Что ТСЖ может? И кто ему поможет?
Треть жилых зданий на Северо-Востоке Москвы – дома ТСЖ. Создание новых товариществ подталкивается и сверху, и снизу, движение развивается, хотя и не без проблем. На встрече с общественностью и. о. префекта СВАО Ирина Рабер услышала больше всего вопросов и предложений именно от представителей товариществ собственников жилья.
Председатель ТСЖ «На Ярославке» Марина Ермакова попросила помощи и совета по такому вопросу: дом был сдан в эксплуатацию в 2005?году, и тогда же товарищество получило в нагрузку индивидуальный тепловой пункт. Так вот, с того самого времени и приходится жильцам за свой счет содержать этот объект, чтобы не остаться без воды и тепла. Они бы и рады передать тепловой пункт в надежные руки специалистов, но Московская объединенная энергетическая компания не спешит принимать ИТП.
Ирина Рабер привлекла к обсуждению этой темы руководство района Ярославский и узнала, что МОЭК не берет на баланс злополучный пункт потому, что ему нужна реконструкция. Исполняющая обязанности префекта предложила местным властям готовить смету по ремонту и обещала обсудить вопрос с руководством компании, потому что «не задача жителей заниматься содержанием тепловых пунктов».
Как видно, собственники жилья не боятся отстаивать свои права на разных уровнях, и получают поддержку представителей власти. Например, на встрече в префектуре был зачитан список должников. И председатель одного из ТСЖ в Бибирево резонно возразил, что все долги его товарищества – бумажные, а возникли они от недопонимания ситуации со стороны того же МОЭКа. Ирина Яковлевна предложила свою помощь в урегулировании конфликта. В этой ситуации исполнительная власть стала третейским судьей, который в силу своего положения поможет сторонам не доводить спор до крайних мер, а спокойно, в деловой обстановке, с документами в руках обсудить создавшееся положение и найти достойный выход.
Еще один волнующий многих вопрос: в чем смысл и последствия оформления общедомового участка земли в собственность ТСЖ?
Понятно, что столичные власти не хотят создания ситуации, когда участки московской земли, где планируется строительство социальных объектов, могли бы выйти из сферы интересов города. А жители, в свою очередь, имеют право не только на квартиры и подвалы с чердаками, но и на часть придомовой территории. У них свои планы – построить там автостоянку, оборудовать детскую или спортивную площадку, разбить клумбу. Столкновение интересов здесь неизбежно, и должно решаться так, как предписывает закон.
Статистики, касающейся того, сколько участков около домов переведено в собственность ТСЖ, в городе не ведется, пояснила И. Рабер. Но таких примеров немного, потому что в Москве еще далеко не везде проведено межевание кварталов, это длительная и дорогая процедура. А без нее нельзя выдать собственникам жилья документы на участок, поскольку не определены границы с соседями. К тому же вопрос о том, зачем нужна земля около дома отдельному гражданину,?– неоднозначный. Потому что представление об общей собственности у жителей довольно размытое. И термин «общая собственность с множественностью лиц» пока не очень понятен.