23:30:44
11 апреля 2021 г.

Чью халатность оплатят жители?

В Москве, как и по всей России, утеряны или давно просрочены (значит, недействительны) документы на тысячи многоквартирных строений. Ответственные за этот «грех» давно определены законом – управляющие организации. Однако не было случая, чтобы кого-нибудь наказали. Крайними, как всегда, оказываются жители и их кошельки.

Методом проб и ошибок

Перечень технической документации на многоквартирные дома (МКД) включает в себя как бумаги на все здание, так и на его отдельные элементы, некоторое сложное оборудование (например, лифты). Для чего это нужно, знает каждый специалист по эксплуатации домов.

В пакет документов, необходимых для заключения договора энергоснабжения, включена техническая документация. Ее обязательная составляющая – сведения о составе и состоянии элементов общего имущества МКД. С свою очередь эти сведения?– неотъемлемая часть примерного договора управления, заключаемого собственниками многоквартирного дома с управляющей организацией. Техдокументация – основа планирования работ по ремонту, содержанию и обслуживанию жилого здания. В ней фиксируется состояние объекта, что впоследствии позволяет оценить качество предоставляемых управляющей организацией услуг. Документация по дому служит доказательной базой при решении споров в суде или в досудебном порядке.

Пункт 10 ст. 162 ЖК РФ обязывает управляющую организацию за 30 дней до прекращения договора управления передать вновь выбранной УК, ТСЖ техдокументацию на дом и иные связанные с управлением документы.

Как разъяснило Минрегионразвития в письме от 20.12.2006 № 14313-РМ/07, обязанность передать документацию возникает у любых лиц, которые оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества по основаниям, которые возникли до введения в действие ЖК РФ. ГУП ДЕЗы в силу ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» являются управляющими организациями, выполняющими полномочия по управлению жилищным фондом, до заключения собственниками жилых помещений (ТСЖ, ЖСК, ЖК) договора с вновь выбранной управляющей организацией.

Если дом не передавался в управление коммерческой управляющей организации, ГУП ДЕЗ сам себе никаких документов не должен был передавать, их наличие или отсутствие его и не волновало. Приложение с перечнем техдокументации было изъято и из примерного договора управления, который повсеместно заключали дирекции.

Не ставилась задача ведения архива, актуализации, хранения документации по многоквартирным домам. В ГУ ИС районов восстановлены только самые ценные документы?– техпаспорта. Но даже свежие, заказанные и полученные в БТИ, документы не содержат полных, актуализированных данных. В результате приходящим в МКД новым управленцам зачастую точно не известно, где проходят разводки по горячей воде или отоплению, и это приходится выявлять методом проб и ошибок.

В одном из ТСЖ (Варсонофьевский пер., 4, стр. 1) по документам БТИ нежилые помещения числятся как учрежденческие, складские. Инженерные коммуникации не учтены и не обозначены на бумаге, и как доказать, что подвалы – технические? Перекрытия, как написано, деревянные. По факту – железобетонные.

Другой пример. Жилое здание состоит из двух блоков постройки 1997–1998 годов. По документам БТИ в одном из блоков полностью отсутствует… чердак вместе с моторным лифтовым помещением.

Плановая инвентаризация каждого строения должна проводиться раз в пять лет. Такое правило предписано Постановлением Правительства РФ № 1301 от 13.10.1997 «О?государственном учете жилищного фонда в РФ». А ее не было 20–25 лет.

Дорогое удовольствие

– Самое дорогое удовольствие – это восстановление проекта многоэтажного дома, особенного нетипового. Ведь в этом случае его приходится создавать практически заново, – делится заботами руководитель Информационно-правового центра по жилищной реформе Виктор Федорук.

С этой проблемой, по его словам, столкнулись жильцы домов № 5 и 7 на ул. Донбасская. Когда в них создавалось ТСЖ, то оказалось, что потеряны оба проекта, а на восстановление каждого требуется по 300 тысяч рублей. ДЕЗ вину признала, но расписалась в своей неплатежеспособности. В результате жителям придется заплатить примерно по 30 тысяч с квартиры…

Между тем на сей счет есть разъяснения прокуратуры: руководитель ГУП ДЕЗ должен распорядительным документом определить лиц, ответственных за подготовку и сбор подлежащей передаче документации. Проверить ее наличие, составить опись документов с истекшим сроком годности, а также перечень недостающих бумаг, и принять меры к их обновлению и восстановлению. Если организация государственная, она должна подготовить расчет средств, необходимых на восстановление документов, организацию копировально-множительных работ для документов, которые передаются в копиях, обеспечить архивацию оригиналов. Опись и расчеты передаются в управу для решения вопроса о финансировании. Однако на деле многие тяготы перекладываются на собственников жилья.

Жилищная общественность не раз поднимала вопрос о необходимости признания задолженности государства перед жителями, о включении в бюджет средств на восстановление документов по многоквартирным домам. Предлагалось создать окружные архивы для хранения копий договоров управления, протоколов общих собраний, бланков решений – тех бумаг, которые слишком часто «затапливает» в некоторых управляющих организациях и ГУ ИСах.

Техдокументация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Управляющие организации и ТСЖ лишь хранят ее, вносят изменения и безвозмездно передают своим преемникам (вновь выбранным управляющим организациям, ТСЖ). Удержание документации рассматривается как создание препятствий для управления многоквартирным домом. Крайний метод отстаивания своих прав – обращение в суд. Гарантией, что документы по дому не исчезнут вместе с нерадивой управляющей организацией, может быть хранение заверенных копий в окружном архиве.

Что хранить и передавать?

В Москве список технической и иной связанной с управлением домом документации конкретизирован распоряжениями Департамента ЖКХиБ г. Москвы № 05-14-316/6 от 29.09.2006 и № 05-14-123/6-1 от
15.08.2006.

Действующими являются также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170. В пункте 1.5.1 этого документа дан перечень техдокументации долговременного хранения:
– план участка в масштабе 1:1000–1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
– проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
– акты приемки жилых домов от строительных организаций;
– акты технического состояния дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
– схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения);
– паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
– паспорта лифтового хозяйства;
– паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
– исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление).

Также выделяется техдокументация, заменяемая в связи с истечением срока ее действия (п. 1.5.3):
– сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
– акты техосмотров;
– журналы заявок жителей;
– протоколы измерения сопротивления электросетей;
– протоколы измерения вентиляции.

Суд обяжет

Отсутствие всех этих документов жилищная инспекция расценивает как нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, то есть как правонарушение, предусмотренное ст. 7.22 КоАП РФ.

Показательно в этом смысле решение Арбитражного суда Ростовской области, который обязал ответчиков (бывшую управляющую организацию и муниципальное учреждение) восстановить отсутствующую техдокументацию на дом, переданный в управление ТСЖ. В частности, ответчикам предложено обратиться для решения проблемы в проектный институт.

Арбитры Федеральной антимонопольной службы (постановление от 21.07.2008 №?А11-9332/2007-К1-14/455) солидарны со своими ростовскими коллегами: расходы по восстановлению документов, о которых идет речь, в случае их утраты надо возмещать.

Заинтересовался проблемой и Высший Арбитражный Суд. 30.03.2010 Президиум ВАС РФ принял постановление № 17074/09 «Об обязании передать товариществу техническую документацию и документацию паспортного учета». Рассматривалось заявление ТСЖ «Дом на Поварской» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда г. Москвы, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа.

Опустим многочисленный детали и подробности дела, скажем о выводе, который сделан в постановлении: «…в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору (товариществу)».

И еще цитата: «Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению судами при рассмотрении аналогичных дел».

Татьяна Варская, председатель рабочей группы по вопросам реформы ЖКХ Пресненского района

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация