23:30:44
11 апреля 2021 г.

Чтобы высидеть свою звезду

Рынок недвижимостиСколько ни повторяй «халва», во рту слаще не станет. Сколько ни склоняй слово «доступность», сколько ни произноси его с трибун и за круглыми столами, жилье дешевле не становится. По крайней мере – не становится здесь и сейчас. Хотя, возможно, и возникает приятная иллюзия его скорой доступности.

Одним из первых о необходимости новой стратегии продаж заговорил руководитель аналитического центра IRN.ru Олег Репченко. В октябре 2008-го он опубликовал статью, основная мысль которой состояла в том, что рост цен выдохся и необходимо учиться работать на падающем рынке. Правда, тогда речь шла скорее о вынужденной в условиях кризиса мере, чем о продуманной стратегии наращивания прибыли за счет объемов, а не цен.

У застройщиков такой поворот сюжета восторгов не вызвал. Лишь спустя полгода на выставке недвижимости в ЦДХ впервые довелось услышать об аналогичном подходе непосредственно от застройщика. Не с трибуны, а кулуарах ген. директор корпорации «Жилищная инициатива» Андрей Ликефет рассуждал с коллегами о том, что время сверхприбылей, по всей видимости, кануло в Лету, и надо учиться работать, как во всем мире, – с прибылью в 10–15 процентов.

Раньше, на докризисном рынке, когда цены росли, все стремились выжать больше прибыли с каждого кв. метра. При этом придерживали площадки и готовые квартиры. Не торопились осваивать земельные активы, стараясь выйти на сверхприбыль. Впоследствии это привело к тому, что продажи встали, деньги оказались заморожены, стало нечем платить зарплату и возвращать кредиты. Начались банкротства.

По мысли аналитика, рецепт состоит в том, что не надо жадничать и придерживать построенные объекты, а надо работать на обороте: взял площадку, быстро освоил, построил, продал, взял следующий объект.

Такая стратегия вполне реалистична. Подобный подход имел место после дефолта в период 1999–2002 годов. «Земля была доступна и недорога, все неплохо зарабатывали на обороте, строя кв. метр за 300?$ и продавая за 350?$», – напоминает О.?Репченко. Риелторы зарабатывали по 10–20?$ на метре, застройщики – по 30–50?$. На этой схеме поднялись и выросли такие известные риелторские компании, как МИАН, Миэль, МГСН. Выдвинулся и ряд крупных застройщиков.

Но потом чиновники, ведающие распределением участков, стали вредными, желали получить больше. Жадность обуяла и землевладельцев в лице ГУПов, НИИ, некоторых федеральных организаций. А сами застройщики хотели уже класть в карман не 50?$ с метра, а 1000–5000?$. Да и почему бы им не хотеть, если стоимость жилья как-то незаметно, сама собой поднялась… в 15 раз.

Сегодня практическую реализацию лозунга: «Не держаться за цены, а работать на объеме» связывают прежде всего с агентством «НДВ-Недвижимость». Хотя ничего принципиально нового компания не изобрела – просто жизнь заставила без посторонних подсказок или примеров снижать цены.

Феномен Марфино

Правда, НДВ пыталась сделать это с минимальными потерями для себя. То есть снижала цены мучительно медленно и по возможности в неявной форме: путем скидок, распродаж, разного рода акций. А время шло, долги росли. Заслуга компании в деле «модернизации» процесса продаж состоит в том, что она начала снижать цены открыто, решительно и в крупных масштабах.

Пока иные прочие заявляли начальную цену в 100 тыс. рублей, а потом маскировали ее снижение 30-процентными скидками, НДВ изумила рынок невиданной в последние годы ценой предложения – 70 тыс. руб. за кв. метр в районе Марфино. Стратегия себя полностью оправдала. Квартиры разлетелись как горячие пирожки. Скандально низкая цена и объем продаж заставили рынок говорить о феномене «Марфино». А компания выдвинулась в число ведущих на столичном рынке. С позиций пиара все было сделано безупречно.

Какие же последствия могут иметь выдвинутый О.?Репченко лозунг и стратегия продаж НДВ в плане повышения доступности жилья? Отвечаю: никаких. Доказательств тому столько, что не знаешь, с какого начать.

Представим, к примеру, что успешный опыт НДВ дружно решат повторить все участники рынка. То есть застройщики в союзе с риелторами начнут избавляться от жилья быстро и по низкой цене. Но тогда мгновенно исчезнет конкурентное преимущество одних перед другими, все станут равными. Мало того, массово подешевевшее жилье начнет быстро расходиться (а нового еще не построили), и очень скоро к застройщикам придет отрезвление: «Куда это мы так резво рванули? Чего ради отдаем чуть ли не задаром построенное с таким трудом?» И тут они начнут столь же резво отрабатывать назад.

По сути, это уже наблюдается с зачинателем почина. Широкую известность «НДВ-Недвижимость» приобрела продажами в Марфине, где «квадрат» в ходовой квартире стоил 70 тысяч, а неликвиды и того ниже. Спустя полтора года метр в схожей квартире на аналогичной стадии готовности в Царицыне НДВ продает уже почти по 100 тыс. руб. Рост на 50%! Неплохо для кризиса. И пусть никого не вводит в заблуждение рекламируемая для Царицына цифра 75 тыс. Менеджер компании, который непосредственно занимается продажами, заглянув в свой журнал, назвал мне минимальную стоимость?– 78 тыс. Но эта «трешка» на втором этаже по сути неликвид. А в «однушке» в том же доме на том же этаже метр стоит уже 95 тыс. на стадии начала монтажа. Так что про «феномен Марфина» можно забыть, эта акция – отклик на кризис.

Директор по маркетингу Группы компаний «Пионер» Владимир Трибрат (его тоже иногда зачисляют в число сторонников подхода НДВ) обращает внимание на то, что пропагандистами новой стратегии являются прежде всего аналитики и посредники (риелторы). Таким образом, Трибрат прозрачно намекает, что они ничем не рискуют. А вот сами застройщики (к коим относится и «Пионер») вынуждены быть осторожными и считать каждую копейку, поскольку имеют массу ограничений со всех сторон.

Главное из ограничений – это требование финансового директора по поступлению достаточных денежных средств. Как рассказывает В. Трибрат, с началом кризиса к ним тоже обращались риелторы с предложениями помочь в реализации квартир в Южном Бутове по цене 75 тыс. за метр. А они отказались и хорошо сами продавали – сначала по 85 тыс., через два месяца по 103, а позже и по 130?тыс. руб. за кв. метр. Потом продажи все-таки встали, и компания была вынуждена вновь вернуться к цене 85 тыс. «Но где бы мы были, если бы поддались на уговоры продавать дешево и не создали себе подушку безопасности?» – спрашивает застройщик. В минувшем сентябре компания продавала квартиры по 106 тыс. за метр и, по словам ее руководства, выполнила план продаж.

Оставшись белой вороной

Ну а что остальной рынок? Он, как и прежде, придерживается политики выжимания сверхприбыли из каждого жилого метра и не спешит расставаться с запасами. О.?Репченко сам признается, что НДВ является первой и чуть ли не единственной компанией, работающей по-новому. Многие застройщики с начала кризиса и по сей день придерживаются той позиции, что при цене меньше 100 тыс. за метр строить в Москве невозможно. Или, добавлю от себя, возможно в ходе масштабной, но разовой кампании. Во всяком случае, на только что прошедшей выставке недвижимости в ЦДХ предложений востребованного жилья заметно дешевле 100 тыс. по Москве уже не было.

Наблюдение за поведением рынка новостроек показывает, что ментальность застройщиков лишь слегка поколебалась под воздействием кризиса, но в основном осталась неизменной. Ценообразование по-прежнему формируется по запретительному принципу, отталкиваясь от откровенно высоких начальных уровней. Предложение остается в целом ограниченным, это дает возможность начинать реализацию объекта по заведомо завышенным ценам и потом постепенно снижать их до уровня, обеспечивающего необходимый темп продаж.

О системном, массовом переходе на принцип «зарабатывать с объемов» говорить не приходится. Сверхприбыль, как и прежде, в фаворе. В частности, Олег Репченко признает: «Цена на московском рынке определяется исключительно платежеспособностью населения. И любой продавец будет пытаться сработать по максимуму – это нормально». Ген. директор «НДВ-Недвижимость» Александр Хрусталев, открещиваясь от упреков в демпинге, тоже срывается с занимаемой им платформы: «Мы этим (демпингом) не занимаемся. Мы просто предлагаем рынку ту цену, за которую он готов покупать». И добавляет: «Если рынок начнет поглощать больше, то нам нет нужды продавать больше, чем это необходимо». То есть никакой благотворительности, цены будут мгновенно подняты.

Бытие и баррель определяют цену

Но откровеннее всех высказался недавно на III Всероссийском съезде саморегулируемых организаций строителей министр регионального развития Виктор Басаргин: «Надо смыть пятно со строительного комплекса, что мы пытаемся срубить бабки с государства, с заказчиков».

Справедливости ради стоит отметить, что работе «на объемах» объективно препятствует ограниченность земельного ресурса (по крайней мере, в столице). Утверждения, будто бы неиспользуемой земли в городе полным-полно, сомнительны. Застройщики сетуют: все удобные участки уже имеют хозяев, городские аукционы по площадкам под жилье давно не проводятся. Единственная возможность получить участок – это фонд РЖС, но там речь может идти о двух-трех небольших площадках в год на весь город. Остается расселение пятиэтажек или перевод промзон, но это слишком дорого.

Завершить разговор хочется, вернувшись к тому, с чего начали. Анализируя десятилетний цикл развития жилищного рынка между дефолтом 1998-го и кризисом 2008-го, О.?Репченко выделил несколько этапов: дефолт, потом все спокойно работают на оборотах с прибылью 50?$ на метре (нефть тогда стоила 25?$ за баррель). Потом дешевые площадки закончились, потом всех обуяла жадность… Последнее особенно проявилось после того, как цена нефти устойчиво пробила уровень 100?$ за баррель.

А теперь обратимся к новейшим временам. Полтора года назад, в разгар кризиса, нефть стоит 50?$, кто-то пытается работать на оборотах и новостройки продают по 70 тыс. рублей за метр. Сейчас уже несколько месяцев нефть колеблется вблизи уровня 75?$ за баррель, и жилье продается по 100 тыс. руб. Интересно бы посмотреть, что будет со стратегией работы «на объемах, а не на ценах», если нефть вновь устойчиво пробьет уровень в 100?$ за баррель.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация