Коляска проедет, халтура не пройдет
Год равных возможностей закончился. Продолжает ли воплощаться в жизнь городская программа социальной интеграции инвалидов? Наш корреспондент решил выяснить это на Юго-Западе столицы.
Именно в ЮЗАО более пяти лет назад были пущены первые пробные автобусы для маломобильных граждан. Маршруты 1С и 2С, открытые в Южном Бутово и Коньково, проходили через детские и взрослые поликлиники, учреждения культуры и спорта, центры социального обслуживания и другие самые необходимые для нормальной жизни точки. За экспериментом тогда следила вся Москва.
Но пуск такого автобуса – капля в море проблем, с которыми ежедневно сталкиваются люди, не имеющие возможности самостоятельно передвигаться. И начинаются они прямо от порога собственного дома: пройдет ли коляска в лифт, устроен ли на нескольких подъездных ступеньках пандус, удастся ли преодолеть бордюр тротуара? (Кстати, те же самые вопросы волнуют и весьма многочисленную категорию горожан – мам с колясками.)
На данный момент в подъездах Юго-Западного округа существуют 235 специальных подъемников, облегчающих жизнь инвалидам, пожилым москвичам. Возле некоторых уличных перекрестков есть перильца, помогающие съехать на коляске с тротуара. Но что еще делается в этом направлении?
– Сейчас при вводе в эксплуатацию нового объекта на актах о приемке обязательно должны стоять подписи представителей окружного объединения инвалидов и специалистов управления социального развития префектуры, – говорит первый заместитель префекта ЮЗАО Виктор Фуер. – Так что халтура не пройдет. И если недобросовестный подрядчик слишком торопится сдать работу, не заботясь о том, действительно ли можно будет пользоваться этими пандусами или подъемниками, бывает, что его заставляют переделывать работу за свой счет – в точности по проекту.
Часто проблема упирается в финансы. Когда первые 117 домов в округе оборудовались подъемниками, пандусами, устройствами для автоматического открывания дверей в подъездах, все это финансировалось из городского бюджета. Позже мы попытались продолжить дело за счет собственных средств, но тут грянул кризис, и средств хватило только на установку подъемников. Затрудняет дело и то, что многие здания построены по старым проектам, где подобные устройства не предусматривались. Рациональнее всего производить в них преобразования в рамках капитального ремонта.
Хорошо, предположим, на улицу выйти удалось. Что дальше? В утвержденной префектом Алексеем Челышевым программе адаптации окружающей среды к нуждам инвалидов предусмотрено в течение двух лет оборудовать удобными сходами свыше 6000 мест на тротуарах во дворах, выездах из домов, на перекрестках улиц. Около 800 объектов уже сдано, порядка 600 будут готовы в ближайшее время.
Подходить к делу стараются неформально. Так, по нормативам высота тротуарного бордюра в местах перехода не должна превышать четырех сантиметров. Но инвалиды-колясочники жаловались, что и эту высоту, особенно зимой, преодолеть трудно, и теперь в округе бордюр на спуске делают не более двух сантиметров, либо вовсе сводят на нет.
Еще проблема – поход в магазин.
– Действительно, небольшие магазины, как правило, построенные по устаревшим проектам, не адаптированы к нуждам людей, имеющих сложности с передвижением, – соглашается Виктор Фуер. – Там и пандусов на входах зачастую нет, и помещение для колясок тесное. Переоборудование таких торговых точек довольно дорого, и их владельцы не слишком охотно идут на это. Тем не менее и здесь дело потихоньку движется. Зато в крупных торговых комплексах проблем с передвижением инвалидов практически нет, и жалоб от них не поступает.
В округе уверены, что со временем все вопросы социальной интеграции людей с ограниченными возможностями удастся решить, и передвигаться на инвалидной коляске по городу можно будет так же свободно, как и пешком.