03:48:13
22 ноября 2024 г.

Выбирайте совет. Срочно!

ЖКХПомните, у Высоцкого про собрание? «У них первый был вопрос – «Свободу Африке!», а потом уж про меня – в части «разное»… Так и живем до сих пор. Революции в Африке обсуждаем каждый день по нескольку раз, а контрреволюции в наших жилищных делах и наших кошельках нам не интересны. Будто и не был недавно принят федеральный закон, изменяющий примерно треть Жилищного кодекса (ЖК), касающуюся управления домами.

Впопыхах

Госдума проголосовала за ЖК в самом конце 2004 года в ничем не оправданной спешке, более тысячи поступивших поправок были в основном проигнорированы.

Жилищная общественность требовала изменений ЖК с момента вступления его в силу. Проект Галины Хованской приняли в первом чтении только летом 2006 года, потом тянули еще более четырех лет и 23 ноября 2010-го провалили. Тогда же подобная участь постигла поправки Олега Шеина.

В 2010 году группа депутатов (Чиркин – Плескачевский – Шипунов) внесла свой проект. Его дважды отправляли на доработку, но уже 23 ноября приняли в первом чтении, а 8 апреля 2011-го – во втором.

Недоделок оставалось так много, что даже 13 мая вместо назначенного третьего чтения докладчик предложил вернуться ко второму, чтобы принять аж 14 существенных поправок. Но странным образом в тот же день проект был принят в третьем чтении.

25 мая он был проштампован Советом Федерации. Обсуждение заняло 15 минут, включая выяснение, – какой же именно пункт повестки дня обсуждается.

Эта история с очевидностью демонстрирует качество законодательной работы.

Отбивались, как могли

И все-таки судьба нового закона дает основания не только для печальных выводов. В первоначальном варианте бросалось в глаза стремление чиновников заставить организации, управляющие домами, распоряжаться органами жилищного самоуправления (вплоть до уголовного преследования «слишком» независимых председателей) и облегчить жизнь ресурсоснабжающим монополиям, заставляя жителей-потребителей этих ресурсов платить не только за себя, но и за неплательщиков. Однако жилищная общественность при конструктивной политике Министерства регионального развития, при поддержке Общественной палаты отбила эти попытки.

В ЖК внесено множество локальных изменений, многие из которых полезны и соответствуют давним требованиям общественности, особенно в сфере создания и функционирования ТСЖ. Хотя даны ответы далеко не на все вопросы.

Только один пример: в последние годы по стране прошла эпидемия фальсификаций решений общих собраний о создании ТСЖ, заключений договоров управления домами. Сотни липовых актов уже отменены судами. Налицо попытки мошеннического присвоения прав распоряжаться колоссальными денежными потоками – ассигнованиями на капремонт, платежами за ЖКУ. Но требования общественности об уголовном преследовании мошенников остаются без последствий под нелепым предлогом: материалы общих собраний собственников помещений не считаются официальными документами, подделка которых наказуема.

Движение «Жилищная солидарность» предложило поправку в ЖК, придающую им статус официальных документов. Не прошло…

«Сырой» совет

Одна из важнейших новаций требует безотлагательных действий общественности.

В раздел ЖК «Управление многоквартирными домами» добавлена статья 161.1 «Совет многоквартирного дома» (далее – совет), которая заставляет избрать такой совет в тех домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

Суть дела в том, что, если дом управляется управляющей организацией (далее – УО), то объективно существует следующее противоречие. Одна из двух сторон договора управления – заказчики. Это собственники, они никак не организованы, у каждого своя работа и прочие дела. Рядовой собственник, как правило, не специалист в управлении домами и смежных специальностях (например, в юриспруденции).

Текущие жилищные расходы, хотя и растут постоянно, но для многих не столь уж существенны. Поэтому типичное отношение к жилищным и домовым делам – довольно вялое.

Другая же сторона договора – исполнитель. Это УО со специалистами, для которых управление домом – основная работа, источник заработка, а иногда и «левых» доходов. К тому же в любом конфликте УО с жителями, как правило, власти – на стороне УО. В общем, неравенство сторон и, следовательно, проигрыш заказчиков в любом конфликте заложены в природу этого договора.

Конкуренция отчасти могла бы выровнять положение сторон, но до этого пока далеко. Для того чтобы действительно стать реальным и полноправным заказчиком жилищных услуг, собственники в доме должны организоваться. Так что с идеей совета никто не спорит.

Более того, в тех домах, где нет ТСЖ или ЖСК, мы и раньше рекомендовали избрать домкомы или хотя бы инициативные группы для того, чтобы создать представительство собственников (и жителей!) в отношениях с УО и властями. Эту проблему законодатели и пытаются решить в статье 161.1. Но текст статьи – сырой, а поправки, внесенные жилищной общественностью, не удостоились внимания разработчиков.

Вот смысл некоторых из наших поправок.

В ряде домов уже избраны домкомы или комитеты территориального общественного самоуправления. Почему бы с согласия общего собрания не наделить их статусом совета для того, чтобы не проводить перевыборы, переименования и не плодить соперничающие органы?

Вызывает недоумение положение закона: «Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется». Оно буквально подталкивает к созданию параллельного совета, если существующий кого-то не устраивает. Регистрация нужна обязательно, но она должна быть заявительной – например, по входящему номеру протокола общего собрания, представленного в управу.

В совет избираются собственники. А члены их семей, хотя бы по доверенности, почему в стороне? А наниматели? Теоретически, конечно, собственником их жилья является город, но в наших-то реалиях – справедливо ли, чтобы город представлял их во всех взаимоотношениях с УО?

Функции совета весьма обширны и расписаны излишне подробно, лучше было бы предоставить это общему собранию. Вместо этого по тексту статьи права «рядовых» собственников как бы передаются совету, а уж это – несуразица. Вот уж будет раздолье для «липового» совета!

Общее собрание собственников избирает совет и отдельно – его председателя. Получается, что председатель практически не зависит от совета. А закон наделяет его серьезными полномочиями, например, представительствовать в суде.

ЖК РФ, постановления правительств РФ и Москвы обязуют УО ежегодно представлять собственникам отчеты о своей деятельности, отдельно по каждому дому. Причем установлено – что именно обязательно должно быть в отчетах. Казалось бы, одно из главных дел совета – получить отчет УО, проанализировать и представить заключение общему собранию. Например, даже с предложением сменить УО.

Но об отчетах в статье 161.1 нет ни слова.

Если собственники не изберут совет по своей инициативе, то через год и три месяца после вступления в силу закона (т. е. в сентябре 2012 года) орган местного самоуправления (в Москве – управа) обязан организовать общее собрание для выборов совета. Что делать, если и тогда совет не будет избран, – закон не говорит. Не исключено, что начнется волна по штамповке «липовых» советов…

Спрашивается, зачем толкать людей на фальсификации? Не честнее ли было бы в таких домах открыто назначить управдома от УО, предоставив собственникам права по его утверждению, отстранению?

Медлить нежелательно

Закон, какой есть, стал юридическим фактом. И теперь, если собственники в своем доме не изберут совет или вместо него проголосуют за домком, то совет им навяжут (возможно, «липовый»). И скорее всего, гораздо раньше, чем через год и три месяца, потому что, если город является одним из собственников, то он вправе проявить инициативу хоть завтра.

И будет уважаемый председатель совета от имени жителей подписывать договор управления, принимать ремонтные работы, представлять их в суде.

Если собственникам не нужно подставное лицо УО, то совет надо создавать самим и срочно! Для этого надо переименовать домком? Давайте переименуем. В домкоме есть не только собственники, но также и представители нанимателей? Дадим им доверенности от кого-нибудь из собственников, либо наделим их правом совещательного голоса в совете, пообещав учитывать их мнение при голосовании.

Одновременно надо принять положение о совете для того, чтобы по возможности амортизировать погрешности закона.

Сейчас идут споры о том, конституционна ли статья 161.1. Оспаривается в основном обязательность создания советов домов. Допустим, что Конституционный суд отменит обязательность, но ведь ни гражданам, ни городу он не запретит инициировать избрание советов.

В общем, для жителей дома, где найдутся активные люди, совет может быть полезен. А пассиву вредно все – и новации, и их отсутствие. Часто мы слышим от людей, которые, как правило, сами никак себя не утруждают общественными проблемами: «К чему весь ваш шум и суета, все равно ничего не получится»! Им всегда кажется, что дела – хуже некуда, что каждый, кто что-то делает на государственной или общественной ниве, – жулик (и те, кто вносит лоббистские законопроекты, и те, кто с ними воюет).

Пока таких жителей, к сожалению, большинство. Именно поэтому самоуправление больше напоминает ту сказочную репку, которую уже столько лет не в состоянии вытянуть ни бабка с дедкой, ни внучка, ни Жучка…

Дмитрий Катаев, сопредседатель движения «Жилищная солидарность»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация