А у нас всегда цирк!
В Кузьминки, в школу-интернат № 15 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы приехали в последний день перед летними каникулами. Ребята по традиции собирались на все лето в лагерь отдыха и здоровья к Черному морю.
Приехали потому, что подобное государст-венное образовательное учреждение с цирковым уклоном – единственное в стране. Его создание поддержал 16 лет назад великий артист и замечательный цирковой клоун Юрий Владимирович Никулин (его имя и носит сегодня школа). А город построил здесь настоящую цирковую арену со зрительным залом. Теперь мальчишки и девчонки, которые желают, умеют и кому позволяют доктора, за годы учебы становятся хорошими акробатами, жонглерами, эквилибристами или фокусниками. Последних обучает мастерству иллюзионистов известный артист цирка Петр Бахмач.
И совсем не случайно цирковой коллектив школы-интерната – многократный лауреат фестивалей детского творчества, обладатель Гран-при «Мир детства» и золотой призер Молодежных дельфийских игр России. А в нынешнем году он стал победителем Международного конкурса «Дети иллюзионистов».
В 15-й московской школе-интернате умеют воспитывать победителей. В собственном ФОКе этого образовательного учреждения есть атлетические снаряды, беговые дорожки, батут, а еще спортзал, бассейн, класс хореографии, гримерные.
Создан и школьный театр «Сюрприз». Есть свой режиссер-педагог, заслуженный работник культуры РФ Наталья Головина, есть сильная театральная труппа старшеклассников, а также младшие таланты – малышовый театр «Веселые картинки». Кстати, один из выпускников – Илья Балахонов готовится к поступлению в школу-студию МХТ Олега Табакова.
Целая группа мальчиков-акробатов не первый год занята в Российском академическом молодежном театре (РАМТ) – в одной из сцен спектакля «Эраст Фандорин». На это их благословил побывавший в школе-интернате и отобравший ребят для выступления автор пьесы писатель Борис Акунин.
Есть свое кафе с кухней и маленьким банкетным залом. Здесь отмечают дни рождения и ребята сами готовят праздничные блюда, попутно осваивая владение плитой, микроволновкой, посудой и столовыми приборами.
А стилист Елена Саидахмедова открыла школьный кабинет дизайна прически. Так что теперь половина мальчишек и девчонок умеет делать по ее эскизам модельные прически. 25 ребят получили сертификаты профессиональных мастеров. В том числе – в модном нынче направлении сложного плетения кос.
И самое, пожалуй, главное: несколько лет назад в 15-й школе-интернате появилась «Служба жизнеустройства». При поддержке муниципалитетов она старается найти сиротам замещающие семьи или возвратить в исправившиеся родные. К новым родителям удалось устроить уже 30 детей. Только в нынешнем году под патронат отдали еще пятеро ребят. Одну девочку взял к себе в семью родной дядя.
Учителям и воспитателям, конечно, жаль расставаться со своими питомцами, они им стали как родные, ведь их взяли малышами, вырастили, выучили, но если нашлась семья – педагоги только рады.
Вопрос заместителю директора школы-интерната Татьяне Кузнецовой:
– Почему ваш педагогический коллектив выбрал для своих питомцев цирковое искусство?
– Этот профиль школы мы облюбовали 15 лет назад. Рассудили так: пусть одни учатся шить одежду, другие – делать мебель, третьи – лепить керамику (что традиционно для интернатов), а у нас будет цирк! И еще театр. Как средства приобщения к культуре, искусству и как способ полностью занять ребят.
Идею выдвинул наш директор Игорь Акопянц. Он обратился к Юрию Никулину, и тот с присущей ему отзывчивостью помог нам во всем. Часто у нас бывал, и сейчас лучшие ученики школы получают именные стипендии Никулина.
Конечно, не все потом становятся циркачами, мы ведь принимаем детей-сирот не по отбору, а как и все школы-интернаты Москвы – по путевкам столичного Департамента образования. Но есть юноши и девушки, которые поступают потом в цирковые училища, учатся дальше, становятся профессиональными артистами манежа.
Есть и такие, кто в дальнейшем получает высшее актерское и режиссерское образование, учится в других вузах и профессиональных колледжах. Но хочу подчеркнуть: все наши дети состоялись, все без исключения успешны. Потому что у нас они научились работать, верить в себя и добиваться успеха.