Петр Стрешнев: «Честность – лучшая политика»
Сейчас фирмы проходят добровольную сертификацию, которая сменила лицензирование. Одни фирмы спешат получить или уже получили сертификат, а некоторые даже два (Московской лицензионной палаты и РГР), другие вообще не хотят получать никакого. Вот и генеральный директор агентства недвижимости «Стратегия Партнерства» Петр Стрешнев считает, что сертификат получать им рано. О том, почему он так думает, и о других проблемах рынка недвижимости с ним беседует наш корреспондент.– Такого еще на нашем рынке не было. Риэлторы начали обсуждать самих себя и говорить о тех проблемах, о которых раньше молчали. Спасибо за это авторам идеи добровольной сертификации риэлторских услуг. Простой вопрос, получать или не получать сертификат соответствия, приобрел глубокий смысл. Чему, собственно говоря, мы сейчас соответствуем, чему не соответствуем и что необходимо сделать, чтобы соответствовать. А это говорит о том, что наш рынок недвижимости возмужал и созрел для объективного самоанализа, что ему только на пользу.
– Вот и давайте этот анализ попробуем провести. Что, по вашему мнению, положительно, а что отрицательно характеризует современный рынок недвижимости?
– Внешне рынок выглядит достаточно цивилизованно. Он хорошо структурирован; операторы рынка в лице риэлторских фирм, государственных органов, банков работают слаженно, технология проведения сделок стала совершенной и безопасной, профессионализм риэлторов значительно вырос. Все это, безусловно, положительно.
– Но есть же и недостатки?
– Конечно, есть, и они достаточно существенны, чтобы сделать вывод, что мы еще не цивилизованны, мы только на пути к этому.
– И в чем же они проявляются?
– К сожалению, в главном, в отношении риэлторов к своим клиентам. Они еще не стали абсолютно прозрачными, то есть некоторые риэлторы камуфлируют свою комиссию, клиенты про нее не знают, а она подчас огромна, она не соответствует тому уровню трудозатрат, которые несут риэлторские фирмы по проведению сделок.
– А их кто-нибудь просчитывал, эти затраты?
– Да никто их не просчитывал. Просто наш рынок стал формироваться на основе стандартов западных рынков. Отсюда и пошли эти 6 процентов. Раньше этой ставки комиссионных риэлторы старались придерживаться, везде на всех совещаниях эту цифру называли, сейчас умудряются взять с клиента значительно больше.
– Что же здесь плохого, раз риэлтор с клиентом договорились? Мы же на рынке.
– Если договорились, то это нормально. Сложная сделка дорого стоит. Но в том то и дело, что даже по самым банальным сделкам договор идет по одной комиссии, приемлемой для клиента, а укрывается другая.
– Но ведь комиссию скрыть тоже непросто?
– Уверяю вас, в этом некоторые риэлторы преуспели. К примеру, пришли вы продавать свою квартиру. В вопросах ценообразования вы не ориентируетесь. Объективно ваша квартира стоит порядка 53 тысяч долларов. А фирма по эксклюзивному договору ее оценила в 50 тысяч долларов. Определила комиссию от 50 тысяч долларов в размере 4 процентов. А продала за 54 тысячи долларов (сказался рост цен).
Дальше простая арифметика. Вы получили за свою квартиру 48 тыс., фирма – 6 тыс., из них 2 тыс.– договорная комиссия.
– То есть фирма преднамеренно недооценила квартиру? Но это же обман!
– Если более точно, то это воровство, облеченное в правовую форму. Когда впоследствии продавцу удается узнать реальную цену, за которую была продана его квартира, то получить эти утаенные деньги он уже не сможет. Договор, который он подписал, в этом смысле «безупречен».
Я бы не хотел, чтобы у людей сложилось мнение, что все фирмы так работают. Это не так. Большинство фирм объективно, в интересах клиента проводят оценку квартиры. Просто мы говорим о явлении, которое дискредитирует рынок и не дает ему развиваться.
– Получается, термин «развести клиентов» – это тоже «одного поля ягода»?
– Да, это звенья одной цепи. Чтобы продавец не узнал «тайну» о стоимости своей квартиры на сделку едет начальник отдела, менеджер, юрист и еще кто-то. Цель одна – не допустить прямых контактов продавцов с покупателями. Внешне это выглядит как забота фирмы о своем клиенте. Вот как мы вас опекаем!
– Петр Николаевич, но ведь фирмы несут большие накладные расходы, они правдой и неправдой вынуждены брать большие комиссионные.
– Некоторые даже необходимый минимум своей комиссии определили в 3 тыс. долларов!
Понятно, что все расходы должны быть оправданы. Это чистой воды экономика. Но не должно быть такого, чтобы эти расходы являлись оправданием обмана. Экономика здесь глумится над моралью.
– А если этот необходимый минимум недостижим? Страдают же маклеры фирмы.
– Конечно, они лишаются потенциальной работы и заработка. Страдают и клиенты. Получив от фирмы отказ в обслуживании, они вынуждены идти в рискованный сектор рынка, к «черным» маклерам, у которых комиссия значительно ниже. Вот вам одна из причин «левых» сделок и процветания теневого рынка недвижимости.
– Есть и другие причины?
– Есть. Думаю, мы здесь не будем обсуждать свойства человеческой личности. Интересен другой аспект, который напрямую связан с дальнейшим становлением рынка. И заключается он в следующем. Многие маклеры в фирмах уже давно выросли из рамок наемных работников. Они великолепные специалисты, не нуждаются в рекламной поддержке, а работают на своей клиентской базе. И доход в фирму они уже принесли немалый. Надо бы открывать свое дело, да боязно. Всякие там бюрократические препоны, налоги опять же. Вот и приходится «левачить». К тому же делать им это морально комфортно, с клиентами они честны, а фирма сама виновата, что уподобилась дорогому бутику.
– Но сейчас же стало намного легче открыть фирму. Вы же это сделали?
– Не только мы открыли фирму, многие уже открыли. Процесс, как говорится, пошел. Представляете, приходит частник к нам вносить аванс и говорит, что он уже не «черный» маклер, а ПБОЮЛ. Государство сыграло здесь свою положительную роль, хотя и запоздалую: отменило лицензии, упростило регистрацию фирмы, дало большие налоговые льготы малому бизнесу.
– По вашему мнению, отмена лицензии – это благо?
– Конечно, благо. Государство раскрепостило рынок. На рынок выйдут здоровые силы.
– Но есть же другое мнение, что отмена лицензий сделает рынок криминальным?
– Поскольку это мнение идет от некоторых руководителей риэлторских фирм, которые сожалеют об отмене лицензий, то я этот вопрос понимаю так. Есть опасения, что криминальные элементы вольются в наши риэлторские ряды. Непонятно, а зачем им это? Заняться своим перевоспитанием? Труд риэлтора каторжный, с утра и до поздней ночи, и все на нервах, сверхприбылей в этом бизнесе нет. Поэтому не надо бояться фирм-однодневок, на рынке вторичного жилья они невозможны. На рынок в своем новом качестве выйдут опытные риэлторы. Их-то чего бояться?
– Сейчас фирмы получают сертификаты, которые, как я думаю, несут другую смысловую нагрузку. Почему вы не спешите его получить?
– Помните, при социализме был знак качества? Им люди гордились. Сертификат должен быть для риэлторов тем же знаком качества и вызывать у них гордость за то, что они умеют делать то, что не умеют делать другие, что качество их работы выше, чем у других. Не думаю, что, получив сертификат, мы бы это чувство испытали. Возможности и способности фирм сегодня одинаковы, а качество для риэлторов это скорее честность и порядочность, что сертификации не поддается. Поэтому и не спешим.
– Как вы относитесь к тенденции объединения фирм и как это сказалось на рынке?
– Отношусь нормально, это внутреннее дело фирм. Плохо то, что возник некоторый элемент «великодержавности» и появились «старшие братья», которые стали навязывать «младшим» свои стандарты, а те эти стандарты не принимают, причем отторжение идет со стороны низового звена – маклеров. Есть о чем подумать.
– Какие перспективы развития рынка недвижимости вы видите?
– Думаю, что будут появляться новые фирмы, а частные маклеры начнут свою легализацию, предпосылки для этого созданы. Видимо, процесс объединения фирм в крупные риэлторские центры закончился, так как ничего нового в сфере риэлторских услуг эти центры предложить клиенту не могут. Полагаю, что у риэлторов осталось одно поле конкурентной борьбы: честность и порядочность по отношению к клиенту. Тот, кто будет работать по принципу «Честность – лучшая политика!», тот и останется на рынке.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей фирме.
– Фирма зарегистрирована в январе 2002 года. Создали ее шесть опытных маклеров, активно практикующих на рынке и сегодня. По организационно-правовой форме мы близки к акционерному обществу работников. Все мы – партнеры.
С клиентами также строим партнерские отношения, работаем в рамках собственной программы: «Наши Клиенты – Наши Партнеры!» Пользуясь возможностью, хочу пожелать нашим партнерам здоровья, счастья и успехов!
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Петр Николаевич Стрешнев в 1978 году окончил Высшую Краснознаменную школу КГБ, в 1998 году – Военную академию связи. Проходил службу в различных частях и подразделениях КГБ и ФАПСИ. В 1995 году в звании подполковника вышел в запас.
С 1995 по 2000 год работал в агентстве недвижимости «Компания Вавилон» в должностях заместитель генерального директора, директор, директор филиала. В 2001 году – вице-президент агентства недвижимости «Каменный пояс».
В 2002 году вместе с партнерами организовал агентство недвижимости «Стратегия Партнерства», где является генеральным директором.
Женат. Жена Татьяна – бухгалтер, сын Филипп – учащийся.
Имеет музыкальное образование по классу баяна.
Хобби – благоустройство дачного участка, любит что-то построить своими руками, это дает отдых от напряженной работы.