Все и сразу
Недавно социологи интересовались у москвичей – сколько раз они переезжали в новую квартиру? В среднем цифра составила 2,4 раза. Это значит, что большинство москвичей только два раза меняли адрес своего жительства, редко – три. Справедливости ради скажем, что после начала приватизации, когда люди получили возможность более вольно обращаться со своей недвижимостью, число переездов возросло, но все равно за три не зашкалило. Для сравнения: в развитых странах переезжают семь-восемь раз.
Причины понятны. Одна очевидная: ищут получше жилье. Вторая – едут за работой, иногда – в другой город. У нас такого еще нет. Человек может не работать, и даже не искать работу и, тем не менее, как-то жить. Как – западному человеку не понять.
Одна (не главная) причина нашего домоседства: хлопотно! Наша справедливая пословица: «Два переезда – один пожар», им ведь тоже неизвестна. Годами скапливается хлам, которым давно не пользуются, но хранят!
Главная причина – некуда и не на что! Покупка одной квартиры на десятилетия вперед исчерпывает наши финансовые возможности, а муниципальные квартиры – знаете сами: положены единицам, да и те ждут их по два десятилетия.
Сразу хочу сказать: если «они» и чаще переезжают, то вовсе не потому, что у них намного больше денег. Но то, что муниципальных квартир больше – факт. Во многих странах не люди ждут очереди на них, а сами квартиры ждут людей! Решил переехать, и тогда просто брось открытку в почтовый ящик: нужно, мол, то-то и то-то. И если причины веские, то через месяц-другой получаешь – и тоже по почте – ответ: приходите в муниципалитет за ключом.
Почему так? Да очень просто. У них конкуренция не только среди коммерческого жилья, но и муниципального. Ибо строят его не столь мизерными порциями, как в Москве, а вполне достаточно. Потому как выгодно. Въезжая, человек платит за обслуживание жилья все 100 проц. (кому положена субсидия – получит) да плюс еще какую-то толику, компенсирующую строительные затраты, надо сказать – небольшую.
А лозунг наших строителей: «все и сейчас!» Уж если наваривают прибыль, так 100%, а не 4–5, уж если хотят вернуть потраченные деньги, то непременно за 2–3 года, а не 30–40 – так, как это делается во всем мире. В Болгарии, которая сходна с нами по уровню жизни и проблемам переходного периода, квартиры стоят вдвое дешевле нашего.
Снизят ли строители свои аппетиты? Трудно сказать. Жилье только дорожает. А ведь будь оно доступнее, наверно, мы бы чаще меняли адреса – на радость себе, да и государству. Ему ведь тоже это выгодно.