Весело, весело встретим… ТСЖ!
Умильный снеговик, залитый своими силами каток, нехитрая елка во дворе и галдеж веселой ребятни – что и говорить, много лет назад Новый год был воистину семейным, соседским праздником! Сейчас москвичи не прочь возродить подзабытые традиции, но на пути Деда Мороза порой возникают серьезные преграды…
В ожидании сказки
«Кролик в гости к нам идет, вместе встретим Новый год!» – не спуская глаз с сынишки, возившегося в компании малышни у детской горки, Маша выдала очередной стишок к грядущему торжеству. «Пригласим мы и Кота, вот начнется суета!» – подхватила подруга Юля, записывая незатейливые строчки.
Активисты двух домов, расположенных по соседству, уже распределили между собой роли сказочных персонажей и даже сделали костюмы, оставалось внести последние коррективы в сценарий праздника. Во дворе выросла горка, появился каток, а голые тополя украсили гирлянды мерцающих огоньков. При содействии местной управы жильцы благоустроили детскую площадку и убрали ограждения по периметру, доставившие им так много неприятностей.
Теперь, когда на улице красовалась нарядная елка, подъезд переливался гирляндами, а жители предвкушали новогоднюю сказку, Маше было странно вспоминать о том, как неприветливо встретил ее с мужем и сыном этот двор два года назад. Пост охраны и шлагбаум – вот первое, что увидела семья Ковалевых, направляясь к своему новому месту жительства.
Супруг Маши, человек весьма деликатный, долго тряс документами и объяснял хамоватому детине, что едет к себе домой: «двушка» в доме, путь к которому так нелюбезно преградили, досталась ему по наследству от бабушки. «Трутся тут всякие, говорю же – не положено! – рычал шкафообразный охранник. – А если что не нравится, так все вопросы к Юрию Николаевичу, он тут у нас все решает!»
Причуды «самодержца»
С трудом прорвавшись мимо непонятливого, но чересчур рьяного парня, Ковалевы въехали во двор и… не поверили своим глазам: большая часть территории была огорожена неприглядным забором! Мимо неказистых досок, то и дело проваливаясь в жижу грязного снега, протискивались женщина и двое детей. Они спешили к унылого вида покореженной железяке, отдаленно напоминавшей качели…
«Хорошенькое начало!» – пробормотала Маша, недоуменно переглянувшись с мужем. Но, может быть, они поторопились с выводами? В подвале дома располагался продуктовый магазин – очень удобно! Внушала оптимизм и доска объявлений у лифта, испещренная воззваниями беречь общее имущество и исправно являться на субботник.
«Субботник? Я вас умоляю! – всплеснула руками соседка по холлу, с которой Ковалевы первым делом познакомились. – Это Юрий свет Николаевич, дражайший наш самодержец, чудит, какими-то штрафами за неявку пугает! Вот еще двор зачем-то перегородил, будку с охраной поставил, так что попали вы, ребятки, в самый разгар склоки…»
И снова этот таинственный Юрий Николаевич, оказавшийся старшим по дому! Теперь-то Ковалевы, нацеленные активно участвовать в облагораживании двора и жилища, были просто обязаны с ним познакомиться! Тем более что приближался Новый год, и молодые супруги мечтали порадовать трехлетнего сына и маленьких соседей ярким праздником.
Мороз, красный нос
«Какой еще Новый год, не морочьте мне голову! – отмахнулся от Маши и ее мужа внушительных размеров дядька с нездорово красным лицом, тот самый, «старший». – Праздник во дворе?! Да вы с ума сошли, мы тут автостоянку организуем, для вас же стараемся, кстати! Может, я должен еще и Деда Мороза сыграть?! Лучше бы с жильцами поговорили, чтобы деньги на нужды дома сдавали…»
Вняв совету Юрия Николаевича, энергичные Ковалевы побеседовали с соседями – разумеется, не о поборах, а на тему детского торжества, обустройства двора и невесть откуда взявшейся идеи насчет стоянки. Конечно, кому-то из жильцов было проще заплатить за услуги парковки, но количество машино-мест значительно уступало числу автомобилей.
Перегороженный двор и шлагбаум не нравились большинству, тем более что «самодержец» принялся взимать ежемесячную плату за беспрепятственный проезд и пользование стоянкой. Возмущало жильцов и состояние детской площадки, а еще больше – магазинчик в подвале, на деле торговавший не колбасами и хлебом, а горячительным. Кстати, «Мороз, красный нос» слыл частым посетителем сомнительного заведения…
Никто, ровным счетом никто из соседей не мог вспомнить, с каких пор и как Юрий Николаевич вдруг стал главным. Весь остаток декабря, забыв о елке и подарках, неугомонные Ковалевы пытались найти хоть какую-то информацию о его полномочиях. И нашли: на одном из районных сайтов значилось, что в доме организовано товарищество собственников жилья, председателем которого является некий Платонов Ю.Н.
Как встретишь, так и проведешь
Уже на следующее утро, потрясая распечаткой с сайта, Маша с супругом поджидали «председателя» во дворе. «Да, в доме организовано ТСЖ, – кивнул «старший», пренебрежительно добавив, – вы тут без году неделя, ничего не знаете, а лезете! Так что, господа выскочки, на расследования время-то не тратьте, у меня на каждый шаг своя бумажка есть!»
И председатель словно объявил жильцам холодную войну. Прямо перед Новым годом на доске у лифта появился ряд неприятных бумажек – объявление о переходе к другой управляющей компании, новость о существенном повышении платы за коммунальные услуги, грозный список «должников», не уплативших очередные поборы…
Остатки праздничного настроения улетучились, и унылым жильцам не оставалось ничего иного, кроме как разбрестись по своим квартирам. Пытаясь подбодрить себя шампанским и оливье, обеспокоенные соседи никак не могли отделаться от известной поговорки: «Как встретишь год – так его и проведешь».
К сожалению, они не ошиблись. Суммы ежемесячных платежей росли на глазах, деревянный забор вокруг «стоянки» сменился на грохочущий, раздвижной, а через пост охраны не могла проехать даже скорая… Дружественный «самодержцу» магазин процветал, а покореженные качели облюбовали местные выпивохи.
Каждый день «Мороз-воевода» дозором обходил свои владения, отмахиваясь от возмущенных «холопов». Когда в ответ на просьбу Ковалевых и других жильцов предъявить документы о создании ТСЖ Юрий Николаевич показал дулю, стало понятно: пора обращаться в суд.
У него все бумажки есть!
«В доме немало собственников, естественно, мы проводили общее собрание заочно, точно так же голосовали и по всем важным решениям!» – отбивался от нападок Платонов, затянув свое вечное «у меня все бумаги есть». Но протоколы собраний вызвали у суда большие сомнения, а предъявить решения всех собственников председатель не смог – только «бумажки» лояльных ему членов правления.
Как ни старался Юрий Николаевич затянуть разбирательство, какие аргументы ни приводил, а отвечать пришлось на четкие, конкретные вопросы. Доказать факт уведомления собственников о собраниях ему не удалось, зато были приняты во внимание свидетельские показания жильцов. Заслушав доводы сторон, суд принял решение о недействительности регистрации ТСЖ.
На этом ведомая Ковалевыми инициативная группа не успокоилась, обратившись в компетентные органы. Вскоре подтвердилось, что действия Платонова тянут как минимум на «самоуправство», да и в бухгалтерии его «царства» не все ладно – средства от аренды подвала и работы «стоянки» шли не на нужды дома, а в карман «старшего». Почуяв неладное, Юрий Николаевич спешно отбыл в неизвестном направлении, прихватив свои «бумажки».
После всей этой истории жильцы решили создать свое, «правильное» ТСЖ, пригласив присоединиться собственников квартир в доме по соседству. От участия в правлении Маша и ее муж, утомленные борьбой в суде, отказались, зато с радостью взвалили на себя заботы об отдыхе и развлечениях маленьких соседей.
Конечно, на этом проблемы не закончились: новому ТСЖ еще предстоит разбираться с разгневанными сторонниками парковки и горе-арендаторами, торгующими алкоголем по ночам. Но первый экзамен на самостоятельность успешно сдан: двор благоустроен, а подготовка к празднику идет полным ходом. Соседи верят, что Новый год, который они отпразднуют вместе, принесет радость и покой, ведь, как говорится, как встретишь – так и проведешь!
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– К сожалению, ТСЖ нередко создаются и действуют с серьезными нарушениями закона, устранить которые можно только в судебном порядке или путем жалоб в жилищную инспекцию либо прокуратуру. Именно поэтому собственникам квартир нужно внимательно следить за происходящим в доме, не игнорируя неожиданное «появление» ТСЖ без их участия, а также явное самоуправство со стороны председателя и членов правления, например завышенные тарифы на коммунальные услуги.
Согласно п. 1 ст. 136 Жилищного кодекса, решение о создании ТСЖ принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
Согласно п. 4 ст. 45 Жилищного кодекса, о проведении собрания собственникам нужно сообщить не позднее чем за десять дней до даты его проведения. Сообщение отправляется заказным письмом, вручается под роспись или размещается в общедоступном помещении дома.
Жилищный кодекс позволяет проводить общее собрание собственников в заочной форме – когда ТСЖ создается в большом доме или нескольких домах, собрать вместе несколько сотен собственников проблематично. Решения должны приниматься при выполнении требований закона – наличии определенного кворума, определенным числом голосов, оформлении протокола и доведении принятых решений до сведения собственников.
Правление подотчетно общему собранию собственников, которое является высшим органом управления ТСЖ. Не стоит мириться с самоуправством председателя или правления: собственники вправе подавать жалобы на их злоупотребления, которые рассматривает общее собрание. Контролировать деятельность ТСЖ можно также путем создания ревизионной комиссии.