Москва – не мачеха
В Москве продолжается реализация комплекса мер по предупреждению детского и семейного неблагополучия, преодоления социального сиротства. Программа, рассчитанная на 2009–2011 гг., была принята постановлением правительства Москвы 18 ноября 2008 года.
О том, как она воплощается в жизнь и что еще необходимо сделать, говорится в новом документе – постановлении правительства Москвы от 27 апреля 2010 г. № 341-ПП «О ходе выполнения Комплекса мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009–2011 гг.»
В постановлении отмечается, что за истекший период на 8% уменьшилось число ежегодно выявляемых детей, относящихся к категории социальных сирот. При этом стало больше устроенных на воспитание в семьи (2396 человек в 2008 году и 2514 в 2009-м), снизилось на 617 человек число воспитанников сиротских учреждений. Установлена ежемесячная выплата лицам, усыновившим ребенка на территории города, введен сертификат на бесплатное медицинское сопровождение и предоставление образовательных услуг детям из семей усыновителей, опекунов, приемных родителей.
Кому доверить воспитание
Городское правительство определило дальнейшие пути реализации программы борьбы с социальным сиротством, поставив перед столичными департаментами конкретные задачи, которые должны быть решены в определенные документом сроки.
Постановление повышает роль органов местного самоуправления в деле преодоления социального сиротства. В связи с этим Департаменту семейной и молодежной политики города Москвы поручено представить на рассмотрение правительства законопроект, определяющий полномочия органов местного самоуправления по организации работы с трудными семьями, социального патроната, защите прав детей, нуждающихся в помощи государства.
В документе подчеркивается необходимость совершенствования законодательной базы и на федеральном уровне. С этой целью департамент должен будет представить правительству проект постановления Мосгордумы «О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основные законодательные предложения города «федералам» будут, в частности, такими: установить обязательное прохождение специальной подготовки желающими принять на воспитание ребенка; установить разницу в возрасте между усыновителями и усыновляемым; внести изменения в установленную отчетность опекунов; ввести обязательное психологическое тестирование для выразивших желание стать усыновителями, опекунами (попечителями).
Согласно документу, в Москве должны появиться новые службы и учреждения, в задачу которых войдет работа с «нестандартными» семьями. Так, планируется сформировать городскую службу сопровождения семей, принявших на воспитание сирот, и кризисный центр по работе с родителями, лишенными родительских прав, ограниченными и восстановленными в правах. А уже в ближайшее время на базе специализированного дома ребенка № 22 должен быть создан кризисный центр для женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, с отделением для несовершеннолетних беременных и юных мам «Маленькая мама». Еще один специализированный центр – по профилактике отказов от материнства (с временным проживанием матерей с детьми) – планируется создать на базе дома ребенка № 6. Кроме того, в профильных департаментах сформируют уполномоченные службы по сопровождению семей, принявших детей на воспитание.
Департамент социальной защиты населения города Москвы получил задание сформировать программу семинаров для работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Семинары будут проходить в рамках работы экспериментальной учебно-методической площадки социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Отрадное» (СВАО).
Нашла отражение в документе и такая болезненная для столицы проблема, как младенцы, брошенные женщинами, приехавшими из стран СНГ и российских регионов. Город по-прежнему проявляет гуманизм: будет продолжено финансирование родовспоможения таким матерям и содержания новорожденных, от которых отказались, в больницах и сиротских учреждениях.
Без жилья не останутся
Одной из наиболее актуальных для города остается задача обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Значительная роль в ее решении отводится разъяснительной и информационной работе. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы совместно с департаментами образования, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики предписано обеспечить проведение встреч с такими детьми, имеющими право на однократное предоставление благоустроенных жилых помещений, а также с их представителями для разъяснения им вопросов, связанных с обеспечением жильем. На эту же тему должна быть подготовлена и выпущена информационная брошюра. Что же касается родителей, лишенных прав на ребенка, то профильным департаментам следует четче проработать процедуру выселения таких родителей по суду в целях защиты жилищных прав их несовершеннолетних детей.
Тему недвижимости продолжает задание Департаменту имущества города Москвы. При освобождении нежилых помещений, в первую очередь на первых этажах жилых домов, департамент совместно с префектурами административных округов должен предлагать их для размещения центров социальной помощи семье и детям.
В документе отмечаются имеющиеся диспропорции в развитии сети таких центров. Чтобы поправить положение, префектурам совместно с Департаментом семейной и молодежной политики поручено включать предложения по их размещению при разработке соответствующих программ в районах сложившейся застройки, зонах комплексной реорганизации городских территорий и районах новой застройки.
Москвичи должны быть подробно информированы о том, как реализуется комплекс мер по преодолению социального сиротства в столице. Постановление обязывает Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы оказывать содействие органам исполнительной власти во всестороннем освещении в СМИ этой работы.
Контролировать выполнение постановления поручено первому заместителю мэра города в правительстве Москвы Людмиле Швецовой.