Ну что, поехали?!
Заграничный отдых сегодня популярен как никогда. Увы, на том же турецком побережье он гораздо качественнее и дешевле, чем на родном, черноморском. Однако и там, и там не все гладко. Одним курортникам не удается покинуть Родину, другим – вернуться здоровыми. О том, что делать в подобных ситуациях, рассказали в Московском обществе защиты прав потребителей.
Таиланд пока не виден
Купили путевку в Таиланд. Вылет в 8.10, приехали в аэропорт за три часа, как нас и предупредили в туристической компании. В итоге рейс задержали на четыре часа. Предусмотрены ли за это какие-либо компенсации?
Ирина Елисеева
С 21 октября 2007 г. вступили в силу «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Эти правила, в частности, определяют порядок действий авиакомпании в случае перерыва в перевозке по ее вине, а также в случае задержки рейса, отмены его из-за неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки. В этой ситуации перевозчик обязан бесплатно организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
– предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет;
– предоставить 2 телефонных звонка или 2 сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 часов;
– обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 часов;
– обеспечить горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 часов и далее каждые 6 часов – в дневное время и каждые 8 часов – в ночное;
– разместить в гостинице при ожидании вылета рейса более 8 часов – в дневное время и более 6 часов – в ночное;
– доставить транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
– организовать хранение багажа.
Чтобы заявить о своих претензиях, нужно обратиться к администратору, желательно сразу в письменной форме, сославшись на статью закона, потребовав, чтобы на копии он оставил отметку о принятии заявления. Если принять требование под любыми предлогами отказываются, необходимо собрать подписи «товарищей по несчастью» и их координаты, если придется подавать в суд. Требовать компенсацию тогда придется уже при возвращении.
А где справка из больницы?
Заключила с турфирмой договор купли-продажи туристского продукта и оплатила 130 000 рублей за тур в Грецию, куда собиралась вместе с дочкой. В стоимость входила и страховка от невыезда. Накануне вылета дочь внезапно тяжело заболела. Разумеется, мы никуда не поехали. Однако страховая фирма выплатить деньги отказалась, сославшись на то, что, согласно условиям страхования, выплаты производятся, если только человек был госпитализирован. И туристическая фирма также не возвращает деньги, ссылаясь на то, что отель оплачен, авиабилеты куплены…
Татьяна Серегина
Страхование от невыезда – добровольный вид страхования, которым турфирмы иногда предлагают воспользоваться при заключении договоров купли-продажи туристского продукта. Эта услуга предлагается не всегда и не является обязательной, поэтому турист может от нее отказаться. Но если он заключает договор страхования от невыезда, то страховая организация должна выплатить деньги за несостоявшийся тур, если поездка не состоялась по причинам, не зависящим от туриста.
Однако деньги выплачиваются только в том случае, который назван страховым в правилах страхования. У каждой организации, занимающейся страхованием, эти правила свои. И хотя в целом они зачастую похожи, есть в них и отличия. Поэтому прежде чем заключить договор страхования, необходимо внимательно изучить перечень страховых случаев, по которым выплачивается страховка, и порядок действий, которые должен выполнить потребитель, чтобы получить страховое возмещение.
Невнимательное отношение к условиям страхования может привести к тому, что страховку вы не получите. Например, в правилах может быть сказано, что страховка выплачивается не при любом внезапном заболевании застрахованного лица, а только при болезни, повлекшей его госпитализацию. Поэтому турист не получит возмещение за несостоявшийся тур, если не представит документы о том, что человек находился в больнице.
Видимо, случай Татьяны – именно из этого разряда, так что предъявлять иск к страховой организации в данной ситуации бесполезно. А вот с турфирмы можно получить как минимум половину денег, уплаченных за тур.
Процедура возврата денег выглядит следующим образом. Сначала потребитель обращается в туристическую организацию с заявлением о расторжении договора. Он кратко описывает ситуацию, просит прекратить какие-либо действия, связанные с организацией тура и вернуть деньги в полном объеме. В заявлении также должно быть сказано, что если туристическая организация не согласится полностью вернуть сумму, она должна обосновать свой отказ, предоставив отчет о расходах по организации тура и документы, подтверждающие эти расходы.
В заявлении следует указать срок расторжения договора, например, день получения корреспонденции (если этот срок не указан в договоре). Если же срока нет ни в договоре, ни в заявлении, он считается равным одному месяцу (п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса РФ). Также необходимо указать срок для ответа на ваше заявление – например, 10 дней.
К заявлению следует приложить копию медицинского документа, подтверждающего болезнь ребенка.
Если туристическая организация никакого ответа не дает, отказывается вернуть деньги или не представляет документы, подтверждающие свои расходы по организации тура, то при подготовке иска в суд можно исходить из отсутствия у нее каких-либо расходов по туру и требовать возврата всей суммы полностью.
Если турфирма предоставляет документальное подтверждение расходов, то можно посчитать, какую сумму она должна вернуть. Документальное подтверждение означает не просто голословное заявление о расходах, а первичные бухгалтерские документы туристической организации: платежные поручения банкам с их отметкой (если деньги за тур переводились в безналичной форме), авиабилеты и т. п.
Застрявшие должники
Собрался отдохнуть за границей, но несколько озадачил недавний случай, когда приятеля не выпустили из-за нерасторопности судебных приставов, в то время как он за полтора месяца до отъезда погасил свой долг. За что могут не пустить за рубеж и как обезопасить себя от такой ситуации?
Сельвестр Кондов
Ограничить выезд в другие страны приставы могут только в том случае, если гражданин не выполняет обязательств, наложенных на него судом, и никак иначе (п. 5 ст. 15 закона № 114-ФЗ).
Запретить выезд из страны могут не только тем гражданам, кто решил отдохнуть в ближнем или дальнем зарубежье, но и собравшимся туда в служебную командировку. Приставов особо не волнует цель поездки: если есть неоплаченные долги, то страну покидать нельзя. А долгами могут быть не оплаченные вовремя налоги (к примеру, транспортный или на имущество), штрафы, пошлины, кредитные и коммунальные платежи, непогашенные алименты и др. Как нам сообщили в Федеральной службе судебных приставов, в основном запрещают выезжать тем людям, за которыми по судебным решениям числится долг от 10 тыс. рублей и выше. Но и меньшие суммы тоже могут стать причиной ограничений.
Даже если нет денежных долгов, не факт, что вам удастся съездить за границу. Дело в том, что у приставов есть право ограничивать выезд не только при наличии финансовых долгов, но и при неисполнении любых обязанностей, в том числе не связанных с деньгами. Например, когда гражданин отказывается выполнять судебное решение, обязывающее демонтировать самовольно возведенный забор.
Если задолженность была, но человек ее погасил, значит, он чист перед законом. Другое дело, что информация внутри самой инстанции может «проходить» в течение месяца. Поэтому есть смысл накануне отъезда взять справку в налоговой об отсутствии задолженности, предъявив там чек или платежку.
Включено все, да не то
Зимой мы с мужем поехали на Бали. Прежде чем оплатить тур, уточнили в турфирме, есть ли в отеле, где нас должны были поселить, европейская кухня (у мужа гастрит, и он не может есть острую пищу). Нас заверили, что есть. Но на месте выяснилось, что прикреплены мы к ресторану с азиатской кухней, а питаться в «европейском» можем только за отдельную плату.
После первого же обеда муж слег с обострением гастрита. Все следующие дни я практически от него не отходила. Питался он только кашами, которые для него варили отдельно. Сама я питалась в ресторане с европейской кухней (не хотела рисковать своим здоровьем) и платила за это, несмотря на то, что в стоимость нашей путевки входило питание по системе «все включено».
Вернувшись, мы обратились в турфирму за компенсацией. Ведь мы не только не отдохнули, но по возвращении муж вынужден был лечиться и покупать дорогие лекарства. Прошло два месяца, а воз и ныне там. Говорят, мол, ничего такого мы вам не обещали и никакой компенсации выплачивать не будем. Кто прав?
Виктория Владимировна, Москва
В данной ситуации правы туристы. Туристическая организация нарушила п. 1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», где говорится, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора, и должен нести за это ответственность.
Изначально особые условия нужно отражать в договоре. Если устные обещания о наличии европейской кухни были даны в присутствии третьих лиц, которые смогут это подтвердить, есть шанс выиграть дело. Если же их нет, зайдите на сайт отеля, чтобы уточнить, что говорится о наличии европейской кухни, которая доступна лишь за дополнительную плату. Тогда это будет аргументом в вашу пользу, ведь турфирма не могла об этом не знать. Но и «недомолвки» самого отеля тоже сыграют на руку вам в суде.