Уличному освещению столицы – 280 лет
Как раньше освещались улицы столицы? Что такое шкаликовая иллюминация? Зачем в кремлевских звездах вентиляторы? Об этом читателям «КР» рассказали в музее «Огни Москвы». Он дважды побеждал в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Выигранные гранты позволили музею стать интерактивным, а значит – более интересным.
30 лет назад Мосгорсвет открыл и наполнил первыми экспонатами этот уютный дом. Экскурсию из тьмы средневековья в светлое будущее столицы провела директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова.
Давным-давно это было
В ноябре 1730-го года императрицей Анной Иоанновной был подписан Указ об уличном освещении города, и уже к Рождеству на улицах Москвы появились масляные фонари.
Дом, в котором расположен музей, построен в XVII веке: толстые кирпичные стены, палаты со сводчатыми потолками, дворик за чугунной решеткой. В советские годы в хоромах были коммуналки, а когда здание досталось музею, «воронью слободку» расселили и провели реконструкцию.
Теперь здесь постоянно звучат детские голоса. Мы с фотокорреспондентом присоединились к одной такой группе.
Чтобы городские дети почувствовали, в какой темени жили наши предки, экскурсовод выключает электричество и включает масляный фонарь. И мы переносимся в старинную Москву. Еле-еле теплится маленькая лампадка, видны размытые контуры низеньких домов, по улицам бредет фонарщик с лесенкой и кувшином масла да слышны трещотки стражников. А над входом в дом, куда пригласили гостей на бал, светится несколько масляных зеленоватых огоньков (масло наливалось в шкалики – вот вам и шкаликовая иллюминация).
А что же было до этого?
Не освещались улицы до 1730-го года! Как только темнело, въезды в город закрывались, улицы перегораживались специальными рогатками, чтобы никто не только не прошел, но и не проехал. Сидели вечерами по домам, жгли лучину, и только на праздники позволяли себе зажечь свечи.
А если ночной дозор обнаруживал кого на улице, то без лишних слов «ввергали в тюрьму», так как считалось, что по темным улицам шастают только лихие люди.
Но развивалась торговля, и городу понадобилось рукотворно удлинять светлое время суток. Так появились первые общественные осветительные приборы.
Их устанавливали на деревянных столбах, окрашенных полосами белой и дикой краски (так назывался серый цвет), чтобы лучше было видно в темноте. Внутри фонаря ставили плошку с конопляным маслом, опускали в нее фитиль, и такое примитивное устройство давало свет одной-двух свечей.
Свет по расписанию
Эти тусклые светильники горели не каждую ночь, а лишь по праздникам да по особым распоряжениям императорского двора. Позже разработали специальный «осветительный календарь», и фонари положено было зажигать с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц. В мае, летом и в те ночи, которые считались лунными, свет на улицах не зажигали. Москвичи шутили: «Не надейся на фонари, лучше на звезды посмотри», по-прежнему многие освещали свой путь факелами и переносными фонарями.
Первое время освещение работало до полуночи, но затем фонари не гасли до трех часов ночи. Их фонарщик поочередно зажигал в сумерки, а затухали они сами – масло в них заканчивалось. Конопляное масло «чисто, приятно на вкус, но горит не так хорошо, потому что сделано из сырых коноплей», – пишет проверяющий XVIII века. Приятный на вкус продукт фонарщики частенько использовали в пищу, поэтому в масло стали добавлять скипидар.
Об ужасном запахе этого горючего Н. В. Гоголь писал: «Далее, ради Бога, далее от фонаря, и скорее, как можно скорее проходите мимо. Это еще счастье, если отделаетесь тем, что он зальет ваш щегольской сюртук вонючим своим маслом».
Улицы освещались масляными фонарями более ста тридцати лет.
В начале XIX века начались эксперименты по использованию хлебного спирта. Но эти опыты оказалось не вполне удачными, как и попытки использовать лампадное масло. Оно хоть и горело в три раза ярче, но и стоило в три раза больше, что было накладно для городской казны.
В московском пожаре 1812-го года все деревянные фонари, конечно, сгорели. Город отстроили заново, но уличное освещение (с масляными фонарями) восстановили в последнюю очередь, и к довоенному уровню вернулись лет через двадцать. Но за это время появилось ноу-хау: спирто-скипидарные светильники.
Во избежание краж ценного горючего на фонари стали вешать замочки, а при залитии в спирт скипидара присутствовали винный пристав и чиновник казенной палаты.
Опытные образцы новинок установили сначала на парадной Тверской улице, затем фонари захотели установить жители и владельцы магазинов Кузнецкого Моста. Там располагалось много модных салонов, в то время это была самая богатая улица Первопрестольной.
И в XIX веке на каждый месяц был свой осветительный календарь. Он был разным для разных районов Москвы, и уличный свет горел примерно до 3 часов ночи. Всю ночь светили лишь тюремные фонари.
Только публика порадовалась более ярким спирто-скипидарным фонарям, как появилось новое топливо: керосин! И план по замене масляных осветительных приборов на спирто-скипидарные пришлось притормозить. Керосина в лампе хватало на несколько дней, поэтому фонари на улицах надо было зажигать, а утром гасить. Керосин был известен уже в начале XVIII века, но использовали его поначалу лишь в медицине, назывался он минеральным маслом. Промышленное его производство началось в Америке, откуда керосин поставлялся во многие страны мира, в том числе и в Россию. Это топливо быстро стало популярным. Свой керосин Россия начала использовать гораздо позже.
Но тут в Европе – новое модное веяние! Освещать улицы газовыми фонарями. Был заключен контракт с английской фирмой на строительство газового завода и газгольдеров – в Москве установили около трех тысяч газовых фонарей. В середине XIX века уличных фонарей в Москве было около 6 тысяч.
Триумфальное шествие
Лампочку, как известно, изобрел русский ученый П. Яблочков, который в то время работал в Париже. И первые электрические фонари появились в Лондоне и французской столице. Началось триумфальное шествие русского света по миру. Первые опыты с электрическими лампами Яблочкова проводились в Кронштадте русскими минными офицерами, а к 1880 году в Москве уже было 72 электрических фонаря.
Через три года в Москве состоялась коронация Александра III, и 15 мая зажгли электрические фонари вокруг храма Христа Спасителя. На колокольне Ивана Великого была устроена первая в России электрическая иллюминация, горело 3500 ламп американского ученого Эдисона. Репортеры писали: «Иван Великий представлял собой эффект волшебный и нигде доселе не виданный».
Это уже были лампы накаливания, одну из первых изобрел русский ученый А.Н. Лодыгин. Заслуга же Эдисона состояла в том, что он сделал лампочки более доступными, и начал их промышленное производство. (Одну из первых ламп Эдисона подарили недавно музею, и она украсила экспозицию.)
По Плану ГОЭЛРО
Долговременные контракты с иностранными фирмами на газовое и керосиновое освещение улиц не позволили городу быстро перейти на электричество. Конкуренция между керосином, газом и электричеством длилась еще долгие годы. И только благодаря Плану ГОЭЛРО электричество вытеснило конкурентов.
Последний керосино-калийный фонарь убрали с московских улиц в 1932 году (калийным его назвали потому, что внутрь фонаря ставили калильную сетку, которая при нагревании ярко светилась).
В Англии между тем кое-где до сих пор в ходу газовые фонари.
В Москве старинных фонарей практически не осталось – пожалуй, только у памятника Пушкину и у Большого театра. Питеру повезло больше – там старинные фонари сохранились как часть архитектуры мостов, площадей и парков, и продолжают блистать красотой в современном городе.
– Старая экспозиция – в черно-белых тонах – сейчас стала смотреться неожиданно ново: в моду вошел стиль ретро. Конечно, мы ее немного изменим,– говорит директор, – но основу оставим. Сюда любят приходить ветераны Мосгорсвета, чтобы окунуться в мир недалекого прошлого и порадоваться на дело рук своих.
Все здесь говорит о советском времени: фото передовиков производства, гигантские лампы на тысячи ватт и прекрасно сохранившийся центральный пульт управления наружным освещением Москвы, сконструированный в 1939 году. Тогда, накануне войны, была поставлена и выполнена задача – одним движением рубильника «выключить» всю Москву. Во время войны, как только объявлялась воздушная тревога, столица погружалась во тьму. Слава богу, теперь нет необходимости в такой глобальной светомаскировке – свет автоматически включает и выключает компьютер.
С 1975 года в столице стали внедряться натриевые лампы, постепенно они вытеснили с улиц города ртутные и люминесцентные. Теперь ведущие фирмы переключили свое внимание на лампы светодиодные. Они и служат дольше, и энергию берегут.