Выезд из тупика
Москва и область одинаково устали от пробок, жители столичного региона давно требуют от власти изменить дорожную обстановку. И дело начало сдвигаться с мертвой точки: Сергею Собянину удалось усадить за стол переговоров специалистов транспортной сферы Москвы и Подмосковья. В столице глобальные проекты градостроительства проектирует НИИ Генплана Москвы, а у Подмосковья есть свой институт, НИиПИ градостроительства.
Оба института давно уже разработали проекты перспективного развития своих территорий. И оба считают Москву и область единым регионом: только так можно решить общие для этой огромной территории проблемы.
Еще в 1996 году, когда московские власти расширили МКАД, следующим шагом должно было стать расширение вылетных магистралей. Общественность с энтузиазмом обсуждала эту перспективу, но… соседи не смогли договориться, и в результате область в одиночку взялась за расширение лишь одной дороги – Ярославского шоссе. Была построена развязка его с МКАД, расширена сама трасса, с обочин снесены полулегальные рынки и магазины. В результате удалось ликвидировать многокилометровую пробку около поворота на Королев, сделать дорогу более комфортной. Работа эта заняла несколько лет и была подкреплена еще и устройством скоростного движения по Ярославской железной дороге: там пустили первые поезда «Спутник», которые идут до Мытищ всего 20 минут. Но на остальные трассы финансовых силенок у области не хватило.
Москва в это время реализовывала проект Большой Ленинградки, и довела восьмиполосную бессветофорную трассу до МКАД. Дальше дорога становилась четырехполосной, и эффект от расширения Ленинградского шоссе обнулялся.
В результате на 24-м километре Ленинградки летом 2010-го года, когда для ремонта был ограничен проезд по путепроводу над Октябрьской железной дорогой, образовался сплошной затор. В гигантской пробке на самолеты в Шереметьево опаздывали не только пассажиры, но и летчики. А власти Москвы и Подмосковья пререкались, кому же принад-лежит несчастный путепровод и кто довел его до аварийного состояния. Только благодаря вмешательству федерального центра было принято решение о расширении путепровода на время ремонта до четырех полос – вместо приведших к коллапсу двух.
Этот пример показал, что дальше так продолжаться не может.
Договорились дружить
Новый руководитель Москвы наладил отношения с соседями. Политический вопрос о слиянии регионов остался за скобками, а насущные проблемы огромной территории стали обсуждаться и решаться.
В начале января Сергей Собянин заявил, что столица будет расширять Ленинградку до поворота на Шереметьево. И действовать будет совместно с областными властями.
Это должно облегчить обстановку на трассе М-10 до Зеленограда, где живут около 300 тысяч москвичей. Около 80% трудоспособного населения, по данным префектуры ЗелАО, ездит на работу и учебу в столицу, и Ленинградка для них – ежедневный маршрут.
Областной Минтранс со своей стороны также предложил решения пробочных проблем. Область уже выделила несколько десятков площадок под строительство отстойников для фур и начала обустройство 41 стоянки. На каждой смогут поместиться от 100 до 200 машин, АЗС, а также туалеты, кафе, медпункт, гостиница. Первые 20 стоянок область планирует построить до конца марта, а еще 21 – к концу 2011 года.
Что еще можно сделать уже сейчас?
По словам министра транспорта Московской области Петра Кацыва, сложившаяся ситуация на дорогах особенно остро сказывается на Московском транспортном узле, где сосредоточиваются крупные автомобильные потоки, в том числе следующие по международным транспортным коридорам. «Мы считаем, начать можно с того, что ограничить движение большегрузного транспорта в пиковые часы, а грузы доставлять в торговые комплексы и другие предприятия ночью, – говорит он. – Необходимо также активизировать вывод таможенных и логистических складов в районы прилегания ЦКАД».
Еще одно кольцо
Область уже давно ратует за строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги. Пустить транзитный транспорт в обход столицы значит и сократить время в пути. Планируется, что частично трасса пройдет по старой бетонке. По обеим сторонам планируется расположить терминалы, АЗС, в общем, создать современную инфраструктуру. В этом готов участвовать частный бизнес.
О проекте ЦКАД область заявила еще в 2005 году, были проведены предпроектные работы, и вопрос сейчас стоит только о финансировании строительства.
– Выбрана ось, спроектировано четыре из пяти участков, – говорит Петр Кацыв. – Сейчас проекты проходят экспертизу. Кстати, помимо ЦКАД, нужно решать и проблему аэропортов. Сегодня прилететь из Якутска, например, в Сочи можно только через Москву. Аэропорты Москвы и области перегружены, как, кстати, и дороги к ним. Поэтому нужны новые региональные аэропорты, которые бы приняли на себя транзитных пассажиров.
Долго запрягали. Быстро ли поедем?
Сергей Собянин заявил, что с Минтрансом РФ достигнута договоренность о финансировании федеральным ведомством реконструкции проблемного путепровода на 24-м км Ленинградки. Более того, по словам мэра, Минтранс выступит заказчиком на этой развязке.
Столичному вице-мэру по строительству Марату Хуснуллину дано поручение подготовить проект реконструкции участка Ленинградского шоссе от МКАД до поворота на Шереметьево. В свою очередь Хуснуллин заверил, что этот участок будет расширен и на нем появятся выделенные полосы для общественного транспорта.
Совещание о решении транспортных проблем Северного транспортного узла прошло в ноябре прошлого года в Химках с участием представителей префектур Северного, Северо-Западного и Зеленоградского административных округов Москвы, а также администрации Солнечногорска. Ведь улучшить дорожную ситуацию в районах Куркино и Можаниново, а также в Зеленограде можно только в связке с властями Подмосковья, по территории которого проходят местные дороги, давно нуждающиеся в расширении и ремонте. В числе первоочередных задач названы:
– реконструкция Ленинградского шоссе от МКАД до поворота на Шереметьево-1;
– завершение строительства Новокуркинского шоссе;
– расширение Новосходненского шоссе;
– прокладка дороги в обход Северо-Западной промышленной зоны;
– строительство линии метрополитена;
– строительство магистрали, соединяющей Ленинградское и Пятницкое шоссе.
Министр транспорта Московской области считает, что давно созрела идея создания единого межрегионального центра организации дорожного движения с полномочиями по согласованию транспортных схем на всех дорогах – и местных, и федеральных. Этот центр смог бы оперативно регулировать транспортные потоки с применением интеллектуальных транспортных систем.
«Но мы прекрасно понимаем, что на реализацию программы требуются годы и значительные капиталовложения, – говорит Петр Кацыв. – Даже если предположить, что уже завтра она будет утверждена, в любом случае большая часть ее мероприятий начнется с проектирования, а это – 2–3 года». По его мнению, время до запуска такой программы должно быть наполнено дополнительными мероприятиями, в том числе по организации дорожного движения. «Считаю, что здесь резерв еще не исчерпан», – говорит областной вице-премьер.
МКАД очистят с двух сторон
Столичные власти уже начали наводить порядок на внутренней стороне МКАД: убирать нелегальные рынки, инспектировать незаконные съезды, которых насчитали более сорока.
Область на своей стороне проведет аналогичную работу, сказал Петр Кацыв:
– Въезды в торговые центры, построенные со стороны МКАД без разрешения, будем закрывать. Если какие-то въезды построены с нарушением предписаний – пусть переделывают за свой счет. Иначе тоже будут закрыты. Там, где удобные съезды сделать невозможно, будут строиться параллельные дороги. До владельца каждого торгового центра будут доведены определенные технические требования: организация съездов, выездов, парковки и т. д. И область будет добиваться, чтобы эти требования соблюдались. Будем идти в ногу с Москвой.
Жилья много – дорог мало
Построенные в последние годы Москвой микрорайоны часто оказывались без серьезной транспортной поддержки. Так, жители Куркино для въезда-выезда вынуждены использовать одну из улиц городского округа Химки, что создает постоянные пробки и наносит ущерб дорожному покрытию, экологии, не говоря уже о нервах водителей. Есть надежда, что с увеличением финансирования дорожного строительства решатся и такие проблемы. Второй выезд из Куркино станет одной из приоритетных задач для мэрии Москвы на этот год. Проблема зависла из-за того, что дороге надо пройти через федеральные радиополя, и получение разрешения остановило стройку на четыре года.
Областные власти находят у московских коллег понимание и поддержку.
– Сейчас, например, пришли к общему пониманию того, что сначала нужно строить дороги, и только потом – громадные микрорайоны, – говорит Петр Кацыв. – Ведь и у нас, и в Москве одна проблема – жилья много, а дорог мало. Никто не ожидал, что люди купят столько автомобилей! Поэтому вся дорожная инфраструктура быстро себя исчерпала. Посмотрите утром на выезды из Одинцова, Химок, Люберец. Такие же пробки, как в Москве! А значит, нужно менять подход к градопланированию и строительству, выравнивать объемы дорожного и жилищного строительства.
Не только электрички
Половина населения области ездит на работу в Москву в переполненных вагонах электричек. Чтобы сделать общественный транспорт удобным для пассажиров, надо строить перехватывающие парковки, делать электрички комфортными, строить платные дороги. Решения, которые долгое время оставались на бумаге, теперь начинают воплощаться в жизнь. Взять те же электрички:
– Здесь достаточно небольших капиталовложений, – считает Петр Кацыв. – Вот пример: сначала пустили скоростные электрички в Мытищи, потом в Пушкино, Королев, Люберцы. И пассажиров на этих направлениях все больше!
Очевидно также, что надо строить путепроводы над железными дорогами, чтобы машины не стояли, как сейчас, в многокилометровых пробках перед переездами. Если все эти, а также масса других решений, которые позволят разгрузить наши дороги, будут реализовываться, легче станет и Москве, и области.
Редакция благодарит пресс-службу Министерства транспорта правительства Московской области за помощь в подготовке материала.