Культурная программа «бомжихи» из Бийска
Конечно, можно жалеть о многих преимуществах, которые мы потеряли с переходом к рыночным отношениям: о бесплатном жилье, например, или бесплатном (в полном объеме) высшем образовании. Но есть на этом трудном пути и кое-какие приобретения. В этом меня убедил случайный разговор с приезжей женщиной.– Да, я бомжиха, – заявила она с явным желанием шокировать, понимая, как не вяжется это слово с ее опрятным видом.
В Москве шестидесятилетняя пенсионерка второй год. На Алтае у нее двухкомнатная квартира в панельной девятиэтажке – там сейчас живет сын. Задумали они с сыном переехать поближе к столице. Их квартиру в Бийске можно продать только за 200 тысяч. Рублей, разумеется. Домишко какой-либо купить в подмосковном селе – уже хорошо, рассуждали они. И Лидия Васильевна отправилась на разведку.
Приехав в столицу, увидела, что при таком соотношении цен даже в Подмосковье трудно на что-то рассчитывать. Однако возвращаться в полном разочаровании не стала. Решила, что раз уж попала сюда, надо набраться впечатлений. А так как жить было не на что и негде, устроилась дворником и получила место в общежитии. Потом нашла другую работу, полегче.
– Я сейчас в доме у богатых работаю консьержкой, – с трудом выговорив иностранное слово, рассказывает Лидия Ивановна. – Там и живу. У меня тут такая культурная программа, что мне еще надолго хватит, – делится она. – Вот сегодня по плану был музей имени Пушкина. В Кремле недавно побывала. Входной билет туда стоит пятьдесят рублей, а нам, пенсионерам, – бесплатно. И во всех музеях тоже нам привилегия. Если б не это, разве я смогла бы с моей зарплатой посмотреть столько, сколько за всю свою жизнь не видела!
После разговора с Лидией Ивановной я вспомнила, как много лет назад, приехав в Москву, остановилась у одноклассницы в рабочем общежитии. За вечерним чаем стала расспрашивать девчонок-лимитчиц, были ли они в таких-то музеях, трудно ли достать билеты в такие-то театры? По реакции девчонок было видно, что все эти названия они слышат впервые.
– Так зачем же вы приехали в Москву жить? – не выдержала я.
– А здесь в магазинах все есть, – убили они меня своим ответом.
К счастью, нынче, что в Хабаровске, что в Новосибирске, что в Бийске, что в обеих столицах, в магазинах примерно все одно и то же. А потому не за колбасой, не за «тряпками», а за пищей духовной приехала в Москву простая алтайская пенсионерка.