23:30:44
11 апреля 2021 г.

У гарантии свои нюансы

Уютный домПокупая новую вещь, мы надеемся, что она если не прослужит вечность, то уж, по крайней мере, «отходит» гарантийный срок. Если же в этот период с ней что-то случится, потребительское законодательство, конечно, нас не даст нас в обиду. Однако товар товару рознь, и у гарантийного срока есть свои нюансы.

Забывчивость производителя на руку покупателям

Закон РФ «О защите прав потребителей» предоставляет право изготовителю устанавливать свой гарантийный срок. И продавец не может уменьшать этот срок, он вправе только увеличить его, приняв на себя дополнительные обязательства в отношении недостатков товара.

Если же изготовитель не установил гарантийный срок на товар, продавец имеет право сделать это самостоятельно.

А вот если ни изготовитель, ни продавец не взяли на себя гарантийных обязательств, ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» дает потребителю право предъявлять претензии по качеству товара в течение двух лет со дня покупки, если более длительные сроки не установлены договором.

Обратите внимание! Обнаружив недостатки в товаре в течение гарантийного срока, потребитель может обратиться с претензией к изготовителю, импортеру или продавцу – по своему выбору, независимо от их организационно-правовой формы.

Гарантийный срок начинает исчисляться со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Но есть вещи, гарантийный срок на которые исчисляется не со дня покупки, а с момента наступления соответствующего сезона. Это так называемые сезонные товары: одежда, обувь, меховые изделия, купальники и т.п. В разных регионах даты наступления сезонов могут быть разными. Они определяются исходя из климатических условий данной местности. К примеру, в столице в соответствии с распоряжением правительства Москвы № 375-РП от 7 апреля 1998 г. «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в Москве» на товары сезонного назначения устанавливаются следующие периоды продолжительности сезонов:
– для товаров зимнего ассортимента – с 1 ноября по 1 марта;
– для товаров весеннего и осеннего ассортимента – с 1 марта по 1 мая и с 1 сентября по 15 ноября;
– для товаров летнего ассортимента – с 1 мая по 1 сентября.

Если товар был куплен по образцам или по почте, то гарантийный срок в этом случае исчисляется со дня передачи товара потребителю, а не с момента его оплаты. Точно так же законодательство велит поступать и тогда, когда момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают.

Бывает, что товар потребителю передан, но пользоваться им он не может по причинам, зависящим от продавца. Скажем, мебель привезли, но не собрали, так как не хватило деталей. Или посудомоечную машину установили, но не подключили, потому что мастер заболел. В подобных ситуациях «старт» гарантийного срока откладывается до того момента, пока продавец не устранит обстоятельства, мешающие эксплуатации товара.

Однако если день доставки, установки, подключения или сборки товара, а также устранения недостатков определить невозможно, гарантийный срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.

Если в товаре обнаружены недостатки, потребитель вправе заявить одно из следующих требований:
– заменить товар на другой той же марки (модели и/или артикула);
– заменить на такой же товар, но другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
– соразмерно уменьшить покупную цену;
– незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара, а если потребитель уже устранил их (самостоятельно или обратившись к третьим лицам), то возместить понесенные им расходы;
– вернуть уплаченную за товар сумму и считать договор купли-продажи недействительным.

Если потребитель требует, чтобы ему заменили купленную вещь или вернули уплаченные за нее деньги, он должен возвратить бракованный товар продавцу.

Но это еще не все. Если покупка некачественного товара привела к тому, что потребитель понес дополнительные расходы, он вправе взыскать их с продавца или производителя.

К сведению

Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный постановлением правительства РФ № 575 от 13 мая 1997 года:
– автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;
– мотоциклы, мотороллеры;
– снегоходы;
– катера, яхты, лодочные моторы;
– холодильники и морозильники;
– стиральные машины автоматические;
– персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;
– тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Про сложное

Особые правила установлены в отношении технически сложных товаров, в которых обнаружены недостатки. Перечень таких товаров утвержден правительством Российской Федерации и не может дополняться ни продавцами, ни изготовителями. Однако частенько они это делают. Скажем, телевизоры и мобильные телефоны не входят в Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный постановлением правительства РФ № 575 от 13 мая 1997 года. Но продавцы, пользуясь неосведомленностью покупателей, объявляют, что, так как эти устройства не входят в перечень технически сложных товаров, подлежащих возврату в случае выявления брака, и вовсе отказываются принимать претензии по качеству, отправляя в сервисный центр.

Итак, чем же отличается алгоритм действий потребителя при покупке технически сложного товара? Главное отличие – ограничение срока, в течение которого потребитель может потребовать замены товара на другой или полного возврата денег при обнаружении недостатка в товаре.

На это отводится всего 15 дней. Если поломка произошла по истечении указанного срока, те же самые требования могут быть заявлены только в одном из следующих случаев:

1. Обнаружен существенный недостаток товара.

В преамбуле Закона «О защите прав потребителей» сказано: «Существенный недостаток – недостаток, который нельзя устранить или на устранение которого потребуются несоразмерные расходы или затраты времени, или когда этот недостаток повторяется вновь после его устранения».

2. Нарушен срок устранения недостатков товара.

Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» этот срок не может превышать 5 дней и должен быть зафиксирован в документе, который выдается потребителю при передаче вещи в ремонт. Он может называться договором, заказом-нарядом или как-то иначе, но на нем в любом случае должна стоять подпись человека, принявшего товар в ремонт, и самого потребителя. Так что, ставя свой автограф, полюбопытствуйте, какой срок отводится на устранение недостатка. Если в течение этого времени вещь не починят, можете требовать ее замены на новую или расторжения договора купли-продажи и возврата денег.

3. Потребитель лишен возможности пользоваться товаром в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней из-за неоднократного устранения различных недостатков в товаре.

Здесь чистая арифметика. Подсчитайте, сколько дней ваша вещь находилась в ремонте в течение года. Если больше 30 – можете требовать замены или отказаться от покупки, вернув свои деньги.

Экспертиза о двух концах

Если в период гарантийного срока в товаре возникли недостатки, потребитель отдает его продавцу или изготовителю на экспертизу. Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Да, потребитель имеет право присутствовать при ее проведении. Однако если эксперты придут к выводу, что виноват в поломке он сам, придется ее оплатить. Остановимся на общих моментах этой процедуры.

Срок проведения экспертизы зависит от требования потребителя. Если речь идет о возврате денег, на все про все у продавца (изготовителя, импортера) есть 10 дней. Если о замене товара – 20. При нарушении этих сроков потребитель вправе требовать неустойку за каждый день просрочки в размере 1% от цены товара.

Если требования потребителя не выполняются и экспертизу не проводят, можно обратиться к независимым экспертам. Получив их заключение о том, что недостаток возник не по вине потребителя (в результате неправильного хранения, эксплуатации, транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы), он имеет право взыскать понесенные расходы с продавца (изготовителя, импортера).

Если недостатки возникли по истечении гарантийного срока, но в течение 2 лет со дня покупки, экспертизу оплачивает потребитель. При подтверждении производственного недостатка потребителю обязаны возместить эти расходы.

К сведению

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и (или) возврата их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).

В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

(Ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»)

Анна Зыкина, юрист

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация