Москва: заглядывая в завтра
Как станет развиваться столица в ближайшие годы? Будет ли пересматриваться и обновляться ее Генплан? Каких перемен ждать москвичам? С такими вопросами мы обратились к депутату, председателю Комиссии по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы Михаилу Москвину-Тарханову.
Старые долги
– Пока четко сформулированной стратегии развития города нет. Отчасти ее подменяет Генеральный план развития Москвы до 2025 года. С 2003-го специалисты в области перспективного развития и градостроительства выражают беспокойство по этому поводу. Мы обращались за разъяснениями к прежнему руководству города. Разработкой стратегии занимались специалисты, но, к сожалению, документ, который они представили, не был утвержден.
Сегодня снова остро встал вопрос о разработке стратегии, и, насколько мне известно, власть готова привлечь к этой работе специалистов, научные кадры. Но сначала необходимо определиться с основными направлениями развития города, сформулировать параметры заказа, чтобы история не повторилась.
– Что, на ваш взгляд, следует считать основными направлениями?
– У большинства москвичей не без оснований сложилось и закрепилось представление о столице как об универсальном и разностороннем городе, где успешно развиваются наука, образование, культура, промышленность, строительство, торговля, спорт, туризм. Поэтому и разработчикам будет трудно выделить стратегически важнейшие направления.
Как любой живой организм, столица меняется. Москва (возможно, единственный в своем роде город в России) с 1985 года начала плавно переходить из индустриального периода в следующий период. Сегодня она находится в состоянии постиндустриальной модернизации экономики.
Постиндустриальная экономика – это прежде всего экономика разного рода услуг. В городе необходимо развивать сферу услуг в области финансов, менеджмента, создать международный финансовый центр. В этой сфере для стран СНГ Москва играет такую же роль, как Лондон в Великобритании или Нью-Йорк в США.
Столица должна стать центром услуг в сфере образования, науки и опытно-конструкторских работ. Без ресурса столицы России из экономической отсталости не выйти, и ресурс этот надо использовать аккуратно, он сжимается из года в год как шагреневая кожа.
Стратегические направления – сервис, финансы, образование, наука и научное сопровождение, традиционная сфера обслуживания. Остальные направления хорошо разработаны в Генеральном плане – обеспечение комфорта проживания и качества жизни москвичей.
Заводы выведут из города, но не все
– Что будет с промышленностью?
– Развитие города как индустриального, транспортного и торгового центра сдерживается объективными причинами: нет своей сырьевой базы, рабочих кадров, не хватает воды, электроэнергии и т. д. Бессмысленно держать в городе заводы, на которых изготавливают машины, станки, оборудование. Поэтому многие производства переезжают в Подмосковье.
– Все заводы и фабрики будут выведены из города?
– Разумеется, нет. Останутся производства, которые, например, снабжают москвичей продуктами питания: молокозаводы, хлебокомбинаты. Но, скажем, производство легковых автомобилей или грузовиков городу не нужно. Завозить сырье, складировать, затем вывозить готовую продукцию экономически не выгодно. К тому же возникает масса экологических и других проблем.
Однако высокотехнологичные, новейшие предприятия, производящие концептуальную, наукоемкую и капиталоемкую (а не трудоемкую, энергозатратную или материалоемкую) продукцию, в столице, конечно, должны быть. Это рабочие места для высококвалифицированных москвичей, а не гастарбайтеров. Вообще все производственные отрасли, привлекающие рабочую силу из других регионов, за исключением сферы городского хозяйства, должны выводиться из города.
– Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется для создания стратегии развития города?
– Думаю, спешить с этим не надо. Прежде всего нужно получить ответы на многие политические, экономические и правовые вопросы. Видимо, вместе с подготовительным этапом потребуется года два. После корректировки стратегия развития города может быть утверждена в 2013-м. Затем в 2014-м нужно будет разработать новый Генеральный план Москвы до 2030 года, согласовать его с правительством РФ и вместе с актуализированными Правилами землепользования и застройки выставить на общественные слушания. Принимать Генплан будет уже новый состав Московской городской Думы в 2015 году.
– Что необходимо сделать уже сегодня?
– В течение нынешнего года следует оперативно принять Правила землепользования и застройки в городе Москве в уточненном виде, а кроме того, – уже разработанные нормативы градостроительного проектирования. Также предстоит утвердить этапы реализации Генерального плана как свода городских целевых программ и доработать Градостроительный кодекс города. Это полностью отвечает федеральному законодательству, упростит процедуры и выдачу разрешений на проведение градостроительной деятельности.
С накрутками и без
– Как должна и как будет решаться жилищная проблема в Первопрестольной?
– Это очень важная тема. Сегодня в Москве по этому поводу идет большая дискуссия. Главные направления – привлечение инвесторов и средств населения города, а также удешевление самого жилищного строительства.
Его можно вести несколькими способами. Первый вариант – за счет бюджета, предоставляя квадратные метры всем нуждающимся как безвозмездно, так и за деньги. Второй вариант – привлечение средств населения. Третий вариант – смешанный, на деньги бюджета и деньги населения. Я целиком сторонник этого последнего варианта.
Существует, правда, еще и вариант инвестиционный, или бюджетно-инвестиционный. Чем он невыгоден? Мы предоставляем инвестору за плату участок земли под строительство жилого дома. В таком случае 100 процентов квартир поступают в распоряжение инвестора, а затем и на свободный рынок. Стоимость строительства – 1,5 тыс. долларов за кв. метр со всеми накрутками, а реально может быть еще меньше. Цена кв. метра на рынке – 5 тыс. долларов, возможно, и выше. Разница между реальной стоимостью и ценой – почти в 4 раза. Даже вернув долг банку, инвестор получает очень неплохую прибыль. Другой поворот сюжета: город по фиксированной умеренной цене покупает у инвестора квартиры. В этом случае прибыль у инвестора меньше, зато у него есть оптовый покупатель и надежный партнер, который выделит ему следующую площадку под строительство.
Или так. Инвестор строит свой объект на основании инвестиционного контракта, а потом отдает около 40% квартир или деньги. Остальные 60% квартир выходят на рынок недвижимости. Покупатель-москвич приобретает около трети квартир на первичном рынке. Остальные две трети новых квартир в Москве покупают иногородние. Таким образом, владельцами каждой второй или третьей квартиры при инвестиционном строительстве становятся жители других регионов России. Ежегодно только за счет продажи квартир в новостройках в нашем переполненном городе появляется свыше 50 тыс. новых москвичей.
Город разрастается. Нужны новые школы, больницы, детские сады, магазины шаговой доступности для обслуживания жителей, которые приехали из других городов. Если сравнить, сколько Москва получила от инвесторов и сколько потратила на создание инфраструктуры, то экономической выгоды почти не будет, а скорее всего, посчитаем убытки.
В столице из-за сложности и дороговизны работ по замене инженерных сетей, строительству дорог и развязок, детских учреждений, социальных магазинов и многого другого затраты составляют один к одному: один рубль идет на возведение зданий, один – на инфраструктуру. Затраты города на создание инфраструктуры обычно не покрываются доходами от привлечения инвесторов.
Считаю, что надо сокращать строительство массового жилья за счет инвесторов. Инвестор может заняться строительством особых видов элитного жилья, высотных зданий, реконструкцией некоторых объектов. Иными словами, перейти туда, где он сам создает инфраструктуру.
При строительстве жилья на бюджетные деньги или смешанном строительстве (деньги бюджета плюс деньги населения) до 100% квартир получат москвичи. Можно будет отработать современные модульные конструкции жилых домов нескольких типов, для каждого из таких типовых проектов предусмотреть предельно простое согласование и организацию быстрого волнового строительства. За счет хорошей организации и планирования можно будет дешевле и быстрее создавать инфраструктуру в расчете, в первую очередь, исключительно на москвичей.
Приток новых жителей в город станет меньше.
О нашем собеседнике
Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился в семье актеров МХАТа. После окончания Московского государственного университета им. Ломоносова работал в Институте молекулярной биологии АН СССР и в Институте развития Москвы.
В 1990 году москвичи выбрали его депутатом Фрунзенского райсовета столицы. С 1993 года – депутат Мосгордумы. Получил второе высшее образование юриста. Кандидат юридических наук.
Женат, имеет троих детей.