02:19:55
8 сентября 2024 г.

«Многое будем пересматривать…»

ЖКХСлова, вынесенные в заголовок, принадлежат заместителю мэра в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петру Бирюкову. И сказаны им на Общественном совете города (его возглавляет Владимир Долгих). Собирается совет всего дважды в год, и, естественно, на него выносятся самые актуальные, самые острые для столицы вопросы. На этот раз речь шла о реформе ЖКХ. Каковы же ее болевые точки? Ожидают ли нас перемены?

ДЕЗ, который всегда с тобой

Управление домами. Существуют разные мнения по поводу того, нужны ли ДЕЗы (практически государственные – даже после акционирования), надо ли активнее привлекать частников. Привели в пример недавнее отключение электричества в Подмосковье, когда вдруг выяснилось – спрашивать-то не с кого. Распределительные сети контролировали две с половиной тысячи (!) частных компаний, повлиять на их работу оказалось невозможно. Не получится ли то же с управлением домами? Частник возьмет с жильцов все что можно, плюс к тому – потратит субсидии города, а в результате разочаруется: прибыль все же невелика. После чего благополучно исчезнет.

И потому город по-прежнему будет контролировать содержание жилищного фонда. Не рыночное дело? Возможно. Но ведь главный критерий – не навредить жителям. Такое же решение, к слову, принято и в Подмосковье по поводу энергетики. Будут выкупать акции частных компаний, может быть, даже национализировать их. Не допустить бы до такого в ЖКХ. И потому система государственного городского управления в этой сфере – в лице ДЕЗов – разрушена не будет, она сохранится. Готовится соответствующий законодательный акт.

Тепловая энергия. Еще пять лет назад столица считалась энергодефицитной, а сейчас тепловые станции могут дать более 50 Гкал/ час. Между тем в самые морозные дни столица потребляет 28 Гкал. Двойной запас! И потому в столице больше не будут расширять мощности – взят курс на экономию.

По удельным показателям Москва потребляет в жилом секторе примерно в три раза больше тепла, чем сходные по климату страны Запада. Здесь, конечно, есть вина самой системы снабжения (например, использованная горячая вода уходит в канализацию, хотя могла бы обогревать помещения), но главное – отсутствие культуры потребления, т.е. не очень еще знакомая нам психология бережливости. А между тем один 1 кВт сэкономленной энергии в пять-семь раз дешевле, чем такой же объем генерированной.

А потому вложения сейчас больше идут именно в энергосберегающие, нежели генерирующие технологии. Один из путей – утепление внешних стен домов во время капремонта. Из панелей делается как бы второй фасад здания, расстояние между ним и «родным» заполняется теплоизолирующим материалом. Дому при этом понадобиться на треть меньше тепла (а значит, люди будут меньше платить), не говоря уже о том, что и сам он станет современней, привлекательней.

Благоустройство города. С точечной застройкой покончено, но решена ли проблема отдыха москвичей? Все знают названия известных парков и лесов в границах города, но так ли часто бывают в них? А потому все свободные территории в микрорайонах решено превращать в зоны отдыха. Будут строиться и межквартальные спортивные городки. В целом на содержание придомовых территорий выделено дополнительных средств в сумме 10 млрд руб. Это самая высокая цифра за последние 10–12 лет. Программа «Досуг – рядом с домом» станет реальной уже в следующем году (нынешний отведен под проекты).

Где и что будет построено, приведено в порядок – об этом москвичи тоже будут знать. Вопрос информационной открытости – один из важных аспектов реформы. На сайтах районов и округов появятся все интересующие людей сведения. Понятно, что это будут интерактивные сайты – спорьте, предлагайте. Мнение граждан тоже будет учтено.

Час оплаты близится!

Конечно, москвичи правы, когда, говоря о реформе, тут же вспоминают свою платежку. Все так – цены будут расти. И хотя есть другие важные аспекты, о семейном бюджете думают в первую очередь.

Сейчас, как известно, город нам помогает. Но не всегда. Коммунальные услуги (вода, тепло, электричество, газ) мы оплачиваем полностью. Но вот примерно половину стоимости за содержание и текущий ремонт помещений город берет на себя. Если посмотреть в целом, мы оплачиваем три четверти стоимости жилищно-коммунальных услуг, что, кстати, уже прилично. Но будем оплачивать все 100% – куда денемся? Ну а существующие пока ежегодные прибавки к нашим платежкам за ЖКУ как раз и есть ступеньки на жилищно-коммунальную голгофу.

Будем надеяться, что рачительное управление домом, а может быть, и конкуренция среди обслуживающих компаний (пока мечта!) сделают этот путь не очень мучительным. Кстати, уже сейчас наблюдается такой удивительный факт: за трехкомнатную квартиру в домах, стоящих на одной улице, кто-то платит пять тыс. руб. в месяц, а кто-то – две…

Безусловно, проблема роста платежей беспокоит город. И потому темпы повышения тарифов в этом году на 50% ниже, чем в прошлом. Идеологам реформы не худо бы напевать известные слова: «Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее…» С оглядкой на рост наших доходов и инфляцию (официально явно заниженную).

А что с капремонтом? Как известно, Москва отказалась от федеральной помощи, но не только по ее малости, но главное, потому, что не хотела выполнять драконовских условий: вводить немедленно эти пресловутые 100%. Но, видимо, на какие-то уступки надо будет все же пойти – нынешний бюджет натянут как струна. И сейчас рассматривается программа материального участия жильцов в восстановлении своих строений, но – не пугайтесь! – в размере всего 5–10% его стоимости. Не исключено, что эта программа может быть введена уже в нынешнем году. Речь, понятно, идет о собственниках, за нанимателей по-прежнему будет платить город.

Считать первым блином

Один из наиболее злободневных вопросов – самоуправление жителей. Из 32,5 тыс. домов в столице в 14,5 тыс. созданы объединения. Рост шел за счет ТСЖ. Во всем мире это обычная практика – там даже их не создают, никто за них не голосует: как только человек покупает квартиру, он автоматически делается членом объединения собственников, а сам дом становится независимым от города. Несомненно, к необходимости создавать ТСЖ придем и мы. Они станут основой в структуре городского жилищного хозяйства – ведь у нас более 80% собственников. Правда, часто дома смешанные – там есть и наниматели (что для Европы абсурд). Урегулировать отношения между ними еще предстоит.

Пока же ТСЖ все еще новинка для нас – оттого все перекосы. Сейчас на слуху – фальшивые товарищества, которые появились по всей Москве. Впрочем, не стоит преувеличивать масштаб «бедствия». Из созданных после 2008 года 10 тыс. товариществ (приманка – капремонт, ведь до этого было всего две с половиной), только две тыс. оказались липовыми. Инструмент их возникновения был предельно прост: появлялись протоколы собраний (которых на самом деле не было), под ними стояли подделанные подписи жильцов: за! Участвовали в этом подлоге и районные власти – надо же было показать, вот, мол, как у нас хорошо с самоуправлением!

Когда эти факты всплыли наружу, в московские суды поступила масса заявлений от граждан – просим ликвидировать подложные ТСЖ. Надо сказать, что одной из первых задач нового мэра Сергея Собянина как раз и стало – разобраться с ними. Казалось бы, чего проще: стоит только предъявить фальшивые протоколы, доказать, что подписи поддельные (что, кстати, и было сделано почерковедческими экспертизами), провести следственный эксперимент (были и они), и липового объединения нет как нет. Не тут-то было. Из сотен, а может, тысяч заявлений решение было вынесено всего… по одному. Причина? «Протокол общего собрания – официальный документ или нет?» В прокуратуре пришли к мнению – неофициальный. А раз так, его можно… подделывать. Дела закрывались.

Кстати, такая же ситуация создалась при выборе управляющих организаций – некоторые протоколы были явно подделаны, так что присутствие коррупционной составляющей сомнений не вызывало. Но организации работают как ни в чем не бывало. Суды – за редким исключением – не рассматривают эти дела.

Впрочем, у этой абсурдно-криминальной истории есть свой положительный момент: он заставил исполнительную власть серьезно заняться ситуацией с ТСЖ. Во всех префектурах, районных управах были проведены совещания (инициатор – Департамент ЖКХиБ), разработан подробный – и прозрачный! – план по созданию и работе объединений в домах. Пересмотрен будет и ряд положений о них – часто туманных и противоречивых. Неясным остается только вопрос, в какой мере в этом будут участвовать сами товарищества.

В конце прошлого года было принято решение о создании при правительстве Москвы Координационного Совета по развитию самоуправления в жилищной сфере. В его составе – люди авторитетные, компетентные, и все же это странный список: в него вошли одни чиновники, служащие административных учреждений. Нет ни одного представителя общественных организаций, т. е. тех, кто создает товарищества, активно работает в них. Как такое могло случиться – загадка. Однако есть еще возможность поправить эту явную оплошность.
Так или иначе, но новые ТСЖ – а к ним придем неизбежно – будут не только легитимны, но сумеют избежать многих, часто надуманных трудностей, которые они сейчас встречают в своей работе. В частности, тварищества беспрепятственно получат бюджетные субсидии, которых часто были лишены, в том числе и на нежилые помещения, за обслуживание которых их заставляли расплачиваться полностью.

Или такая проблема: возникает конфликт, но не дома с местной властью, а внутри самого дома. Там появляются две, а то и три противоборствующие группы, которые сводят самоуправление на нет. И вот сейчас в каждом районе созданы специальные комиссии, которые уже занимаются этими вопросами, и если не мирят азартных жильцов, то – юридически! – признают и утверждают правоту большинства. Вопрос очень актуальный.

…Сложная, многоликая реформа. У нее есть начало – как говорили о революциях, – но нет конца. В самом деле, совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства предела нет. Скажем честно, пока результаты малозаметны. Но первые шаги нового правительства столицы вселяют надежду. Подождем.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация