Сто вопросов от собственников
Наша сегодняшняя тема касается проблем ресурсосбережения. С помощью сотрудников ГУ «ИС города Москвы» попробуем в них разобраться…
Хотите бесплатно? Ждите
– Мне как льготнику должны установить приборы учета холодной и горячей воды за счет бюджета города Москвы. В управе района говорят: денег нет, ждите! Ничего толком не могут объяснить в ДЕЗе и в ГУ ИСе. А мой приятель из соседнего района недавно обзавелся бесплатными счетчиками. Как мне узнать, когда же подойдет моя очередь?
Иван Анфимов
– На бесплатную установку счетчиков имеют право порядка 600 тысяч москвичей. Это не считая тех, кому их уже поставили. Городская программа продлена на два года, и объем работ зависит от количества выделяемых бюджетных средств. Конкурсы проводит ГУ «ИС города Москвы». По результатам последнего бесплатные приборы получат 30 тысяч человек. На конкурс выставляется конкретный перечень адресов, в первую очередь в него попадают дома, в которых проживает наибольшее число льготных категорий граждан. Вероятно, ваш дом пока не попал в адресный список. Хотите быстрее – поставьте приборы за свой счет. Хотите бесплатно – ждите очереди.
Тариф – дело прошлое…
– Правление нашего ЖСК берет с нас за тепло по тарифу, хотя платить мы должны ежемесячно по 1/12 от общего количества потребленных Гкал за предыдущий год. Председатель отказалась представить данные общедомового прибора учета за прошлые годы. Тогда мы запросили эту информацию в МОЭКе. По приблизительным расчетам, жители нашего дома за три года переплатили за тепло около 3 млн руб. Председатель не собирается делать перерасчет, прикрываясь решением общего собрания о направлении сэкономленных средств на ремонт общего имущества. Законно ли выставлять жителям тариф, если ЖСК рассчитывается по показаниям общедомового прибора учета? И как добиться перерасчета?
Ирина Топтыгина
– Если председатель отказывается делать перерасчет, то можете обратиться в суд. Либо каждый собственник от себя лично, либо один от имени всех, кто даст ему доверенности на право представлять интересы в суде. У вас есть данные МОЭКа за фактически потребленное тепло, есть сделанный вами расчет переплаты. Услуга была представлена в меньшем объеме, чем в том, что вы оплатили. Потребуйте вернуть разницу. Основание – Постановление Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», обязывающее управляющие компании корректировать платежи по итогам года.
Тариф за отопление можно выставлять только в том случае, если нет показаний общедомового прибора учета за предыдущий год. С 1 января 2010 года расчет производится на основании фактически потребленного объема тепловой энергии по приборам учета (Гкал) за прошедший год. То есть в платежном документе (ЕПД) должен стоять не тариф 19,04 руб. за кв.м, а тариф за 1 Гкал – 1190,03 руб. и среднее количество Гкал, потребленное за соответствующий период 2009 г.
Занимательная арифметика
– Как рассчитать среднемесячную плату за отопление моей квартиры площадью 52,1 кв. м, если потребление по дому в 2009 году составило 670,4 Гкал, а общая площадь квартир – 6118,2 кв. м?
Андрей Перов
– В 2009 году потребление по дому составило 670,4 Гкал. Делим на 12 месяцев и получаем среднемесячное потребление по дому – 55,87 Гкал в месяц.
55,87 Гкал в месяц делим на общую площадь квартир дома – 6118,2 кв. м и получаем потребление на 1 кв. м (0,009 Гкал).
0,009 Гкал умножаем на площадь квартиры (52,1 кв. м) и высчитываем потребление на квартиру (0,476 Гкал).
Далее потребление на квартиру (0,476 Гкал) умножаем на тариф Гкал (1190,03 руб.). Итого: за отопление квартиры площадью в 52,1 кв. м в 2010 году вы должны платить 566,45 руб. в месяц.
Дом дому рознь
– Почему в домах одной серии суммы перерасчетов по отоплению за предыдущие периоды отличаются, а в некоторых домах Москвы их не делают вовсе?
Зинаида Петрова
– Суммы перерасчетов различны не только по районам, но и по домам, управляемым разными управляющими компаниями. ГУ ИС проанализировал ситуацию в Свиблово. Сравнили два практически одинаковых дома – кирпичные пятиэтажки 1961 и 1962 года постройки. В первом, где утеплены подъезды, подвалы, чердаки, жителям однокомнатной квартиры площадью 32,5 кв. м вернут переплаченные в прошлом году 2115 руб. 32 коп., а двухкомнатной (56,4 кв. м) – 3670 рублей.
В другом доме, где все нараспашку, жильцам спишут всего 326 рублей – такой перерасчет сделан для квартиры в 43,3 кв. м, а для квартир в 69,1 кв. м – 606 руб. 80 коп. Разное отношение к энергосбережению – разный расход тепла. Не исключено, что иные дома, где нерачительно относятся к потребляемым ресурсам, могут оказаться должниками перед МОЭКом.
За проведение перерасчета отвечает не инженерная служба, а ваша управляющая организация. Если она даст соответствующее поручение ГУ ИСу, то он, как подрядчик, обязан будет его выполнить.
«Сливают» воду
– Почему в ЕПД многих москвичей появляются сумасшедшие суммы – по 5, а то и 15 тысяч рублей за воду?
Антон Якименко
– Скорее всего, ваша управляющая компания при расчетах за коммунальные услуги руководствуется разными нормативными актами. Горячую и холодную воду рассчитывает по постановлению правительства Москвы № 77-ПП от 10.02.2004 «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы». А отопление – по Постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Разберемся, в чем разница, и что выгоднее жителям?
По 77-му постановлению на квартиры, где нет индивидуальных приборов учета, распределяется весь излишек и потери воды по дому за минусом пяти процентов на общедомовые нужды. Это противоречит федеральному закону – № 307, по которому в квартиры, где нет счетчиков, нельзя начислять за воду больше норматива, потому что в нем учтены все общедомовые расходы и потери. К тому же 77-е постановление не о порядке расчетов за воду, а о программе установки счетчиков. И субъект РФ не вправе устанавливать порядок расчетов за коммунальные услуги. Это регулируется как раз 307-м постановлением правительства РФ.
Жителям, безусловно, выгодно рассчитываться по федеральному закону, ведь при любых потерях во внутридомовых сетях с них нельзя взять больше норматива. Но они не используют свое право на самостоятельное определение порядка расчетов за жилищные и коммунальные услуги, предоставленное им ст. 162 Жилищного кодекса. На общем собрании собственники должны принять решение: какие услуги и по какому постановлению считать, и как их оплачивать. К примеру, сейчас многие москвичи требуют оплаты за отопление по факту, не понимая, что зимой их платежи увеличатся в 2–3 раза. Так лучше платить за тепло равномерно, по 1/12 в течение всего года.
Проведите общее собрание и запишите в протоколе поручение своей управляющей организации: расчеты за холодную и горячую воду, за отопление производить на основании 307-го постановления правительства РФ. Она обязана подчиниться. Этим решится проблема «сумасшедших» счетов за воду, с которой столкнулись многие москвичи.
Многие председатели ЖСК, ТСЖ используют общее собрание, как инструмент для нарушения прав жителей. Не разрешают устанавливать квартирные счетчики и рассчитываться по ним, ссылаясь на решения общего собрания, якобы постановившего рассчитываться по тарифам.
В ст. 157 Жилищного кодекса сказано, что образование в доме ТСЖ, ЖСК или иного потребительского кооператива не является основанием для изменения размера платы за коммунальные услуги. То есть независимо от того, живет ли человек в ТСЖ, ЖСК или в обычном многоквартирном доме, коммунальные услуги должны рассчитываться по правилам, установленным правительством РФ: есть в квартире счетчик – по его показаниям, нет счетчика – по нормативам потребления. Кроме того, в 307-м постановлении ничего не сказано о полномочиях общего собрания на этот счет. В нем лишь закреплена обязанность управляющей компании ежегодно производить перерасчеты.
Пять процентов – это много или мало?
– Может ли управляющая компания использовать 5% от общего объема воды, предназначенных на общедомовые нужды, для полива придомовой территории? И как правильно рассчитать объем «общей» воды?
Анатолий Киселев
– При наличии общедомового прибора учета на общедомовые нужды направляются 5% от его показаний. При расчетах за воду по тарифу расход на общедомовые нужды учитывается в плате (22,92 руб. кв. м) за обслуживание и текущий ремонт общего имущества. Однако в 307-м постановлении правительства РФ написано, что расход воды на общие нужды не должен включаться в состав этой платы. Это отдельная коммунальная услуга, которая рассчитывается следующим образом: из показаний общедомового прибора вычитаются суммированные показания квартирных, разница распределяется по каждой квартире пропорционально показаниям квартирных приборов учета.
Если кто-то сливает воду из дома налево, то за нее должны платить не жители, а те, кто этой водой пользовался. В частности, дворовые территории содержатся за счет бюджета Москвы. Подрядная организация, которая обслуживает придомовый участок, должна за воду заплатить. Очень хорошо, что вы обратили внимание на то, за чей счет поливается территория. Ведь многие думают, что управляющая компания оплачивает 5% из своей прибыли. Нет, она берет деньги из платы за обслуживание и текущий ремонт, из ваших средств.