23:30:44
11 апреля 2021 г.

Иван Николаев. Путь к «Достоевской»

РазноеЛетом прошлого года открылась станция метро «Достоевская», оформлением ее занимался художник Иван Николаев. Возможно, кому-то она сначала и показалась слишком мрачной, но пассажиры шли сюда не только как в метро – как в музей. Фотографировались, оставляли записи в книгах отзывов. Вот, например, одна из них: «Спасибо вам за такое прочтение Достоевского! Мы поехали домой перечитывать «Преступление и наказание».

Сохраненное временем

Для Ивана Валентиновича и его жены, художницы Марины Михайловны Дедовой-Дзедушинской, станция метро «Достоевская» – не первая. Уже был опыт: оформление станций «Боровицкая» и «Отрадное».

Супруги-художники происходят из известных семей. Иван Валентинович – внук знаменитой Зинаиды Серебряковой, из рода Лансере-Бенуа. До того как начать работать для метрополитена, они много трудились в изобразительном искусстве, занимались дизайном. Рассматривая каталог их работ, увидела с большим вкусом и выдумкой оформленные интерьеры общественных зданий.

В советские времена все заказы художники получали от государства, к сожалению, многие работы оказались либо в других бывших республиках СССР, либо совсем утрачены. А вот интерьеры станций подземки оказались как бы защищены толщей земли – точно сокровища в банковском хранилище.

Именно с работы над «Боровицкой» – первой станции художников – и начался наш разговор с Иваном Валентиновичем.

– На какой стадии художник подключается к работе над станцией?

– На стадии проекта. Кстати, никакого конкурса, как теперь, тридцать лет назад не было. Работать над оформлением «Боровицкой» мне предложили после того, как отказались два моих старших товарища. Я согласился, хотя и предчувствовал очень пристальное внимание к этой работе со стороны городской архитектурной организации.

А повод для беспокойства был: вокруг проекта кипели нешуточные страсти. Специалисты говорили, что нельзя прокладывать метро под Домом Пашкова и под зданием Ленинской библиотеки, Боровицкий холм – насыпной, а это опасно для зданий, расположенных на нем. Но стройка началась, а потом пошли трещины в фундаменте Дома Пашкова, затем – реставрация, растянувшаяся на двадцать лет. Теперь это история, а тогда взять на себя смелость и оформить уже построенную станцию согласился Иван Николаев. Он тогда уже был известным художником, председателем секции монументального искусства МОСХ (Московский Союз художников).

Первый спуск под землю

– Помните, как первый раз спустились взглянуть на недостроенную станцию?

– Да, незабываемое впечатление! Архитектор проекта решил окунуть нас в суровую действительность… Мы надели телогрейки, резиновые сапоги, каски и спустились на рабочем лифте через шахту, которой пользовались метростроевцы. Темно, холодно, вода по колено – такой мы впервые увидели «Боровицкую». Архитектором проекта был Лев Николаевич Попов из архитектурного отдела Гипрометротранса. Этот отдел и отвечал за последнюю стадию работы – за художественную обработку станционных помещений. Вот Попов нас и водил первый раз под землю.

– Мы увидели под землей не один тоннель, а несколько – уходящих в разные стороны, то, что обычно пассажиры не видят, – подключается к разговору Марина Михайловна.

– Это было году в 83-м, – продолжает Иван Валентинович. – С Поповым у нас тогда сразу произошел творческий контакт, именно он первым одобрил мое видение станции, и мы с женой стали делать эскизы.

Интерьеры «Боровицкой» мы создавали как продолжение Кремля, который находится почти над станцией. Тот же ярко-красный кирпич, что и в стенах кремлевской стены и его башень, роспись в византийском стиле, и главное панно – «Дружба народов».

– Было очень интересно работать – мы ходили вокруг Кремля, делали зарисовки фигурок, которые находятся на башнях. Многие ведь не замечают, что стены и башни украшены разными фигурами, и нам захотелось эту красоту показать в метро, – вспоминает детали давней работы Марина Михайловна. Муж продолжает описывать события прошлого века:

– А затем начались волнения с утверждением этой станции, такие серьезные объекты проходили через ГлавАпу Москвы. Там мне пришлось стоять перед сотней архитекторов, которые составляли худсовет. Конечно, в мой адрес было много критики, потому что станция «Боровицкая» находится в центре Москвы и имеет важное культурное значение. Во всяком случае, этот худсовет закончился благополучно и мы получили возможность работать уже в натуральную величину.

– Как коллеги-художники оценили вашу первую работу для метрополитена?

– Хорошо оценили, для меня эта работа не только большой период жизни, но и значительный объект приложения сил. Я ставил перед собой определенные художественные задачи, и мне было интересно, как оценят итог мои коллеги. Станция получила оценку как лучшая работа года. Основная наша идея была совершенно очевидна – связать станцию со старой архитектурой Москвы. В ней было построено по восемь арок по каждой стороне.

Арки выложены кирпичом и украшены изразцами. Сначала изразцы лепили из пластилина, с учетом последующей усадки при обжиге, потом делали из гипса, а затем уже из кирпича. Кирпич был особый, привезенный специально из Прибалтики, он отличается от обычного более насыщенным красным цветом и крепостью, он тверд, как камень, что очень важно при строительстве в подземке, где повышенная влажность.

– Скажите, а вот сегодня вам не обидно, что мы, пассажиры, вечно спешим и пробегаем мимо расписанных вами пилонов, мимо панно и не видим весь замысел художника целиком?

– Нет, не обидно. Хотя мне кое-кто говорил, мол, станция– сооружение утилитарное, не надо особо мудрить с оформлением. Но каждый архитектурный объект должен быть насыщен содержанием, и если человек даже не замечает, не видит мою работу целиком, он все равно ее ощущает. Именно так вокруг нас формируется особая атмосфера, создается культурная среда. Я добивался, чтобы станция ассоциировалась с Кремлем – там тоже человек может проходить мимо, и не замечать, что стены и башни украшены фигурками животных и птиц. А на станции, в изразцах, есть эти кремлевские сюжеты. Некоторые журналисты даже назвали «Боровицкую» «Имперской». А мы этого и хотели: вложить в нее московский, русский дух.

Медальоны «Отрадного»

После «Боровицкой» архитектор Попов предложил супругам-художникам делать с ним и станцию метро «Отрадное». Она должна была называться «Декабристская», что и определило тематику ее оформления. На четырех больших, вписанных в потолок медальонах – четыре групповых портрета. Так художник увидел в лицах историю России XIX века. Потом станцию назвали «Отрадное» (по имени одного из районов Москвы).

Были задуманы и сделаны четыре панно:

  • 1812-й год. Раевский ведет свой полк в атаку.
  • Групповой портрет декабристов.
  • Жены декабристов.
  • Групповой портрет русской интеллигенции.

Станция открылась в 1991-м. Затем наступили не лучшие времена для художников. Было заморожено строительство «Достоевской», и в этом законсервированном состоянии она пребывала много лет. Николаев уже думал, что оформление ее поручат кому-то другому. За эти годы сменились поколения чиновников метрополитена, умер архитектор Павлов. Но обратились все-таки к Ивану Валентиновичу, вспомнили, что когда-то были утверждены его фор-эскизы станции (так художники называют черновые наброски). Их автору и было предложено оформить станцию метро имени Федора Михайловича.

С классиком и 20 лет спустя

Пилоны «Достоевской» расписаны сюжетами из лучших произведений классика, когда он пророчески предостерегал интеллигенцию России от скорых и простых решений и показывал, что бывает с человеком, если он возомнит себя богом и позволит себе играть судьбами людей.

Иван Валентинович уверен, что многие даже не читали Достоевского.

– Я хотел передать людям мое видение творчества писателя, – признается художник, – в виде иллюстраций к его произведениям. Работая над станцией, мы перечитали массу книг его, и книг о нем. Его называют пророком, и его христианская позиция – фундамент его произведений. Взгляните, например, на композицию с топором. В ней не топор – главный элемент, а картина – «Воскрешение Лазаря». Раскольников возомнил о себе, что может, оправдываясь своим тяжелым материальным положением, совершить преступление, и этим как бы убил не старуху, но и себя. Для этого я взял из «Преступления и наказания» сцену, когда Соня Мармеладова читает ему отрывок из Евангелия.

Когда станция наконец открылась, меня спрашивали: «А нельзя ли немного изменить мозаику?» Я отвечал: это как? Переписать Достоевского? Чтобы не было топора?

Галина Борисова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация