05:36:47
22 ноября 2024 г.

Без вины виноватый счетчик

ЖКХУстановка квартирных приборов учета воды приобретает характер стихии. Жители, кучами выгребая из почтовых ящиков рекламу сантехнических ООО, насмотревшись телесюжетов и наслушавшись от соседей о надвигающихся санкциях против тех, кто осмелится не измерять, сколько литров сливает унитазный бачок при одном посещении туалета, решительно двинулись в жилищные организации и в ЕИРЦ за получением конкретной информации – что надо делать, чтобы установить счетчик…

А там, как правило, их ждет тот же ворох рекламных листков с телефонами, по любому из которых (сейчас конкуренция в моде!) им советуют позвонить и решить все вопросы.

При попустительстве ДЕЗов

Обычная картина в каждом доме: на 20 квартир приходится не менее 10 организаций, которые были приглашены жителями для установки приборов, и с которыми тут же были заключены договоры на обслуживание этих приборов сроком на целый год (за 2 счетчика оплачено в среднем 4 тысячи, за обслуживание – по 30–40 рублей в месяц). Это происходит при полном игнорировании управляющих организаций – тех, кому эти самые жители ежемесячно платят за обслуживание водопроводных труб и с кого требуют безупречной работы установленных на этих трубах санитарно-технических приборов – кранов, вентилей и унитазов. В доме и в квартирах происходят два как бы не касающихся друг друга производственных процесса – обслуживание сантехсистем, предназначенных для водоснабжения и водоотведения работниками управляющей организации, и обслуживание (точнее – необслуживание) приборов учета посторонними для дома людьми.

Жители, очевидно, предполагают, что такие правила игры придуманы кем-то сверху? Ничуть! Обратимся к постановлению правительства Москвы № 77, регламентирующее порядок оснащения квартир приборами учета воды:

«2.9. Услуги по ремонту и обслуживанию приборов учета воды – услуги, которые исполнитель оказывает потребителям путем заключения договоров подряда со специализированными предприятиями.

4.5. Приобретение и установка квартирных приборов учета холодной и горячей воды производится исполнителями на основании заявлений потребителей за их счет.

4.6. Ремонт, обслуживание и поверка общедомовых и квартирных приборов учета холодной и горячей воды производятся исполнителем по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию на ремонт указанных приборов.

4.8. Надлежащее функционирование системы учета потребления холодной и горячей воды в жилищном фонде обеспечивается исполнителем за счет регулярного обслуживания (в соответствии с технической документацией на приборы учета воды) плановых и внеплановых государственных поверок приборов учета воды.

4.10. Приборы учета холодной и горячей воды являются частью инженерного оборудования жилищного фонда и не могут быть демонтированы с места установки».

Исполнителем является управляющая организация (включая ТСЖ и ЖСК). И очевидно, что такая вакханалия стала возможной в результате безответственного отношения работников ДЕЗов к своим прямым обязанностям. Согласно этому порядку потребитель – житель дома вообще не должен иметь никаких контактов со специализированными организациями по установке счетчиков. Он лишь подает заявление в управляющую организацию (ДЕЗ, ТСЖ, ЖСК) и оплачивает работу по приобретению и установке приборов (ППМ № 77 п. 2.9). Вся эксплуатация (ремонт, регулярное обслуживание, поверка приборов), обеспечивающая надлежащее функционирование системы учета, осуществляется той же управляющей организацией – «исполнителем» (п. 4.8). В тексте постановления подчеркнуто единство приборов и сантехсистемы, на которой они установлены, – жителю нельзя самостоятельно демонтировать прибор (п. 4.10).

Что делать, когда введенные в заблуждение ДЕЗом жильцы самовольно затащили в дом десятки чужих организаций, действия которых никем не контролируются? Ответ только один – скорее избавляться от них. Управляющая жилищная организация (УК, ТСЖ, ЖСК) должна организовать конкурсный отбор и выбрать одну специализированную организацию, имеющую лицензию по работе с приборами учета, после чего заключить с ней договор, включив в него ремонт всех приборов, установленных в квартирах. Такой подход выгоден и этой организации, которая будет заинтересована снизить стоимость своих услуг для получения крупного заказа в одном доме.

Почему упирается председатель

Жители домов, управляемых ТСЖ и ЖСК, устанавливая приборы в своих квартирах, нередко сталкиваются с проблемой: председатель правления отказывается признавать показания счетчика. Кстати, и в домах управляющих компаний этот процесс не проходит бесконфликтно, но мы остановимся на отношениях в товариществе.

Практика ведения расчетов по приборам учета – это, пожалуй, самый выразительный пример конфликтной ситуации в многоквартирном доме. Здесь очень наглядно можно проследить, как одновременно сталкиваются интересы большого количества участников конфликта, и каждый, естественно, тянет одеяло на себя. Чьи же интересы важнее?

Поставщикам услуг (Мосводоканал, МОЭК) сегодня, однозначно, выгоднее вести расчеты по домовым счетчикам и не интересоваться вообще проблемами потребителей своих услуг, за счет денег которых они при этом имеют возможность получать большие прибыли. Это не секрет, говорить об этом не стесняются.

Из всех участников процесса они – единственные, кто сумел вывести себя из этого конфликта и поглядывать на все происходящее со стороны, вынудив тем самым другие стороны решать проблемы, касающиеся и по закону, и по справедливости, только двоих – потребителя, который платит, и поставщика, который создает предмет оплаты. Достаточно вспомнить установленный законодателем способ непосредственного управления многоквартирными домами с правом потребителя в квартире производить расчеты за все коммунальные ресурсы напрямую с ресурсоснабжающей организацией, которая в этом случае несет полную ответственность за все происходящее и отвечает за предоставление воды или тепла качественно и без перебоев. И заметьте, обе стороны довольны и благополучно обходятся без посредника в расчетах. Это единственный вариант расчетов, при котором всем потребителям выгодно установить прибор учета на входе в квартиру. В любом другом варианте потребителю искусственно навязывается посредник в виде управляющей организации, ТСЖ или ЖСК.

При таком раскладе председатель ТСЖ, являясь всегда потенциальным заложником ситуации, вынужден прежде всего защищаться, а в случае с ТСЖ это означает – защищать интересы жителей от аппетитов поставщиков. Например, председатель правления бывает вынужден лично взять на себя ответственность «перед Богом и людьми» за последствия принятых ТСЖ решений: как правильнее заключить договор с поставщиком горячей воды – рассчитываться по кубам или по Гигакалориям? Устанавливать домовый счетчик или нет? За чьи деньги? Подписать любой договор под угрозой отключения тепла в январе или воевать за соблюдение финансовых интересов жителей дома?

В каждой из приведенных ситуаций возможны разные решения, но их выбор не всегда бывает простым. К примеру, почему расчеты за кубометры горячей воды более правильно отражают реальное потребление, чем суммарные расчеты за кубометры воды, направленной на подогрев, и за Гигакалории тепла, превратившего холодную воду в горячую? Лишь самые дотошные председатели сумели разобраться в этих тонкостях и смело пошли на недоплату выставляемых МОЭКом счетов – они уверены в том, что докажут свою правоту даже в арбитражном суде.

Или другой случай – ЖСК более двух лет рассчитывался с Мосводосбытом по общедомовому прибору, причем контролер поставщика в последнее время снимал с него показания не ежемесячно, а раз в квартал. Показания в сентябре выглядели странно, а проверка выявила просто детективную историю. Оказалось, что в июне водоканальщики обманом проникли в техподвал дома ЖСК и заменили счетчик, по которому средний суточный расход в течение многих месяцев составлял 87–92 кубометра, другим счетчиком, который стал фиксировать иной расход – 118–132 кубометра. Вряд ли нужно объяснять, что договор не допускает снятие показаний прибора в отсутствие абонента, а тем более если при этом один прибор уносят (с какими показаниями?), а другой приносят (тоже без снятия показаний потребителем), который теперь не сможет проверить данные расхода.

Председатель этого ЖСК не ограничился возмущенным звонком по телефону, и потребовал полного расследования, а также проведения расчетов за весь период самоуправства согласно условиям договора – по среднему расходу за последние три месяца до нарушения.

Стенка на стенку

Многих интересует и другой аспект проблемы – несовпадение интересов одного жителя с интересами всего дома. Председателю постоянно приходится быть арбитром в спорах, где одной стороной является агрессивно настроенный житель, считающий себя ущемленным, а другой стороной… Другая сторона, состоящая из всех остальных жителей, обычно отсутствует. Редко в каком доме действует активная группа жителей, которая помогает в рассмотрении конфликта, в большинстве случаев их интересы председатель правления вынужден отстаивать в одиночку, принимая часто несправедливые упреки от неправого жителя. Ведь большинство собственников уполномочило председателя лично защищать их коллективные интересы, в том числе и при расчетах за тепло и воду.

Как правило, которое подтверждается исключениями, председатели всегда рассуждают и поступают более дальновидно – должность обязывает, ибо не всегда интересы одного из собственников соответствуют интересам большинства. А закон требует подчиняться большинству – это аксиома для владельцев недвижимости в многоквартирном доме. Понятно, что не всем, установившим квартирные счетчики, нравится такой подход, ведь многие из нас вообще не задумываются о том, что происходит в доме за стенами наших квартир. «Я заплатил только за то, что потребил у себя в квартире, а все остальное меня не касается. Я не так богат, чтобы переплачивать неизвестно за что» – типичная реплика ответчика-неплательщика в судебном заседании.

Понятно, что именно в этом заключается интерес гражданина, получающего какую-то услугу – никому не хочется, чтобы тебя обманули, и при этом, конечно, хочется заплатить по минимуму. При наших фантастических ценах на коммунальные ресурсы эта позиция всем понятна. Но мало кто из жителей задумывается и понимает, что, к сожалению, далеко не всегда установка квартирного счетчика автоматически ведет к снижению размера соответствующего платежа. И дело здесь не в том, что неправ председатель, который осмеливается что-то еще требовать с потребителя помимо показаний счетчика.

Председатель обязан соблюсти закон. Так же как и потребитель. А закон (вернее, утвержденное правительством России Положение о предоставлении коммунальных услуг гражданам) говорит о том, например, что затраты на общедомовые нужды (мытье лестниц, поливка газонов и т. д.), которые всегда есть в любом многоквартирном доме, возмещаются также и теми собственниками помещений, которые установили квартирные счетчики. Потому что те, кто рассчитывается без счетчика, вносят плату по нормативам, в которых уже заложен расход на эти общие нужды. Не случайно поставщика услуг интересуют показания только домового счетчика, и абсолютно не волнует квартирное потребление, также как не случаен и его активный интерес – вести расчеты только через юридические лица и ни в коем случае – непосредственно с потребителем.

Расходы на общедомовые нужды нормируются – в Москве на это добавляют 5% фактического расхода. Но это ерунда по сравнению с куда более сложной проблемой. Расход по домовому счетчику может значительно превышать сумму расхода всех квартирных счетчиков и нормативного расхода. Упомянутое выше Положение однозначно установило, что весь образовавшийся разрыв показаний по приборам опять же следует относить только на квартиры с индивидуальными приборами учета. Например, житель зафиксировал и сообщил о том, что месячный расход воды по квартире 6 кубометров, а получил квитанцию на оплату, где указано 9 кубометров. Если все показания правильны, а расчеты сделаны верно, квитанцию придется оплатить. Но справедливое возмущение у человека останется, а на кого? Не случайно в европейских странах применяют либо только домовые приборы учета (без квартирных), либо только квартирные (без домового). Необходимо отметить, что Мосэнергосбыт считает точно так же и, понимая неизбежность конфликтов, не применяет электросчетчики, фиксирующие расход на весь дом, потому что во всех квартирах есть свои приборы учета.

Гримаса коммунального капитализма

Недавно в средствах массовой информации, со ссылкой на одного высокого начальника, прошло сообщение об якобы готовящемся постановлении о повышении с 2012 года тарифа для тех, кто к тому времени не установит счетчики. Журналисты не выяснили, идет ли речь именно о счетчиках в квартирах – например, по учету расхода воды. Водоканал эти приборы не признаёт – он взыскивает платежи за всех сразу по домовому прибору. Так кому же пойдут штрафные наценки, взыскиваемые с жителей? И кто будет на них «стучать» – уж не свой ли председатель правления ТСЖ? Да, дикие времена замаячили впереди, но может, это и есть сущность капитализма?

Кроме норм закона, хорошо защищающего только интересы поставщиков услуг, существует еще множество обстоятельств, которые следовало бы учесть каждому, кто замыслил сэкономить путем установки счетчика. Основные из них:
– качество городской воды и состояние инженерных коммуникаций, подводящих воду к дому и проходящих внутри дома – высокотехнологичные приборы, каковыми являются счетчики, не рассчитаны на изношенные трубы и на не соответствующее нормативам качество воды, и работать нормально в таких условиях не смогут;
– в связи с работой в экстремальных условиях наших домов точные приборы выходят из строя намного раньше положенного срока и требуют поверки и внеочередного ремонта гораздо чаще, чем указано в инструкции, поэтому ваши вложения только тратами на покупку и установку счетчика не ограничатся – это мероприятие во многих случаях рискует оказаться убыточным; что, собственно, и подтверждается непрекращающейся практикой обращения в суды тех, кто хотел платить меньше, а платит больше;
– мы живем в жестких условиях капиталистического рынка, поэтому нет ничего сверхъестественного в том, что изготовители приборов учета заинтересованы в массовом сбыте продукции и не жалеют средств на рекламу и пропаганду необходимости ее приобретения покупателями – не забывайте об этом, когда вас убеждают в гарантированности экономии ваших денег посредством волшебных приборов учета (вспомните, что хитроумному поставщику, которому предназначены ваши деньги, абсолютно неважно, установлен в вашей квартире прибор учета или нет, – он всегда получит столько, сколько желает получить со всего вашего дома);
– не зная о порядке расчетов за услуги, утвержденном общим собранием в вашем доме, установив счетчик, вы можете столкнуться с непониманием большинства соседей и выражающего их волю председателя правления и оказаться перед необходимостью регулярного финансирования судебных издержек из своего кошелька;
– размер тарифа на услугу водоснабжения устанавливается вне общего собрания соответствующими уполномоченными государством органами, а вот порядок ведения расчетов по этим тарифам и порядок внесения платежей закон требует определять и вести на основании решения большинства собственников дома, направивших свое решение управляющей организации – в нашем случае товариществу; устанавливая счетчик, надо хорошо знать, какой способ управления выбран вашим домом и какой установлен порядок расчетов за квартирное и домовое водопотребление.

Для ТСЖ, в отличие от коммерческих управляющих организаций, установлены законом и применяются на практике разные варианты расчетов внутри дома и, к сожалению, в сегодняшних условиях в большинстве домов жителям установка счетчиков в квартирах выгоды не приносит. Гораздо дешевле и надежней правильно оценить ситуацию в масштабах дома и принять разумное и дальновидное решение на общем собрании, вплоть до отказа от установки индивидуальных счетчиков, если есть другие способы экономить сразу на весь дом, а значит, и для каждого собственника в его доле затрат. В домах, где жители сумели договориться о своих общих интересах, конфликты, связанные со счетчиками, просто не возникают.

Особенно важно при любых расчетах за коммунальные услуги учитывать практику применения общеизвестного Федерального закона «О защите прав потребителей», на который любят ссылаться неплательщики за коммунальные услуги. Здесь надо сказать, что закон однозначно защищает потребителя в том случае, если расчеты строятся по схеме «потребитель-поставщик», и вы всегда можете защитить свои права и предъявить претензии в гражданском суде. Но как только в расчетах между поставщиком и потребителями возникает посредник (ТСЖ или управляющая компания), ситуация меняется – с претензиями придется обращаться в арбитражный суд и не вам лично, а вашей управляющей организации, которая сама потребителем не является, т. е. в судебном рассмотрении будет применяться совсем другое законодательство, регулирующее отношения юридических, а не физических лиц. И хороший закон о защите потребителей практически защитить вас не сможет.

Также не действует этот закон в применении к взаимоотношениям внутри ТСЖ по причине того, что некоммерческая организация не предоставляет гражданам услуг, в том числе и коммунальных, и у граждан нет оснований требовать соблюдения количества или качества услуг у организации, которая этих услуг не оказывает. В некоммерческой организации ТСЖ главенствует устав, а органом управления домом является общее собрание собственников. А законом «О защите прав потребителей» регулируются только отношения потребителя с коммерсантами.

…Кажется, перечисленного достаточно, чтобы стало ясно – ситуация с расчетами по счетчикам совсем не однозначна и при этом законодательно не урегулирована. В проигрыше, как всегда, остаются ЖСК, ТСЖ и жители. Люди портят жизнь друг другу внутри дома, хотя источники их бед всегда находятся за его пределами…

Герман Ломтев, генеральный директор общественной организации «Российская жилищная федерация»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация