Московская жилищная газета

ЖКХ

Опубликовано на сайте: 29 марта 2011 г. 14:34
Публикация в газете: №12 (834) от 24 марта 2011 г.

Но разве можно достучаться до глухого?

Но разве можно достучаться до глухого?

Честно говоря, не ожидали, что серия публикаций по проблемам взаимоотношений ЖСК и ТСЖ с МОЭК вызовет столь бурную реакцию у наших читателей. Что ж, продолжим разговор о наболевшем...

Нас толкают в долговую яму

Коллективное письмо прислали в редакцию председатели правлений трех московских ЖСК: «Знамя труда» – Е. Морозов, «Сирень» – Е. Кирилловская и «Свияга» – Е. Лантинг.

– За горячее водоснабжение ОАО МОЭК выставляет счета ЖСК не в кубометрах, а в Гкал. Выходит гораздо больше, чем мы собираем с жителей. В соответствии с постановлением правительства Москвы № 1038-ПП от 1 декабря 2010 г. тариф за горячее водоснабжение для населения составляет 82,14 руб./м3. В январе 2011 г. собственники ЖСК «Знамя труда» израсходовали 948,77м3 горячей воды и должны были оплатить 77931,97 руб. (948,77 м3 Х 82,14 руб.). По расчетам МОЭК в Гкал ЖСК должен заплатить 109489,56 руб. (82,59 Гкал Х 1325,7 руб.). Разница немалая – 31557,59 руб.

С ЖСК «Свияга» МОЭК хочет получить за декабрь 2010 г. 82 147, 77 руб., а с собственников собрано – 68847, 59 руб. Разница – 13300,18 руб.

ЖСК «Сирень» за январь 2011 г. МОЭК выставил счет на 107514,27 руб., а жители заплатили 75563,05 руб. Разница – 29951,22 руб.

Возникает вопрос: откуда ЖСК взять эти деньги? Может, председателям идти с шапкой по квартирам?

МОЭК упорно не хочет признавать, что ЖСК – это не абонент и не потребитель коммунальных услуг. Абонентом является каждый житель многоквартирного дома, то есть, население. Но МОЭК гораздо выгоднее вести расчеты не с сотнями абонентов, а с ЖСК как с юридическим лицом, потому что для юрлица тариф устанавливается не на горячее водоснабжение как услугу, а только на тепловую энергию, необходимую для подогрева холодной воды. Из приведенного расчета видно, какую прибыль получает МОЭК в масштабе Москвы, выставляя ТСЖ и ЖСК счета за горячее водоснабжение в Гигакалориях.

Кроме того, этой организации не надо собирать плату с каждого собственника, бороться с должниками, рассчитывать льготы. Все это переложили на плечи ЖСК. А что такое ЖСК? Сотни собственников в одном лице. МОЭК считает, что общедомовые коммуникации, по которым поставляются коммунальные услуги, являются собственностью членов ЖСК, но использует чужое имущество бесплатно. Надо как можно быстрее принять нормативный документ, обязывающий МОЭК рассчитываться с ТСЖ и ЖСК за горячую воду по кубометрам. Иначе все мы окажемся в долговой яме.

«Голубая» мечта о равенстве

Генеральный директор Межрегиональной организации объединений домовладельцев Лариса Денисова:

– В течение многих лет приходится наблюдать, как формируются отношения потребителей с МОЭК. Тарифы на тепло и горячую воду устанавливает Региональная энергетическая комиссия г. Москвы, но отношения МОЭК с ТСЖ, ЖСК и коммерческими управляющими организациями договорные. А значит, кроме тарифа в договоре есть еще масса условий о том, как поставляется ресурс, как он оплачивается. Договор должен учитывать интересы обеих сторон, и стороны эти должны быть в равных условиях. Это аксиома. Тем не менее практика взаимоотношений с МОЭК говорит о том, что в течение многих лет эта организация злоупотребляет своим монопольным положением. Это проявляется в разных формах в договорах теплоснабжения, которые навязываются ЖСК и ТСЖ. И они вынуждены постоянно защищаться, обороняться. Это подтвердят председатели правлений абсолютно всех жилищных объединений.

Диктат этой организации стал проявляться не сегодня. «Старые» ТСЖ и ЖСК помнят недавние времена, когда обязательным условием договора было безакцептное списание средств с банковского счета. Если к установленной дате они не успевали собрать с жителей деньги полностью, то вынуждены были расплачиваться за счет средств, предназначенных для других организаций. А чаще, за счет технического обслуживания своего дома. Иначе МОЭК опустошал счет. Понадобилось более десяти лет для того, чтобы принудить тепловиков исключить это кабальное условие из договора.

Массовым явлением за последние год-полтора стали невозвраты жилищно-строительным кооперативам и товариществам излишне оплаченных средств за ресурсы. Как правило, в невыгодном положении оказываются как раз те ЖСК и ТСЖ, которые на законных основаниях стремятся отстоять свои условия договора с МОЭК. Именно они попали в черный список, именно им в первую очередь не возвращаются деньги, и неизвестно, будут ли возвращаться вообще. И вопрос ставится ребром: либо вы идете на те условия, которые мы хотим от вас, либо не получаете денег вообще. Протоколы разногласий к договорам во многих случаях не урегулируются годами.

Следующая «группа пострадавших» – это ТСЖ и ЖСК, не желающие подписывать Регламент, изощренный по алчности документ, рожденный в кабинетах МОЭК. Ненароком подписавший его председатель обязан «обеспечить подписание акта, подтверждающего объемы поставки тепловой энергии». Обратите внимание: не потребленной домом фактически, а поставленной МОЭК со всеми потерями по пути к дому от ЦТП. От ТСЖ и ЖСК потребовали ежемесячно представлять акт о поставленной (не потребленной!) тепловой энергии, а также расчеты, касающиеся льготных и других категорий граждан. Председателей ТСЖ и ЖСК вызывали в управы, при их содействии МОЭК заставлял подписывать Регламент под угрозой отключения тепла. Так добровольный документ по факту оказался принудительным. Тем, кто сопротивлялся, не возвращали переплату за тепло.

Так же некорректно, как выстраиваются договорные отношения у МОЭК с ТСЖ и ЖСК, проводится сверка расчетов. Попробуй, председатель, докажи, что ты переплатил!

Две стороны, имея желание, могут договориться. К сожалению, в отношениях с МОЭК этого не происходит, и не видно перспективы, чтобы это начало происходить. Почему? Монополисты утверждают, что законодательство, касающееся расчетов за коммунальные услуги, сбалансировано. А сбалансировано оно только в одну сторону – в сторону ресурсоснабжающих организаций. Но договору грош цена, если за ним не стоят равные права, равные обязанности и равная ответственность.

В том же постановлении правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» говорится, что должен быть исполнитель коммунальных услуг – в виде ТСЖ, ЖСК либо коммерческой УК. Кому, кроме ресурсоснабжающих организаций нужно, чтобы он был? Этот вопрос должен быть урегулирован по-другому: исполнитель может быть, если две стороны об этом договорились. Получается, что в жилищной сфере возможность договоренности перекрыта законодательством. Если УК коммерческая, то по Жилищному кодексу у нее выбора вообще нет! Она обязана быть исполнителем, а, значит, должна взять на себя все издержки, связанные с неплательщиками, с оформлением и получением бюджетных субсидий, с заключением договоров, с водосчетчиками. То есть, все проблемы, которые существуют в жилищной сфере.

А законодательство сформулировано так, как выгодно только нашим монополистам. Прямые расчеты им не интересны. До 1997 года в Москве применялись прямые расчеты с жителями. Есть дома, которые и сейчас не желают уходить от этой схемы и отказываются подписывать договор с МОЭК от имени юридического лица – ТСЖ, ЖСК. Тогда МОЭК придумал схему исполнения регламента, по которому расчеты производятся только через юридических лиц. Это еще одно подтверждение того, что монополисты, пользуясь своим положением, регулируют процессы в свою пользу.

Отдельный разговор по поводу внутридомовых сетей. Платят за их содержание собственники. А кто получает доход от эксплуатации этих сетей? МОЭК!

При советской власти действовало постановление, по которому финансировать содержание сетей вменялось в обязанность тем, кто получал доход от их эксплуатации. Задача ТСЖ и ЖСК – обеспечить содержание этих сетей за деньги жителей. Но доход с этого не получат не жители, не ТСЖ и ЖСК, а МОЭК. С этим спорить сложно. А вот на кого возложить оформление документации, связанной с содержанием сетей, и с кого за это деньги брать – большой вопрос. Почему эти обязанности возложены именно на собственников, а поставщик устранен вообще от всех проблем? Подал ресурс на входе в дом, и не важно – подписан или нет письменный договор, протокол разногласий не в счет, в суде вы мне проиграете, на авансовые расчеты не пойду.

Что должно быть в идеале? Договоренность по каждому конкретному дому с ТСЖ, ЖСК либо коммерческой УК о том, каким образом вести взаиморасчеты. Ведь дома разные, ситуации разные, и желания жителей, каким образом им удобнее расплачиваться, – тоже разные. Об участии в содержании внутридомовых сетей: в каком объеме и в каком виде. И почему бы МОЭК не делиться частью прибыли за транзит своего ресурса по внутридомовым сетям до потребителя? Но я полагаю, что МОЭК это даже обсуждать не будет.

Если присмотреться к тарифу

На страницах нашей газеты развернулась бурная дискуссия по вопросам исполнения управляющими организациями, ТСЖ и ЖСК функции «исполнителя коммунальных услуг».

Официальная позиция ОАО «МОЭК» изложена на сайте организации первым заместителем генерального директора ОАО «МОЭК» Владиславом Чёрным:

В соответствии с постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» ОАО «МОЭК» является «юридическим лицом, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов», то есть, ресурсоснабжающей организацией. «Коммунальные ресурсы», согласно постановлению – это «холодная и горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг». Иными словами, представитель МОЭК подтвердил, что эта организация не несет ответственности за качество оказания услуг отопления и горячего водоснабжения каждому отдельному физическому лицу. Покупателем коммунального ресурса МОЭК – тепловой энергии – являются управляющие организации (ДЕЗ, ТСЖ, ЖСК и т.п.). Именно они по закону отвечают за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, и, следовательно, несут ответственность за качество оказанных гражданам коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.

А теперь – с точки зрения логики и здравого смысла подвергнем экспертизе тарифы, утвержденные для ОАО «МОЭК» на 2011 год. Они также опубликованы на сайте этой организации.

Тариф, установленный для ОАО «МОЭК» за отопление для населения, то есть, граждан – потребителей услуг составляет 1325,7 рублей за Гигакалорию. Тариф для УК и ТСЖ («Потребители, оплачивающие производство и передачу тепловой энергии») составляет 1433,11 рублей за Гигакалорию. В том числе, производство тепла в тарифе стоит 1 065,09 рублей за Гигакалорию, а передача тепла по сетям до потребителя – 368,02 рубля за Гигакалорию.

Разница в тарифе для населения за тепло и в тарифе для УК и ТСЖ составляет 107,41 руб./Гкал, или 7,5%. Это выпадающие доходы УО и ТСЖ, которые должны покрываться из бюджета. Вместе с тем, следуя принципу пропорциональности расходов в тарифе для организаций и в тарифе для населения на производство тепла и его передачу потребителю, тариф для населения содержит в себе расходы на передачу тепла до потребителя, включая внутридомовые сети. Если бы это было не так, то тариф для населения как минимум равнялся бы тарифу для УК, а население бы получало персональные скидки к этому тарифу.

Вывод: коммунальная услуга теплоснабжения оказывается ОАО «МОЭК» непосредственно потребителям этой услуги (населению) вне зависимости от числа посредников, привлекаемых коммунальным предприятием для ее предоставления гражданину, так как тариф для населения включает в себя и потери тепла внутри дома. За эти потери управляющая организация ответственности нести не может, так как она не является теплосетевой организацией, собственником этой сети, не арендует ее у собственников и не получает от коммунального предприятия возмещения своих затрат на предоставление коммунальной услуги гражданам. Следовательно, УО или ТСЖ не может быть «исполнителем» коммунальной услуги для населения, т. к. для населения затраты по предоставлению коммунальных услуг включены в тарифы, установленные для ОАО «МОЭК».

И еще. Постановление правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23 мая 2006 г. предусматривает исполнителем коммунальной услуги непосредственно коммунальное предприятие, если собственники помещений в данном доме выбрали непосредственный способ управления домом. И в этом случае тариф для населения остается неизменным, что доказывает отсутствие оснований считать УК или ТСЖ «исполнителями коммунальной услуги» для населения.

Оплата населением коммунальной услуги по нормативу при отсутствии общедомовых приборов учета также доказывает отсутствие в тарифе по нормативу расходов на покрытие затрат УК или ТСЖ на предоставление коммунальной услуги гражданам, что свидетельствует о неправомерности возложения на УК или ТСЖ обязанностей и ответственности как на «исполнителя коммунальной услуги».

Население Москвы имеет право оплачивать услуги по отоплению и по горячему водоснабжению непосредственно поставщикам услуг, минуя управляющие и иные посреднические организации. Так как по факту именно коммунальное предприятие в соответствии с установленным для него тарифом предоставляет эти услуги населению и несет на себе все связанные с этим риски, в том числе риски неплатежей со стороны потребителей, которыми, как мы выяснили, являются только жители, а не управляющие организации, ТСЖ, ЖК или ЖСК.

Таким образом, ОАО «МОЭК» обязано представить для обозрения как минимум публичный договор на предоставление коммунальной услуги «отопление» и коммунальной услуги «горячее водоснабжение» непосредственно для физических лиц, потребителей этих услуг в частных и в многоквартирных домах, в которых собственники помещений избрали непосредственный способ управления и имеют по закону право на заключение прямых договоров непосредственно с ОАО «МОЭК».

Виктор Дейнекин

Другие статьи на тему: ЖКХ

  • Более 18 лет мы были вместе с вами
    Уважаемые читатели! К сожалению, мы сегодня в последний раз встречаемся на страницах нашей газеты. Ваш Управдом закрывается. По независящим от нас причинам правительство Москвы не нашло финансовых возможностей для дальнейшего выпуска «Квартирного ряда».
  • Прокурор тебе поможет
    Счетная палата в следующем году впервые вместе с Росфиннадзором проведет параллельные проверки в сфере ЖКХ, особенно по итогам зимнего отопительного периода, сообщил ее председатель Сергей Степашин на конференции «Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля».
  • Свершилось! Крайним назначили собственника
    14 декабря в третьем чтении, то есть окончательно, Госдума утвердила два важнейшие для россиян закона – о продлении сроков и определении основных направлений деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ и о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.
  • Альтернатива общему котлу
    На пленарном заседании Госдумы в третьем чтении были приняты поправки в Жилищный кодекс, касающиеся проведения капремонта в многоквартирных домах.
  • Так ли страшен реагент, как его малюют?
    Как только наступает зима, сразу начинаются разговоры об антигололедных реагентах. Этих борцов со снегом в народе недолюбливают. И ботинки калечат, и шубы, и собачьим лапам достается. Разберемся, насколько справедливы эти нарекания.