В Москве подвели итоги 2015 по строительству и аренде торговых центров
В Москве были подведены итоги 2015 года в области коммерческой недвижимости. По словам специалистов, доля выпускаемых на рынок объектов существенно сократилась под действием кризиса.
Компания Welhome подвела итоги 2015 года по московской коммерческой недвижимости. По словам экспертов и аналитиков, объемы ввода торговых площадей в рыночный оборот составили 560 тысяч квадратных метров. За год в столице открыли 14 новых торговых центров с «качественными» площадями. Данный итоговый показатель примерно на 33% меньше, чем за предыдущий 2014 год. Связано это с несколькими факторами, влияющими на рынок.
Наиболее негативное влияние на рынок торговой недвижимости было оказано девальвацией национальной валюты. Нестабильность на финансовых рынка привела к сокращению деловой активности потенциальных нанимателей. Снижение платежеспособности заставило магазины воздержаться от смены площадей в пользу более качественных, так же, как и от приобретения новых площадей в целях расширения.
На втором месте, конечно же, оказались санкции стран Запада, который нанесли ощутимый вред в области инвестирования данного рынка. Это в частности на заполняемости новых объектов иностранными игроками.
Возвращаясь к проблеме платежеспособности, нельзя не упомянуть и о том, что с ослаблением рубля стало тяжелее и дороже строить. В связи с этим, выпуск на рынок отдельных объектов пришлось перенести. Есть также редкие сведения о заморозке проектов из-за подорожавших строительных материалов.
Несмотря на все это, указывают в Welhome, иностранные игроки на коммерческом рынке Москвы все равно остаются. По словам специалистов, ряд крупных ритейлеров продолжает достаточно активно инвестировать и нанимать площади. Само собой нынешние объемы нельзя сравнить с докризисными, однако тем не менее – они есть.
Ранее международные СМИ писали о «коллапсе» торговой недвижимости Москвы. Данное утверждение в значительной мере преувеличено, хотя и имеет некую справедливость. На данный момент вакантными площадями в торговых центрах признано 11% площадок. Хуже всего ситуация варьируется в новых, недавно открывшихся торговых центрах. В Отдельных ТЦ пустует до 50% арендуемых площадей.
Ценообразование в данный момент во многом зависит от степени заполнения площадей. Объекты, которые пустуют на 30% и более, чаще всего предлагают потенциальным клиентам дисконты. Размер дисконтов опять-таки зависит от доли пустующих площадей и срока экспозиции с простоем.