13:54:20
13 июня 2024 г.

Издержки оптового управления

ЖКХВ Москве считанные ЖСК и ТСЖ заключают договора с ресурсоснабжающими организациями самостоятельно. Львиную же долю жилья ресурсами и услугами обеспечивают ДЕЗы.

Например, в Даниловском районе управляющей организацией почти всех трехсот с лишним домов является ГУП ДЕЗ. В том числе и нашего ТСЖ «Арбатец». Однако все договоры с ресурсоснабжающими, коммуникационными фирмами, кроме эксплуатационной, заключаются ДЕЗом не по каждому дому в отдельности, а оптом – на 320 домов!

Расчет потребления ресурсов ведется среднестатистическим методом. К примеру, из жировки за июль следует, что на отопление жилплощади моя семья израсходовала 0,4613 гКал. И эта цифра одинакова для всех, кто имеет квартиру такой же площади, вне зависимости от того, тепло было в ней зимой или нет. Точно так же дело обстоит с расходом воды. У меня нет счетчика, и за июль моя семья из двух человек израсходовала 16,5529 куб. м холодной воды. Вышло больше восьми кубов на нос! Потому что не все население района платит регулярно, образуются задолженности, которые в следующем месяце раскидывают на всех, причем даже когда должники выплачивают задолженности, ничего никому не пересчитывается и не возвращается!

С Мосводоканалом, с МОЭКом и прочими ресурсоснабженцами дирекция рассчитывается точно по сумме договора, наивно полагать, что она кому-то станет платить лишнее. Допустим, ДЕЗ не производит перерасчеты жителям всего лишь потому, что его коллектив из двух десятков человек, включая охрану, секретаршу и уборщиц, просто не в состоянии делать это по каждому из 320 домов.

Естественно, потребителю ресурсов было бы гораздо выгоднее расплачиваться напрямую за тепло и воду, как по индивидуальному счетчику с Мосэнерго. Эта организация получает от моей квартиры дохода в месяц не больше 300–400 рублей, но этого хватает на бесплатную установку мне типового однотарифного счетчика, и на то, чтобы дважды в год приходил сотрудник сверять показания. Тогда как за воду (горячую, холодную и водоотведение) Мосводоканал получил от меня, например, в июле, 1325 рублей, а МОЭК – 548 рублей. Однако эти фирмы вовсе не торопятся устанавливать у меня счетчики на свои ресурсы по примеру Мосэнерго.

Очевидно, что ДЕЗ с огромными объемами жилья и не пытается ставить целью управления – снижение платежей жителей за ресурсы. И хотя по Жилищному кодексу управляющая организация должна действовать в интересах собственников, пока в работе дирекций прослеживается лишь их собственный коммерческий интерес. Что ж, позаботимся о себе сами!

Операция «Кооперация»

Фирмы, рекламируемые ДЕЗом, предлагают поставить два счетчика примерно за четыре-пять тысяч рублей с неясным техобслуживанием по 700–800 рублей в год. В Интернете обнаружила фирму, которая предлагала два счетчика за 3200 и даже за 2800 при коллективной заявке от десяти квартир плюс техобслуживание за 460 рублей в год с плановой поверкой приборов, вызовом мастера в любое время без дополнительной оплаты и заменой на новый неисправного счетчика.

Уже на следующий день приехал генеральной директор этой фирмы, обрадованный, что будет иметь дело с ТСЖ. Показал сертификаты и лицензии, и мы договорились о коллективной заявке. Осталось всего-то подобрать «коллектив».

Десять квартир набралось очень быстро. Приехал мастер и осмотрел в этих квартирах состояние вентилей на стояках, сразу договариваясь с хозяевами об удобном времени. Выяснилось, что в трех из этих квартир вентили не действуют, – значит, надо перекрывать стояки в подвале. Отключить воду больше чем на два часа без аварии, да к тому же без разрешения обслуживающей организации, нельзя. Но ведь подрядчик сам заинтересован в том, чтобы в квартирах были исправные вентили. Поэтому мы легко договорились перекрыть воду на час.

После установки счетчиков мастер передал паспорта на оба счетчика, мы подписали три документа: договор на установку квартирных счетчиков холодной и горячей воды; акт приема выполненных работ по этому договору; договор об оказании услуг по техническому обслуживанию этих счетчиков. А также копии сертификатов соответствия на установленные приборы, и по приходному ордеру получил соответствующую сумму денег за оказание услуг.

Теперь предстояло поставить счетчики на учет.

Для расчета расхода воды по счетчикам нужно, чтобы ДЕЗ произвел приемку этих счетчиков. То есть на акте приемки должна стоять печать ДЕЗа и подпись его сотрудника, курирующего вопросы водоснабжения.

Подписанный акт надо предоставить в службу «одного окна» ГУ ИСа. Заполнить бланк заявления о постановке счетчиков на учет, указать паспортные данные. Собственно в этом и заключается постановка на учет. После чего вручают памятку, в которой написано, в какие числа и по каким телефонам сообщать в ГУ ИС показания счетчиков.

На сайте Государственного учреждения «Инженерная служба города Москвы» – http://www.gu-is.ru для всех москвичей предусмотрены «личные кабинеты», войдя в которые можно получать единый платежный документ и вносить показания индивидуальных приборов учета в режиме онлайн! Для каждого предусмотрены персональные данные и пароли, а чтобы узнать их, нужно всего лишь предъявить паспорт оператору ГУ ИСа. Оператор находит в сети индивидуальные данные, распечатывает их вместе с памяткой о том, как действовать на сайте. Сразу скажу, что данные на соседа вам не выдадут ни при каких обстоятельствах. Это закрытая информация: вдруг придет в голову напакостить соседу – зная его данные и пароль, можно приписать ему хоть 300, хоть 1000 кубов расхода воды…

Житель входит в «личный кабинет», вводит в нужные строки показатели счетчиков.

Итак, мои счетчики выдали реальный расход ресурсов за месяц – 6 кубов холодной воды и 1 кубометр горячей. Жировка за сентябрь обрадовала: за 6 кубов холодной воды по тарифу 19,85 руб. начислено 119, 10 руб., за 1 куб горячей – 93,58 руб., и за водоотведение 7 кубов по тарифу 14,40 – 100,80 руб. Итого: 313,48 руб.

В июле все это водяное удовольствие по тарифам обошлось в 1325 рублей. Экономия только за месяц – больше тысячи! Таким образом, мои расходы на счетчики окупятся меньше чем за три месяца, и потом каждый месяц примерно тысяча будет надежно оставаться у меня. Если учесть, что в будущем году тарифы на воду вырастают на 20–23%, соответственно, экономия подрастает на эти же проценты. Итак, тысяч двенадцать-пятнадцать в следующем году я смогу потратить на что-то более увлекательное, чем на благотворительность ДЕЗу и Мосводоканалу.

Где вы, свободные рубли?

Неэффективность ДЕЗовского управления проявляется не только в наших переплатах за ресурсы, но и в использовании средств, полученных с жителей на содержание и ремонт общего имущества.

Наш Даниловский район поделен на 6 территорий по 50–60 домов, право обслуживания которых выиграли по конкурсу 4 частные фирмы (некоторые из них обслуживают по две территории). На территории, где стоит наш дом, находится 65 жилых домов.

За содержание и ремонт жилья (техобслуживание, в просторечье) мы платим по 9 рублей с метра своей площади, и до 22 рублей 93 копейки за эти услуги доплачивает город путем перечисления субсидий управляющим организациям – ДЕЗам, частным УО, а также ТСЖ, ЖК, ЖСК, если они внесены в Реестр управляющих организаций. Условие одно: смета на эти услуги не должна превышать 22 рублей 93 копеек, причем в эти 22,93 входят и управленческие расходы, и оплата электроэнергии в подъезде и техпомещениях и т. д. Но как фирма представит смету на каждый дом, если учет ведется оптом на 65 домов территории?

А вот самостоятельные ТСЖ и ЖСК, заключая договоры с теми же самыми фирмами, составляют сметы на обслуживание по 11–16 рублей за метр – за тот же самый объем работ. И разница от 22 рублей 93 копеек остается дому! А это значит, что появляются 7–10 «свободных» рублей с каждого метра на консьержку, на новую дверь подъезда, и на систему энергосбережения, и на другие нужды, указанные в смете, утверждаемой общим собранием собственников. А сейчас эти «свободные» рублики оседают в ДЕЗе, мы же не знаем реальной стоимости услуг эксплуатационной фирмы, выигравшей конкурс на обслуживание территории. Мы знаем только одно – такие конкурсы выигрывают фирмы, готовые выполнять госконтракт за самую маленькую сумму. Это выгодно дирекциям. А где же ваша выгода, собственники?

Людмила Кайсарова, член правления ТСЖ «Арбатец»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация