…А на дом остаются сущие гроши
Стало традицией входить в новый год с новыми, как правило, увеличенными тарифами на жилищно-коммунальные услуги. СМИ не устают задаваться вопросом: поможет ли очередное повышение улучшить качество этих самых услуг? Ответ обычно один: качество никак не меняется. Освещение же причин сводится к навешиванию ярлыков на сектор ЖКХ – «черная дыра» и «бездонная бочка». При этом никто не пытается с калькулятором в руках произвести простейшие расчеты, связанные с экономикой многоквартирного дома.
Вспомним Жилищный кодекс
Попробуем сделать это, предварительно отделив жилищное хозяйство от хозяйства коммунального, так как две эти сферы хотя и тесно связаны друг с другом, но все же они разные.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Как видно из закона, управляющая организация несет ответственность за обеспечение предоставления коммунальных услуг гражданам, которое достигается путем поддержания в технически исправном состоянии внутридомовых сетей горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения, а также их обслуживания.
Однако для авторов постановления правительства РФ от 6.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (принято взамен постановления № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам») понятия «обеспечение предоставления коммунальных услуг» и непосредственно «предоставление коммунальных услуг», видимо, являются синонимами. В результате такой вольной трактовки требований Жилищного кодекса установлен нерыночный порядок реализации коммунальных услуг, который действует в интересах монополистов и наносит ущерб деятельности управляющей организации.
Услуга или ресурс?
Любая услуга, в том числе и коммунальная, является вещью нематериальной и всегда направлена от поставщика непосредственно к потребителю, минуя каких бы то ни было исполнителей. Но опять же введенное неизвестно кем понятие «коммунального ресурса» ставит все с ног на голову. Кто из авторов законов, постановлений и других нормативных актов может технически описать алгоритм превращения коммунального ресурса в коммунальную услугу при пересечении стены многоквартирного дома?
Первый зам. генерального директора ОАО «МОЭК» Владислав Черный дает пояснения по вопросам разделения сфер ответственности ОАО «МОЭК» и управляющих компаний в процессе оказания услуг отопления и горячего водоснабжения. Из пояснений следует, что эта организация является «юридическим лицом, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов», то есть ресурсоснабжающей организацией. «Коммунальные ресурсы» – это «холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг».
Таким образом, МОЭК, в силу характера своей основной деятельности, не несет ответственности за качество оказания услуг отопления и горячего водоснабжения каждому отдельному физическому лицу. Покупателем коммунального ресурса МОЭК – тепловой энергии – являются управляющие организации (ДЕЗы, ТСЖ, ЖСК и т. д.).
При этом В. Черный не уточняет, что платежи населения за отопление и горячее водоснабжение после их оплаты через транзитный счет ОАО «Банк Москвы» напрямую поступают на счета ОАО «МОЭК», минуя управляющие организации.
Задачка для собственников
В связи с запутанностью всего того, что связано с коммунальным хозяйством, перейдем к не менее важной статье расхода каждого жителя – содержанию и ремонту жилого помещения. Напомню, что затраты по этой статье включают в себя оплату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Произведем расчеты для условного многоквартирного дома общей площадью 10 000 кв. метров.
Напомню, доходы управляющей организации формируются из единственного источника – платежей населения. Субсидии из городского бюджета играют роль компенсационной выплаты для погашения недоплаты населения в результате применения пониженной ставки за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома. Собственник должен заплатить 22,92 руб. за 1 кв. метр, а платит по условиям правительства Москвы только 10,80 руб. Разница погашается бюджетом.
Как видно из таблицы, расходы населения в 2011-м увеличились на 20%, расходы городского бюджета снизились на 13%, а доходы управляющей организации остались на уровне прошлого года. Население, платя в 2011-м на 20% больше, вправе рассчитывать на улучшение обслуживания и содержания общего имущества многоквартирного дома. Готова ли управляющая организация предоставить более качественные услуги?
Попробуем решить задачу.
Исходные данные:
1. Доходы управляющей организации в 2011 году остались на уровне 2010-го, составив 2 750 400 руб.
2. Расходы управляющей организации в 2011-м выросли по сравнению с 2010-м по следующим статьям:
– вывоз ТБО без утилизации – на 6%;
– техническое обслуживание лифтов – на 17%;
– обслуживание системы ДУиППА – на 17,6%;
– обслуживание газового хозяйства – на 85,0%;
– обслуживание вентканалов – на 7%;
– дежурное освещение и силовая электроэнергия – рост тарифа «Мосэнерго»;
– зарплата – при неизменной заработной плате расходы на оплату труда увеличились за счет роста начислений на заработную плату с 26,2% до 34%.
Вопрос: сможет ли управляющая организация предоставлять в 2011 году более качественные услуги по обслуживанию и содержанию общего имущества? Если отвечать честно: нет!