23:30:44
11 апреля 2021 г.

Пятилетка на колесах и винтах

В прошлом выпуске «КР» была опубликована заметка о заседании столичного правительства, на котором обсуждалась Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года, и в ее рамках – 15 государственных программ города на 2012–2016 годы. Среди них (причем в первую очередь) – программу мероприятий по решению транспортных проблем. Но заседание проходило в момент сдачи номера в печать, и рассказать подробно о транспортной пятилетке не было возможности. Итак, восполняем пробел.

По принципу доминирования

Обратившись к членам правительства, мэр Москвы Сергей Собянин подчеркнул, что рассматриваемый документ по решению транспортных вопросов на 2012–2016 годы – это план первоочередных действий для столичных властей, но в рамках общего стратегического плана развития транспортного узла до 2020 года, разработанного совместно Москвой, Московской областью и правительством Российской Федерации. Соответственно планируется обеспечение единой платформы строительства и реконструкции системы автомобильных дорог всей столичной агломерации, совершенствование общей логистики грузового транспорта. Кроме того, проект программы развития транспортного комплекса Московского региона до 2020 года намечает строительство пересадочных узлов и современных автовокзалов, парковок и стоянок для такси. Уже в этом году должна начаться и реконструкция основных участков вылетных магистралей от МКАД до ЦКАД (последняя находится примерно в 50 км от столичной «окружной»).

Программа по транспорту на 2012–2016 годы вобрала в себя восемь подпрограмм. Как и ожидалось, первое место в транспортной «пятилетке» отведено подпрограмме развития общественного транспорта – в том числе метрополитена, наземного городского пассажирского транспорта, железнодорожного и водного. Более того, как подчеркнул, заместитель мэра Москвы по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов, речь идет о реализации принципов доминирования и реформировании системы общественного транспорта. Это и обеспечение комфортных условий использования транспортной системы, и повышение ее экологической безопасности, и увеличение скорости движения, и создание современной системы управления регулярным движением. А еще оптимизация и совершенствование маршрутной сети, создание системы скоростного уличного наземного транспорта (скоростные трамваи и монорельсы), единая диспетчерская служба, обновление подвижного состава с учетом его переоборудования для перевозки маломобильных граждан и формирование системы таксомоторных перевозок.

Что же касается других семи подпрограмм – уличная дорожная сеть, грузовой транспорт, автовокзалы и транспортно-пересадочные узлы, единое парковочное пространство, организация движения транспорта в городе, включая создание Интеллектуальной транспортной системы (ИТС), развитие новых видов сообщения (воздушный, велосипедный и монорельс) – о них «КР» расскажет в ближайших выпусках. Как, впрочем, и о восьмой – пешеходной доступности объектов городской инфраструктуры. Пока же ограничимся подпрограммой № 1.

Рассказывая о мероприятиях, касающихся развития наземного пассажирского транспорта, Николай Лямов сделал прогноз: к 2016 году удастся достичь сокращения среднего интервала движения с восьми до пяти минут, а также «снизить наполняемость салона в час «пик» с 8,2 до 4,1 стоящего человека на один квадратный метр». Программой предусмотрено также увеличение средней скорости движения автобусов и троллейбусов с 12 до 18 км в час, а по выделенным полосам – до 30. На 15 процентов планируется снизить время, затрачиваемое москвичом на поездку в общественном пассажирском транспорте.

Напомним, развитие общественного транспорта, которое включает создание выделенных полос, входит в план первоочередных мероприятий по борьбе с транспортными пробками под названием «Город, удобный для жизни». План был разработан по инициативе С. Собянина в конце 2010-го.

Мегаполис, удобный для жизни

Незадолго до заседания правительства прошла информация о том, что Мосгортрансу поручено за два месяца подготовить проекты обустройства девяти выделенных полос для общественного транспорта. Они появятся на Ярославском, Пятницком, Боровском, Щелковском и Ленинградском шоссе, на Липецкой улице, Севастопольском проспекте и две – на Ленинградском проспекте.

Девятью полосами, которые планируется запустить уже в этом году, дело не ограничится. Как сообщил Н. Лямов, до конца 2011-го должны быть готовы предложения еще по 18 «выделенкам» разной протяженности – от трех до 15 км.

Уже на следующий день после заседания правительства пресс-служба префектуры Центрального округа сообщила, что выделенные полосы для общественного транспорта появятся на Садовом кольце и ряде других улиц в центре города в следующем году.

«До июля 2012-го крайние правые полосы выделят автобусам и троллейбусам на Садовом кольце, Тверской улице, 1-й Тверской-Ямской, Большой Якиманке. Позднее участки для общественного транспорта планируется отделить на всех улицах шириной не менее шести полос. Полный список участков дорожной сети, на которых запланирована реконструкция, будет разработан до 15 июня», – говорится в сообщении.

С нынешнего года город начал приобретать автобусы и троллейбусы, которые приспособлены для обслуживания маломобильных групп населения. Обещается, что через три года весь общественный транспорт в столице станет низкопольным. К слову, по данным столичного департамента соцзащиты, в городе проживает 1,2 млн инвалидов. Сейчас на линии выходят свыше двух тысяч низкопольных автобусов (35 процентов от общего числа), 491 троллейбус (30 процентов) и 25 трамваев (три процента). Лифты есть на одиннадцати из 182 станций метро и на всех шести станциях монорельсовой дороги.

И еще. Ранее сообщалось, что турникеты из столичного транспорта уберут уже в 2012 году, чтобы пассажиры могли заходить во все двери. Оставят только считывающие устройства. Правда, пока непонятно, будут ли считывающие устройства по-прежнему стоять лишь у первой двери, или их поставят у каждой (удовольствие-то дорогое: каждый такой аппарат стоит около 7000 $). Правда, штрафы за безбилетный проезд резко повысят и институт контролеров-ревизоров будет возрожден.

Ориентир на скученность

Если говорить о метрополитене, то основные мероприятия, запланированные на 2012–2016 годы, такие: ввод в эксплуатацию 85,6 км новых линий метро, обновление и замена двух с лишним тыс. вагонов, 64 эскалаторов, установка автоматов по продаже билетов (в этом году предполагается установить около 1,5 тысячи автоматов). Кроме того, намечено запустить информационные порталы о загруженности линий, чтобы пассажир мог сам решать, по какому пути ему ехать.

Как заявил недавно на пресс-конференции начальник Московского метрополитена Иван Беседин, до 2015 года предполагается построить свыше 70 км линий. В нынешнем году сдадут участок Люблинско-Дмитровской линии длиной 4,5 км (в декабре откроются станции «Борисово», «Шипиловская», «Зябликово») и начнется подготовительная работа по строительству 50 км линий метро. Предполагается, что вскоре будут разгружены центральные станции: в 2014-м построят первую экспрессную линию на направлении «Деловой центр» – «Нижняя Масловка», а в 2018-м вторую – от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной».

Также И. Беседин подтвердил намерения властей города продлить Калининскую линию в сторону Люберец. Это, по его мнению, позволит «оттянуть пассажиропоток с других перегруженных линий, например, с Таганско-Краснопресненской».

Незадолго до заседания правительства главный архитектор столицы Александр Кузьмин сообщил, что Московский метрополитен будет развиваться по новой хордовой, а не радиально-кольцевой системе.

«Продление существующих линий (метро) еще более усугубит ситуацию. У нас сейчас две надежды: на Малое кольцо железной дороги и на создание новой системы метрополитена – не радиальной и кольцевой, как было до сих пор, а хордовой», – рассказал А. Кузьмин. Он пояснил, что строительство новых радиусов метро будет проходить одновременно со строительством третьего пересадочного контура.

Власти Москвы уже утвердили перечень станций и линий подземки, строительство которых начнется после 2012 года. Метро придет к жителям Новокосина и Жулебина, Южного Бутова и Кожухова, сообщил главный архитектор. Изначально в Кожухове планировалось довести метро «семикилометровым крючком из Новокосина, что на самом деле удобно только для посетителей Николо-Архангельского кладбища. Поэтому решено дать жителям Кожухова свою линию, которая вывезет их прямиком на станцию «Авиамоторную».

Новый радиус предполагается построить и в Солнцеве. А «крючок» от третьего пересадочного контура добавит еще одну линию метро в «Москву-Сити» – от станции «Полежаевской».

Метро нырнет в Подмосковье

Еще один «принципиальный» момент в развитии метро – его продление в Подмосковье. «Больше не имеет значения, где административно заканчивается Москва, а где уже начинается область. Ориентир – где живет больше людей», – подчеркнул А. Кузьмин.

В свою очередь И. Беседин относительно планов продления линий в Подмосковье сообщил, что раньше 2015 года это не произойдет. Уже существует несколько вариантов прокладывания веток в соседний регион. Например, рассматривается проект продления линии от «Теплого стана» Калужско-Рижской линии. А вообще, по мнению Беседина, чтобы москвичи не испытывали дискомфорта, в ближайшие десятилетия необходимо строительство еще примерно 600 км линий. «К этой цели мы должны двигаться уже после 2020 года», – уточнил он.

По словам начальника метрополитена, обновить весь подвижной состав планируется до конца 2020-го. В этом году отличиться комфортом смогут только Кольцевая линия и участок «Борисово» – «Шипиловская» – «Зябликово». Для них закуплено 160 новых вагонов с кондиционерами. Пассажирам других веток придется немного подождать.

Владимир Симонов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация