Что «носят» в лучших домах ЛондОна и Жмеринки?
Яркие стенды, ряды кирпичей и сэндвич-панелей, – все это фасад выставки в Экспоцентре на Красной Пресне «Отечественные строительные материалы». Ведь фасад, как известно, должен создавать ощущение прочности и устойчивости. А что за ним?
Не качеством единым
В этом году в выставке участвует более 220 фирм из России, Республики Беларусь и Украины.
Сегодня строящиеся по заказу Москвы объекты на 95% обеспечиваются отечественными материалами. Оставшиеся 5% приходятся на импортную продукцию, в основном это сантехника, электротехника, краски и лаки.
Столица поддерживает отечественных производителей, принято специальное постановление правительства Москвы. А что делать другим фирмам, они крутятся как могут, испытывая дефицит заемных средств.
Вопрос о создании Стройбанка поднимают не первый раз, и возможно, он будет создан. Об этом говорили на конференции, которая прошла в русле выставки. Если такой банк появится, предприятия отрасли смогут вкладывать средства в модернизацию, о которой так много говорят, а не пользоваться оборудованием столетней давности. Ведь отставание отечественных производителей от мировых трендов остается слабым местом отрасли, хотя качество наших стройматериалов неплохое, страдают ассортимент и внешний вид. Это признают все участники необъятного российского рынка стройматериалов.
А вместо?
Старый Оскол, Железногорск, Липецк, Ржев – вот лишь несколько точек на карте России, где есть кирпичные заводы. Они считают престижным и прибыльным участвовать в выставке, открывающей сезон подобных.
Конкуренты внимательно следят за успехами друг друга и не скрывают, что состязание становится все жестче, а это значит: надо шевелиться. Иначе – обгонят.
Покупатель тоже меняется: разбирается в марках кирпича, сравнивает цены. Ушли те времена, когда хватали все что предложи.
Вот стенд одного из новых заводов – во Ржеве. Менеджер рассказывает, что география заказов – Московский регион, Тверская и Ленинградская области. Кирпич делают морозостойкий, высоких марок. У предприятия свои карьеры, транспорт, и кирпич хорошо берут. Марка новая, но предприниматели успешно ее продвигают, участвуют в выставках.
– За каким материалом будущее – спрашиваю у менеджера. Вопрос резонный, ведь Экспоцентр находится в двух шагах от стеклянных башен Сити, и трудно себе представить, что здание высотой более 300 м возведут из кирпича. Тут уж проект диктует и материалы, и отделку.
Дама соглашается, что фасадное стекло для таких проектов – самый подходящий материал. Но кирпич – наша традиция, пытается убедить она.
Конечно, каждый хвалит свою продукцию, и можно выпускать лишь кирпичи, но… за границей в приоритете – другой материал. Поризованный блок. За ним будущее, уверены специалисты, потому что он «теплый». Зачем возводить толстые стены, если тонкие имеют свойства и отдавать влагу, и ее накапливать. Летом за ними прохладно, а зимой они помогают удерживать тепло. Эту продукцию уже начали выпускать наиболее продвинутые наши фирмы, другие – пока присматриваются, понимают, что пора обновлять ассортимент.
Волшебное слово «экология» постоянно звучало на выставке.
Один из стендов даже походил на иллюстрацию к сказке про трех поросят. Домик, построенный из соломы, особенно привлекал к себе внимание. Еще бы! Сделанные из экологически чистой соломы стены хорошо держат тепло, а стоят – копейки. Рядом находился стан, на котором эту солому можно было простегать, как вату в одеяле. Такой простежкой можно утеплить стены дома.
Не меньший интерес вызывали и деревянные обои. Множество реечек: разного цвета, из различных пород деревьев, с рисунком и без. Безусловно, они постепенно заменяют обычную вагонку. Производители (фирма которых впервые участвовала в выставке) гордо отвечали на вопросы потенциальных покупателей, дескать, такой профиль теперь носят в лучших домах ЛондОна и Жмеринки! Можно даже заказать свой оригинальный рисунок. Фирма находится в Карелии, а склад ее – в столице, потому что именно в Московском регионе процветает индивидуальное строительство, и купцы это прекрасно чувствуют, стараясь быть к покупателям поближе.
Надпись «ЭКО» на одном из стендов говорит не только о «зеленой» направленности фирмы, но и указывает на качество и… ответственность. Завод стройматериалов находится в Ярославле, а география продаж – вся центральная Россия. Менеджер объясняет мне:
– Кварцевый песок, портланд-цемент, алюминиевая пудра и вода – вот ингридиенты нашего блока, кстати, многие московские покупатели уже знают нашу продукцию под именем «ярославские блоки»! На срезе он похож на пемзу, это и есть искусственная пемза.
Как утверждают почти все менеджеры, конкуренция на рынке возрастает год от года. Главными покупателями у небольших фирм становятся те, кто строит собственный загородный дом. Такие люди приходят на выставки, любопытствуют, выискивают новинки, и – не скупятся. В России теперь прослеживается пришедшая с Запада тенденция: покупать дорогие и качественные стройматериалы.
Покупатель всегда прав
Но не только производители стройматериалов представлены на этой выставке. Появилось и новое направление: комплектующие организации. Они предлагают со склада товары, выбранные по показателям цена–качество.
Коммерческий директор торгового дома «К.С.М.» Сергей Богаченко, считает, что будущее отечественной отрасли – за более дорогими, элитными материалами. Это высококачественный клинкерный кирпич (керамический строительный материал, изготовленный из глинистого сырья; обожженный до полного спекания; используемый для мощения).
Как и в Европе, считает топ-менеджер, люди (и частные застройщики в том числе) начинают лучше разбираться в гамме предложений на рынке, обращают пристальное внимание: из чего будет построено здание? Что внутри у этого материала? Какой он? А эту выставку торговый дом ценит выше, чем многие другие, потому что здесь представлены как производители, так и организации, занимающиеся комплектацией.
Все, с кем мне пришлось разговаривать, соглашались с тем, что кризис еще чувствуется, выставка слабее, чем была накануне кризиса. «Прошлый год показал, что отечественные стройматериалы более востребованы на рынке, – рассказал директор компании «Мехстрой» Эдуард Ерохов. – Наши – дешевле, а по качеству практически не уступают импортным.
Умелые ручки
Улыбчивые участники, красиво подсвеченные ряды фасадного камня, экспозиции крупных игроков рынка: группы компаний ПИК, Мосстрой-31, Русский Кирпич холдинг и другие генералы строительного рынка… Покупателям, которые могут получить консультации менеджера о свойствах новых стройматериалов, такая выставка тоже нужна. Потому что продавцы магазинов стройматериалов не могут так профессионально рассказать о том, что продают.
Знаю по собственному опыту: частники постоянно что-то достраивают, перестраивают, надстраивают. И готовы купить что-то новое. Проблема в том, чтобы новые материалы быстрее оказывались на прилавках. А пока зачастую по крышам деревенских домов можно изучать историю отечественных стройматериалов: там лежат слоями дранка, рубероид, шифер. И хозяин мечтает об ондулине.
РОСНАНО дает гарантию на век?
Милая девушка объяснила, при чем тут нанотехнологии: РОСНАНО финансирует проект компании МАНЕЛ (производство находится в Томске, а на сайте фирмы вывешен слоган: «Нанощит для металлов»). Компания разработала и внедряет оборудование, которое наносит на металлические поверхности специальное покрытие: алюминий, титан, магний, цирконий. После такой обработки детали становятся практически вечными, настолько они защищены от износа, перепадов температур, коррозии. Срок службы, например, оконных блоков увеличивается до 80–100 лет.
– Сам дом развалится, а окно останется – спросила я у девушки.
– Да, так и будет,– уверенно ответила менеджер.
«Жаль только, жить в эту пору прекрасную…» – хотела я ответить оптимистке, но – не стала. А если она права?