01:21:09
23 ноября 2024 г.

Путешествие по бездонным дворам Петровки

Путеводитель по МосквеВсегда подозревала, что любая категоричная характеристика города ошибочна и субъективна: то, что видят твои глаза, характеризует лишь твой взгляд на мир – рядом, за углом, всегда таится чья-то совершенно другая история. Мнение это подтвердилось во время продолжения прогулки по торговой, пафосной, многолюдной Петровке, казалось, символизирующей ту суетливую Москву-зазнайку, которую видят обычно гости столицы.

Вооружившись на этот раз другим взглядом, мы попали в совсем иной, неторопливый солнечный мир. Стоило лишь начать прогулку с обратной стороны, от бульваров, и тон был задан.

Под кронами Страстного

Мы даже не стали смотреть в сторону окончания Петровки, плавно переходящей в Каретный ряд. Туда, где на месте старинной усадьбы Щербатовых располагается знаменитая Петровка, 38, ставшая после выхода одноименного фильма именем нарицательным. Построенное в 1800-м Осипом Бове здание вначале было приобретено военным ведомст-вом и перестроено в казармы, затем здесь разместилась жандармерия, в советское время его занял Московский уголовный розыск и наконец – ГУВД Москвы. Благодаря Юлиану Семенову и популярному телециклу «Следст-вие ведут ЗнаТоКи» сочетание Петровка-38 имеет романтический налет и, произнесенное автоматически, включает в мозгу песню, потрясающую своим оптимизмом: «Если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет…»

Так вот, в ту сторону мы не смотрим. Стоим себе на Страстном бульваре под убаюкивающе шелестящими кронами и разглядываем площадь Петровских ворот, она интересная вообще-то. По левую руку от нас почти что слился с зеленью памятник Высоцкому, все так же безнадежно простирающему руки к небу. Все кажется, что он вопрошает: «Что ж вы из меня сделали-то?!» Когда в 1995 году устанавливали памятник, и Владимир Семенович из весьма неоднозначного и яркого современника стал превращаться в забронзовевшего классика, только ленивый не цитировал выдранное из контекста: «Не поставят мне памятник в сквере где-нибудь у Петровских ворот». Совершенно забывая о том, что герой этой песни 1963 года рождения уж никак на образ непризнанного гения не тянет, да и задачи такой у автора не было.

Итак, площадь Петровские ворота. Одна из самых маленьких в Москве. На редкость уютная. Без сталинского размаха и свистящих во все стороны ветров. Без ям, заборов и архео-логических раскопок. Если сидеть на самом бережку Страстного бульвара, то пейзаж открывается вечный. Справа все так же высится золоченый солнцем купол Высоко-Петровского монастыря. Органичным продолжением его выглядит бывший доходный монастырский угловой дом с «Рыбным бутиком» – тоже своего рода традиция. В послевоенные годы в здании, замыкающем Петровский бульвар, находился знаменитый рыбный магазин, просуществовавший до 2000 года. Туда в цистернах привозили живую рыбу, ноздри тревожил запах копченой скумбрии, знатоки приезжали за раками… Теперь, видимо, все это переместилось в ресторан, потеснив, в свою очередь, долгие годы находившийся в доме магазин «Мебель». На углу Страстного и Петровки высится конструктивистское здание – бывший МАТИ, а теперь «Венский дом» с опять-таки рестораном.

По левую руку от бывшего рыбного магазина – малоприметное трехэтажное здание (Петровка, 32), к которому примыкает двухэтажная пристройка, памятная старшему поколению керосиновой лавкой. До революции же здесь располагалась известная чайная, куда любил захаживать (и под настроение попеть) Шаляпин. В наше время в переоборудованной лавке неожиданно прорубилось «Окно в Европу» – ресторан, куда автобусами возят туристов.

Право на объектив

Между домами таинственно зеленеет Петровский бульвар, и оттуда, снизу, из колышущихся зеленых волн, выныривают, как тридцать три богатыря, на площадную поверхность, блестя на солнце крышами, разноцветные авто. Покидаем наконец укрывающий от лучей зеленый тент листвы и переходим с бульвара на улицу Петровку. Движемся все выше и выше, к Высоко-Петровскому монастырю. Вот и кованые ворота с открытой калиткой. Над головой красно-кирпичный свод арки. Впереди, на фоне старинной белой стены, силуэт в черной рясе. Заходим.

У Лены на шее фотокамера. Понимаем, что рискуем. Из Марфо-Мариинской обители, как, впрочем, и из многих других мест, фотографов гонят сразу. Но как же иначе показать читателям эту красоту? Действительно, охранник подходит тут же.

– Вы собираетесь фотографировать?

– Да, – уже почти разворачиваясь к выходу, киваем мы.

– Пожалуйста, старайтесь, чтобы в кадр не попадали священнослужители и монахи…

Не верим своему счастью:

– А остальное – можно?!

– Конечно. Пожалуйста.

И вот мы уже с полным правом смотрим через объектив на это залитое солнцем огромное пространство, по сути целый старинный город, основанный в начале XIV века. Как всему этому удается помещаться в недрах современной улицы?.. Народу – никого. Только молодые монахи сажают цветы на газоне, дурачатся, смеются чему-то… Справа от входа – колокола всех мастей и размеров на массивных штангах. Выставка? Коллекция?

– Нет, они действующие, – поясняет все тот же любезный страж ворот.

И это тоже задает тон: таинство колокольного звона, обычно творящегося где-то там, наверху, где едва разглядишь мелькающую руку звонаря, можно наблюдать в двух шагах. Жаль, что не сейчас. Но тишина – это тоже неплохо.

Комбайны в храме

Слева от колоколов маленькая церковь в честь Толгской иконы Божьей Матери, которой еще не коснулась рука реставраторов. Посредине двора, простой и строгий, свечой высится старейший из монастырских Собор Святителя Петра, митрополита московского. Никаких ярких красок и позолоты – красные кирпичные стены, узкие окна и черная чешуя купола. Над арочной дверью входа – лик святителя. По правую и левую руку от него пятиглавые храмы – Собор Боголюбской иконы Божией Матери, возведенный по указу Петра I на месте древней Церкви Покрова и Церковь преподобного Сергия Радонежского, та самая, где купола при реставрации зачем-то выкрасили зеленым.

Поднимаемся по торжественной лестнице на «балкон», опоясывающий двор, идем над древними арками, темные провалы которых, кажется, ведут прямо в прошлое. Верхним же ярусом переходим в другой, внутренний двор, где совсем ни души. Под нами буйно цветет сирень. Пробегает по истово зеленому под солнцем газону черная кошка. Мирно сложены дрова у одноэтажного, будто приплюснутого к земле домика советской архитектуры – без излишеств. Идем вдоль красной кирпичной стены с зарешеченными окнами почти на цыпочках – все время кажется, что нас пустили случайно в какую-то тайную жизнь. Впереди, на углу, над дворовой пропастью – маленькая, будто срезанная сбоку Церковь преподобного Пахомия Великого. Приближаемся. Обходим. Оказываемся в узком «коридоре» между церковной стеной и парапетом. Идем по выщербленным плитам над Крапивинским переулком, перерытым, перегороженным, зияющим провалами окон. И никого. Нигде. Только старая церковь, солнце и кучи строительного материала, заготовленного, кажется, для сотворения какого-то другого мира.

Впрочем, новый мир строился уже не раз. После 1917 года монастырь приютил изгнанных архиереев. Монастырские палаты стали постепенно заполняться учреждениями. Начали закрываться храмы, а в 1926 году был закрыт и сам монастырь, но Боголюбская церковь продолжала действовать как приходская. В 1929 году президиум Моссовета постановил закрыть и Боголюбский собор. Его отдали в аренду «Зернотресту», который в 1930 году сломал кресты и купола и устроил в храме мастерскую по ремонту комбайнов. Палаты превратились в коммуналку. В 1930-е годы над монастырем нависла угроза полного сноса «ввиду расширения Петровки», но, к счастью, этот проект не был реализован. В пятидесятые потихоньку началась реконструкция, и комбайны стали сменять учреждения культуры (Литературный музей так с тех пор и живет в монастырских палатах). В девяностых монастырь был возвращен Церкви, а в 2009 году Священный синод принял решение о возрождении здесь монашеской жизни.

Перекати-утка

Выходим на улицу, но ненадолго. Прямо напротив – внушительное здание с колоннами, построенное когда-то Матвеем Казаковым для купца Губина (№ 25). Позже – гимназия, в которой учились Брюсов и братья Бахрушины, а с 1999 года здесь – главная площадка Московского музея современного искусства. Двор его многолюден. Народ большей частью отлит из металла. Персонажи самые разнообразные, а вот Лужкова в образе дворника с метлой что-то не видно. Говорят, переехал, но с опалой бывшего мэра это никак не связано. Хоть и зовут недоброжелатели музейный двор «садом чудовищ», надо признать (особенно теперь, когда основатель музея и автор большинства работ Зураб Церетели перестал быть «придворным скульптором»): эти фигуры с нарушенными пропорциями, забавные, трогательные, страшноватые, равнодушным зрителя не оставят точно, уж какие-то эмоции да вызовут. Впрочем, можно пройти мимо – внутри любителям русского авангарда уж точно найдется на что посмотреть.

Мы же, признаемся, пришли проведать утку. В нашу прошлую прогулку по Петровке она стояла у самого входа в музей. Шел дождь, и грустная утка высотой в два человеческих роста стояла по колено… нет, по середину колеса в луже. Мы ее полюбили. Но проведать это дивное создание не удалось – она оказалась непоседой. Говорят, ее видели на Сретенке, на Большой Дмитровке, на Трубной, в Златоустинском переулке, припаркованной у «Венского дома»… Время от времени из головы ее на глазах изумленных прохожих извергался огонь. Путешествующая металлическая утка-велосипед – самая известная работа калифорнийского художника Барта Дорсы, который уже около десяти лет живет в России. Он посвятил работу своему отцу-путешественнику. Так что не пугайтесь при встрече: это не военный транспорт инопланетян, а просто огнедышащее арт-создание.

Решив, что сегодня судьба наша такая – ходить по дворам, мы направились в арку соседнего с монастырем дома (№ 26). Побродив всевозможными закоулками, внезапно очутились перед небольшим манежем. Поменьше, конечно, чем на Моховой, но вполне себе натуральным, с колоннами. Внутри старинной оболочки оказался Детский теннисный центр, а прямо за зданием – громадный корт, за которым виднелся какой-то космический полусферический пейзаж. Все это, представьте, помещалось в обычном дворе. Где-то дальше, уже в недрах дома № 24, мы, подобно Буратино с его очагом, прошли сквозь нарисованную стену и повстречали табличку, свидетельствующую о том, что здесь живут персонажи из телевизора: «Ателье-студия. Ольга Бузина».

– Лена, это же блондинка из «Дома-2»! Неужели она на самом деле существует?!

Здесь родилось вологодское масло

Выбравшись на улицу, мы без интереса скользнули взглядом по блестящей серебряной витрине и ухнули в очередную подворотню (не простую, а зеленую и лепную!). На этот раз дома № 17 – бывшего доходного дома Смирновых, выстроенного в 1913 году Густавом Гельрихом. А еще раньше здесь находился магазин принадлежностей для молочных хозяйств и молочных продуктов, им владел брат художника Верещагина – Николай Васильевич, создатель первых русских сыроварен, «отец вологодского масла». А после там была «образцовая» молочная Чичкина. Мы же здесь наткнулись на прилепленную к стене спортивную площадку, где шел матч, символизирующий дружбу народов, загадочные треугольные витрины в плитке двора, в какие обычно помещают музейные экспонаты, золотые лепные колонны скромного офиса… Закоулкам не было конца. Наконец, завернув в очередной раз, мы неожиданно вынырнули в Столешников переулок. Играли уличные музыканты, по Петровке тек людской поток, привычно толпились машины, сверкали витрины…

А прямо напротив Столешникова, возле спрятанной за оградой мощной колоннады Генеральной прокуратуры, притаился очередной двор с совсем иной жизнью. Во дворе открытого в 2004 году музея ГУЛАГа стоит смотровая вышка и смотрят через колючую проволоку со старых кирпичных стен погибшие в сталинских лагерях. Масштаб явления оценит даже самый непосвященный, взглянув на находящуюся в экспозиции карту «ГУЛАГ СССР», на которую нанесены свыше 500 мест лишения свободы, рудники, лесоповалы, каналы, построенные заключенными. Дмитровлаг, Стройлаг, Соловки, Колыма, Норильск, Магадан… И вдруг глаз выхватывает слово «АЛЖИР» . Откуда такая экзотика? Оказалось, аббревиатура расшифровывается просто: Акмолинский Лагерь Жен Изменников Родины… Основал музей знающий о лагерном быте не понаслышке Антон Владимирович Антонов-Овсеенко.

Согласно сегодняшней традиции, кофе мы тоже будем пить в одном из дворов Петровки. Там фонтанчик и гамак, и анютины глазки обрамляют веранду. Пойдет дождь, улица расцветет зонтами, и мы будем сидеть под зонтом на веранде кафе и говорить о том, чего не успели вам рассказать.

Но главное-то понятно? Что даже в самом будничном, скучном, суетливом «сегодня» есть незаметная зеленая дверь в стене, которая ведет в другую реальность. Воспользоваться ею или пройти мимо – собственный выбор каждого.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация