, принятые московским правительством в конце 2010 года, уже реализуются. А успешность тех или иных принятых мер как всегда оценивается по их результативности. Последняя же напрямую зависит от качества, комплексности, глубины проработки каждого из предложенных и утвержденных проектов.

– Да, цивилизованный мир наработал практики выхода из сложных транспортных ситуаций, более того, они постоянно совершенствуются. Положение, в котором сегодня оказалась Москва, безвыходным не назовешь, но по сравнению с другими так называемыми городами-десятимиллионниками той же Европы или Америки, у нее – полный набор отрицательных характеристик и факторов, определяющих возможности решения транспортных проблем.

И хотя не скажешь, что федеральные и московские власти в течение последнего двадцатилетия ничего не делали для развития инфраструктуры города, «почему-то» получилось так, что построены не те (и не там) дороги, развязки и т. д. Но самое главное заключается в том, что мы до сих пор так и не приступили по-настоящему к решению такой очень непростой как ответственность города и автомобилистов по отношению друг к другу.

– И все же это, наверное, лишь часть гораздо более серьезной проблемы?

– Безусловно. Недаром большой город сравнивают со сложным организмом, нормальное функционирование которого зависит от многих факторов – социально-экономических, производственных, градостроительных и транспортных. При этом очень важным является достижение оптимального равновесия между плотностью застройки и уровнем развития улично-дорожной сети и городского пассажирского транспорта.

И опять не уйти от сравнений: в европейских городах под транспортную инфраструктуру выделяется до 25% от общей площади, а в городах США этот показатель достигает 35%. Если говорить о Москве, то ее отставание здесь весьма ощутимо, так что многое предстоит перестраивать, создавать заново – необходима санация города. Несомненно будет продолжено строительство новых дорог, парковочных мест, стоянок для автомобилей в жилых районах. Удовлетворение спроса на последние будет способствовать ликвидации «автомобильного хаоса» на улицах и дворах города. И конечно, срочно нужно принимать предельно жесткие парковочные регламенты. На практике такое решение даст положительный эффект не только в такой важной сфере, как безопасность движения, но в ряде других аспектов городской жизни.

– Что касается парковок, то иногда кажется, что в городе их просто не существует. Более того, о каком-то, даже элементарном порядке говорить здесь не приходится – автомобили ставят в самых неподходящих для этого местах, по принципу захвата приглянувшегося «кусочка пространства»…

– … да, с этим трудно не согласиться – так называемые «свободные» парковки нередко возникают спонтанно. Или, иными словами, пока в этой столь важной для любого города сфере царят беспредел и анархия. Но долго так продолжаться не может, и во властных федеральных и городских структурах прекрасно это понимают. Видимо, поэтому совсем недавно в Госдуме было принято решение о введении (с июня 2012 года) достаточно жестких правил, суть которых сводится к тому, что к нарушителям (любителям ставить автомобили в неположенных местах) будут применяться различного рода, и очень серьезные, санкции.

К этому времени Москва будет оборудована, практически полностью, системами видеофиксации нарушений. Такой последовательный системный подход вкупе с созданием целого ряда автомобильных парковок и стоянок существенно, на мой взгляд, расчистит центральную зону города.

– Что ж, будем надеяться, что принятие этих мер хотя бы частично улучшит ситуацию с парковками. Важен, как всегда, результат. Но о нем, конечно, говорить пока преждевременно. Главное, чтобы само начинание не утонуло (как у нас зачастую бывает) в пустопорожних, популистских обещаниях чиновников и представителей различных партий. Ведь за понятием «социально-экономическая сфера города», о которой вы упоминали, – интересы не только владельцев автомобилей, но и всех жителей города.

– На это можно заметить, что все мы – «в одной лодке», но не следует забывать, что кроме «интересов» различных групп населения существует и такое понятие как ответст-венность. Должно быть осознание того, что город – это территория общего пользования. И содержание ее в должном состоянии во многом зависит, например, от продуманной и проработанной системы выплаты налогов на содержание недвижимости, дорог и т. д.

Но у нас, к сожалению, декларации пока подменяют системный подход, отсутствуют отлаженные экономические механизмы.

Жалобы – неважно, от автомобилистов или пешеходов – на плохое состояние дорог давно уже стали повседневным явлением и даже своеобразной традицией. Но вряд ли кто задумывается о том, что на их содержание и строительство налогов собирается всего лишь 25% от требуемых средств.

Да, популистских дискуссий и прочих рассуждений-обсуждений сегодня хватает. Взять те же годичной давности разговоры о «дорожных налогах», к чему они привели? К резкому снижению транспортного налога, в противовес предлагалось ненамного увеличить стоимость бензина. Но его стоимость и так за зиму подскочила в среднем с 20 до 28 рублей за литр. Где здесь какие-то предварительные расчеты? А мнение экспертного сообщества в этой словесной чехарде, похоже, вообще не учитывалось.

Конечно, налоговая система не должна превращаться в так называемое «налоговое бремя», но очевидно и другое – ни федеральный, ни городской бюджеты сегодня не в состоянии охватить все сферы городской жизни. Так что впереди нас ожидает принятие (и исполнение) непопулярных решений. И – очень серьезные испытания. Мы, например, уже не можем приостановить рост парка автомобилей, и не можем также в течение 3–5 лет быстро оздоровлять город и приспосабливать его к новым запросам и нуждам. Для всего этого не хватает трудовых ресурсов и средств. Но это не значит, что следует сидеть сложа руки, как, впрочем, и пытаться что-то сделать с наскоку. Не получится. Понимание последнего у сегодняшней московской власти есть. И работа, серьезная и кропотливая, ведется, принимаются новые градостроительные программы, изыскиваются новые возможности…

– … и о «старых» тоже не забывают. Имею в виду установку мэра и правительства на развитие и совершенствование общественного транспорта. Особое внимание, в частности, уделяется самым популярным у москвичей – метро и трамваю. И по последним сведениям «прирастут» они не только новыми маршрутами и станциями, но и новейшими технологиями.

– Меняться будет многое. По сути, речь идет о большой серьезной реформе, проведение которой, как принято говорить, назрело уже давно.

Общественный транспорт, особенно метро, долгое время представлялся нам как чуть ли не самый надежный и лучший в мире. Но вдруг выяснилось, что и в этом сегменте у нас далеко не все в порядке. Например, протяженность линий метро, построенных за 75 лет, составляет порядка 300 километров, а сегодня нужно в два раза больше и несколько иной конфигурации.

Но хорошо уже то, что московские власти не уходят от решения этого вопроса – намечена и прорабатывается грандиозная программа развития метрополитена, в которую также включено создание новой высокотехнологичной скоростной сети.

Не за горами и возвращение трамвая – самого популярного у москвичей вида общественного транспорта. Отказ от него в свое время был явно непродуманным шагом. Предстоит восстановление старых и создание новых линий для скоростного состава. Средства для этого понадобятся немаленькие, но они уже заложены в бюджете города.

Изменения в системе общественного транспорта неизбежны – обновления не было на протяжении слишком долгого времени. Предстоящее развитие обусловлено и появлением нестандартных решений, и высокотехнологичных разработок. Происходит разделение на новые – скоростные, магистральные, подвозочные – классификации маршрутов. Так что в ближайшем будущем столица получит общественный транспорт нового поколения: надежный, скоростной и удобный.

Андрей Заболотский

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация